Отрезанный ломоть,
или Действительно ли "Правнуки погані"?
Владимир ОЛИЙНЫК
В августе прошлого года исполнилось 220 лет с того времени, как первые черноморские казаки во главе с полковником Саввой Белым на лодках причалили к берегам полуострова Тамань. В то же время кошевой атаман Захар Чепига вел конные полки с военными обозами по суходолу, и в конце осени 1792 г. прибыл к границам Кубанских земель. Уже в 1793 г. на берегу Кубани в Карасунском куте был заложен военный город Екатеринодар (сейчас Краснодар) с крепостью, напоминающей Сечь.
В течение года было основано 40 куреней, причем 38 из них сохранили старые запорожские названия. Как свидетельствуют исторические источники, всего на Кубань тогда переселилось 17 тыс. черноморцев (по другим данным - 25 тыс.). Что же побудило их к этому?
3 августа 1775 г. (по юлианскому календарю) Екатерина ІІ своим манифестом приказала расформировать Сечь. Приказ императрицы выполнил генерал П.Текели, сначала захватив казацкую твердыню, а затем и уничтожив ее. Но уже в 1783-м Г.Потемкин сформировал Войско верных запорожцев и Черноморскую казацкую флотилию (указ Екатерины II от 22 января 1783 г.). Это войско основало кош в урочище Васильевка на Кинбурнской косе, а со временем и в городке Слобозия-Руф. Кошевым атаманом избрали Сидора Белого, военным судьей - Антона Головатого. После гибели в бою кошевого Белого атаманом войска стал Захар Чепига.
Казацкое войско в течение года уже насчитывало 10 тыс. человек. А в Российско-турецкой войне 1787-1792 гг. принимало участие уже более
12 тыс. казацкого войска. Война с османами непосильным бременем легла на плечи украинского народа. Кроме участия в боевых действиях, тысячи украинцев также привлекали к строительству крепостей и оборонительных линий, силой загоняли в рекруты, что вызывало справедливое недовольство крестьян и казаков.
По условиям Кючук-Кайнарджийского (1774) и Ясского (1791) мирных договоров Российская империя получила значительные территории в Северном Причерноморье и Приазовье, а также земли между Южным Бугом и Днестром. В 1783 г. в ее состав вошел Крым. Россия теперь обладала правом свободного торгового судоходства по Черному морю. После аннексии Крымского ханства были также прекращены опустошительные набеги на украинские земли татар и турок-осман. Потребность в казаках на территории Украины полностью отпадала.
В 1784 г. к Российской империи отошла Кубань, которая была стратегически важна, но уязвима от присутствия воинственных черкесов. В июле 1792 г. Екатерина ІІ подписала манифест, согласно которому Черноморскому войску передавались "в вечное владение Фанагорийский полуостров и земли на правой стороне Кубани".
Переселяя казаков на Кубань, императрица получала тройную выгоду: во-первых, обеспечивала надежную защиту новых южных границ;
во-вторых, создавала условия для русификации казаков; в-третьих, отдаляла их от Украины, ослабляя социальную напряженность в юго-западных губерниях империи. В письме Потемкину 22 февраля 1788 г. она писала: то, что "верные запорожцы преданно служат, это хорошо, но имя запорожцев со временем старайся заменить другим, так как Сечь, уничтоженная манифестом, не оставила после себя в умах приятных воспоминаний...".
Запорожцев официально стали называть Черноморским казацким войском, вошедшим в Кавказское линейное войско. Александр Баратынский в письме к военному министру Дмитрию Милютину в 1860-х гг. отмечал: "В Черноморском войске, которое состоит из малороссов и сохраняет традиции Запорожской Сечи, их обособленность воспринимается от национальности и проявляется в нетерпимости к инородцам, которых казаки недружественно называют москалями. Слияние Черноморского войска с Кавказским линейным может действовать против этого, но чтобы это слияние впиталось в сам быт казаков".
