UA / RU
Підтримати ZN.ua

«Циклон» просит старт

Если за ракету «Зенит» у руководителей украинской космической отрасли голова уже давно не болит, поскольку участие в международном проекте Sea Launch («Морской старт») обеспечило ей долгую, и скорее всего, счастливую жизнь, то ракетоноситель «Циклон», как считают в Национальном космическом агентстве Украины, незаслуженно находится в тени «Зенита». На этой неделе, наконец, произошло, на первый взгляд невзрачное событие, которое однако должно серьезно изменить судьбу украинской ракеты.

Автор: Валентин Бадрак

Если за ракету «Зенит» у руководителей украинской космической отрасли голова уже давно не болит, поскольку участие в международном проекте Sea Launch («Морской старт») обеспечило ей долгую, и скорее всего, счастливую жизнь, то ракетоноситель «Циклон», как считают в Национальном космическом агентстве Украины, незаслуженно находится в тени «Зенита». На этой неделе, наконец, произошло, на первый взгляд невзрачное событие, которое однако должно серьезно изменить судьбу украинской ракеты. Речь о том, что в четверг генеральный директор Национального космического агентства Украины Александр Негода и министр науки и технологий Бразилии Роналдо Сарденберг от имени правительств двух стран подписали соглашение о сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях. Документ предусматривает сотрудничество Украины и Бразилии в области науки, зондирования земной поверхности, метеорологии, радиосвязи, биотехнологий, разработки систем дистанционного управления и тому подобное. Интерес к украинскому космосу настолько серьезен, что соглашение будет действовать 10 лет и еще на 10 лет будет автоматически продлено.

Но, главное, этот документ обозначил включение зеленого света новому крупному международному космическому проекту масштаба «Морского старта». Удивительно, но объективный факт: Украина принимает участие во всех крупнейших интернациональных проектах в области космоса. Удивительно, потому что национальная космическая отрасль получает такие же крохи как и все другие. А факты: Sea Launch, Globalstar, проект создания МКС - Международной космической станции, проект модернизации межконтинентальной баллистической ракеты СС-18 в коммерческий ракетоноситель «Днепр», участие украинского космонавта в работе на орбите многонационального экипажа и, наконец, проект использования модернизированного «Циклона-4» на приэкваториальном бразильском космодроме в Анканталье. Без преувеличения, такой послужной список может являться несомненным свидетельством того, что Украина есть космическое государство.

Шероховатости одного режима

Как справедливо заметил г-н Р.Сарденберг, подписанное Соглашение отнюдь не является импровизацией - бразильские эксперты долго присматривались к «Циклону-4». Выбирать было из чего, но выбор все же был остановлен на Украине. Скорее всего, главным критерием стала надежность украинской ракеты. Отвечая на вопрос автора, почему бразильцы выбрали именно «Циклон-4», бразильский министр ответил, что «это наиболее эффективная и надежная ракета среднего класса в мире». Скорее всего, он прав: «Циклон» был создан на базе боевой ракеты «СС-9», мощность которой позволяет выводить на низкую орбиту (600-800 км) до 4 тонн полезного груза, при этом вес спутника на борту может составлять 1-1,5 тонны. Из 219 пусков ракетоносителя аварийными были только четыре, что по показателю надежности, действительно, превосходит все существующие в мире ракетоносители. Для сравнения, российский «Союз» до 30-го пуска имел уже 13 аварий. Даже американская ракета «Дельта» специалистами ставится на второе место после «Циклона». А использование этой ракеты для пусков с приэкваториального космодрома, по словам гендиректора Национального космического агентства Украины (НКАУ) А.Негоды, почти на 40% повысит ее эффективность.

Серьезные контакты с Бразилией начались в 1995г. Многие технические вопросы уже были решены в 1997г., когда Украина впервые учавствовала в работе международного авиакосмического салона FEDAE-97 в Чили. Однако Украина не была участником Режима контроля за ракетными технологиями и в какой-то момент казалось, что этот проект не пойдет. Как не пошел проект по совместной работе с французами, в рамках которого предполагались и пуски украинских ракет с космодрома Куру. Уже тогда Украина продемонстрировала удивительное послушание, о котором ее никто даже не просил. Например, сделала одностороннее заявление (правда, также как Китай, Израиль и Румыния) о намерении твердо придержаться принципов РКРТ, даже не являясь его членом. Сначала это не дало всходов. Но когда в прошлом году ее настоятельно «попросили» отказаться от заманчивого Бушерского контракта, украинские лидеры вовремя смекнули выторговать членство в РКРТ. Напомним, что РКРТ - неформальный межправительственный режим, направленный против увеличения возможностей критических стран к созданию ракет. Другими словами, это ассоциация «не-соглашения» из 30 наиболее технологически развитых государств, созданная с целью ограничения рисков от оружия массового поражения. С января 1993 было принято решение расширить Режим таким образом, чтобы охватить средства поставки всех видов оружия массового поражения.

Несмотря на принятие в состав Режима, даже в начале текущего года А.Негода сказал следующее: «Сегодня мне бы пока не хотелось говорить о судьбе этого проекта (использования РН «Циклон» на бразильском космодроме - Авт.). Есть еще ряд трудностей, связанных с передачей ракетных технологий этой стране. Такие ограничения связаны с международным Режимом контроля за ракетными технологиями, участником которого является Украина». Даже, несмотря на то, что сама Бразилия тоже является участником этого Режима. Если говорить о де-факто, Украине необходимо было, чтобы США положительно восприняли эту новую инициативу в области космоса. К ноябрю 1999г. этот вопрос был решен на политическом уровне, что является неплохим результатом, учитывая, что для реализации проекта пусков украинских ракетоносителей с морской платформы Украине пришлось разработать и подписать пять отдельных межправительственных соглашений. Несмотря на трепетное и более чем осторожное отношение США к вопросам передачи ракетных технологий (еще живо в памяти приостановление по подобным причинам Госдепартаментом США проекта Sea Launch), Украина не только получила возможность реализовать этот проект, но и очень серьезно рассматривает вопрос подключения к нему частных американских компаний. Всплывал даже вопрос использования «Циклона» на американском космодроме во Флориде, то, скорее всего, такое решение не будет принято из-за традиционной гептиловой начинки ракетоносителя (только «Зенит» имеет экологически чистое топливо).

Комментируя вопросы, связанные с Режимом контроля за ракетными технологиями, гендиректор НКАУ намекнул, что «поскольку этот проект прямо или косвенно затрагивал интересы ряда стран, много времени пришлось уделить консультациям с ними». Действительно, человечество имеет не очень большой опыт реализации широкомасштабных космических проектов. Если принять во внимание, что Бразилия наряду с Аргентиной и ЮАР была близка к созданию ядерного оружия, а также тот факт, что не имеется никакого существенного технологического различия между космическими пусковыми установками и межконтинентальными баллистическими ракетами, то озирания назад не покажутся такими уж необоснованными. С другой стороны, их наличие свидетельствует о масштабах проекта. А экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Владимир Горбулин в свое время заметил, что именно полноправное участие Украины в этом Режиме и позволило продвинуть этот гигантский по перспективам проект.

Даешь пуск в 2001-м!

Для реализации проекта еще необходимо решить две глобальные, однако уже чисто технические задачи: модернизировать ракетоноситель «Циклон», в частности его систему управления и двигательную установку, а также подготовить стартовый комплекс и инфраструктуру в Бразилии. Что касается первой задачи, за нее возьмется совместное украинско-итальянское предприятие, которое уже начало создаваться на базе ГКБ «Южного»/ПО «Южмаш» и итальянской фирмой «Fiat-Avio» с одинаковым распределением долей в уставном фонде. Украинская сторона войдет в СП со своими ракетоносителями, итальянская же обеспечит его финансовое наполнение. Очевидно, что и прибыль от будущих пусков будет также делиться поровну, хотя пока никто из конкретных участников проекта не детализировал его коммерческую часть.

По словам заместителя генерального конструктора ГКБ «Южное» Александра Мащенко, ныне уже сделаны эскизы обновленного ракетоносителя, а в работе над модернизацией «Циклона-4», кроме итальянцев, принимает участие российское Конструкторское бюро транспортных машин (КБТМ). По мнению сторон-участников, если удастся сохранить темпы начатых работ, первый старт украинской ракеты с бразильского космодрома может состояться в конце 2001 года. Гендиректор НКАУ не исключил привлечения к проекту еще нескольких американских фирм. Они, в частности, могут привлечь необходимые проекту инвестиции, поэтому такое партнерство было бы целесообразным.

Что касается подготовки инфраструктуры в Бразилии, ею займется местная фирма «Infraero», которая при этом не будет входить в СП. Последнее просто будет вносить соответствующие средства за ее эксплуатацию. По словам г-на Сарденберга, стартовый комплекс должен быть готов к работе к концу следующего года.

Немаловажно, что этот проект не будет конкурировать с другим глобальным проектом с участием Украины - «Морским стартом», поскольку в них участвуют ракеты разных классов. Украинские и бразильские эксперты в области космоса считают, что коммерческий успех проекту обеспечен хотя бы уже потому, что сегодня ярко прослеживается тенденция к уменьшению веса спутников, что должно обеспечить спрос именно на «Циклоны-4». Кстати, на сегодняшний момент уже имеются конкретные заказчики, которых участники проекта не захотели назвать, ссылаясь на уровень конкуренции на рынке космических услуг. Что же касается квот на пуски и соответствующих лицензий, то эти вопросы, а также вопросы стоимости таких услуг, в общем, правила поведения на космическом рынке, Украина будет согласовывать с США. По мнению А.Негоды, главное, что проект позволит создать как в Украине, так и в Бразилии несколько тысяч новых рабочих мест, а сам по себе он является развитием уже четко очерченной тенденции последних лет - «глобализации и коммерциализации космической деятельности».