Но черноморцы упрямо противостояли попыткам вытравить их историческую память. На новом месте они продолжали жить традиционным, веками устоявшимся бытом, сохраняя родной язык и культуру, придерживаясь многовековых обычаев, демократическим путем избирая себе старшину и атамана. Вместе с нехитрой домашней утварью, взятой из днепровских куреней, черноморцы принесли на Кубань украинскую песню. Народная песня стала одним из средств сохранения украинской национальной культуры на Кубани. Любительские хоры,
театры, обычаи и обряды и по сей день питают украинские корни, помогают потомкам казаков сохранять свое национальное естество.
По данным переписи 1897 г. "малороссийское население преобладает в Кубанской области. Коренное казацкое население большей частью разговаривает на малороссийском языке". К тому времени украинцы составляли более 60% населения всего края, а на правом берегу Кубани - от 78 до 90%.
Бурное развитие украинизации началось в 20-х годах ХХ в., в период так называемой коренизации. В частности, в 1926 г. в Северокавказском крае насчитывалось более 900 украинских школ, во всех техникумах обязательным предметом было украиноведение. Начался переход на украинский язык преподавания в ведущих ВУЗах Краснодара (педагогическом им. Н.Скрипника, медицинском и сельскохозяйственном). Функционировали Северокавказский украинский научно-исследовательский институт (СКУНИИ) и украинская писательская организация. По
постановлению Кубанского окружного исполнительного комитета с 1930 г. для обучения служащих советского аппарата на Кубани было организовано 83 кружка и курсы по изучению украинского языка, которыми было охвачено более 2,5 тыс. человек; выходило 10 украинских газет, пять журналов и альманахов, велись радиопередачи на украинском языке. В Краснодаре и Армавире были украинизированы два театра. Издательства "Северный Кавказ", "Центриздат", кубанский филиал Государственного издательства Украины (ГИУ) и др. успели выпустить в свет на украинском языке около 800 наименований книг, брошюр, школьных учебников. В 1933 г. планировалось издать еще 400. Их общий тираж достиг нескольких сот тысяч экземпляров (учебники печатались 20-40-тысячными тиражами). Активизировали работу в сфере украинизации населения Кубани детские сады, школы, музеи, библиотеки.
Но наступили печально известные 1930-е годы. Президиум Северокавказского исполнительного комитета 26 декабря 1932 г. издает постановление "Об украинизации", которым национальное возрождение на Кубани было свернуто. Вот несколько пунктов этого постановления (на языке оригинала): "1. Немедленно приостановить дальнейшую украинизацию во всех районах и станицах Северокавказского края. 2. Перевести к 1-му января 1933 года все делопроизводство на русский язык, а также листовки, брошюры, стенгазеты, многотиражки и пр. литературу, выходящую на украинском языке... 5. Предложить КрайОНО подготовить необходимые мероприятия для перевода к осени 1933 года преподавания во всех школах на русский язык...".
По переписи 17 декабря 1926 г. на Северном Кавказе насчитывалось 3 106 852 украинцев (37,15% общего количества жителей региона). В Таганрогском округе - около 71%. Доля украинцев в сельской местности приближалась к 90%. Перепись 1939 г. показала, что за период между переписями количество украинцев на Кубани уменьшилось на 89,2%, в то время как россиян увеличилось на 86,5%. Численность украинцев продолжает уменьшаться и в наши дни. Согласно официальной статистике в Краснодарском крае в 1989 г. проживало 200 000 украинцев, в 2002-м - 131 774 (2,57%), а перепись 2010 г. показала, что украинцы составляют только 1,6% (83 746 человек) всего населения Кубани. Подчеркнем: даже вследствие массового уничтожения кубанских казаков после Гражданской войны, потерь украинского населения Кубани во время голодоморов 1932-1933 и 1946-1947 гг., сталинских репрессий, Второй мировой войны, количество украинцев не могло так резко уменьшиться. Уникальная с точки зрения этнокультурных и этнографических процессов ситуация объясняется насильственной русификацией. Делопроизводство, обучение велось и ведется на русском языке, в то время как украинский стал гонимым.
Русификация украинцев Кубани, целенаправленное затуманивание их национального самосознания продолжается. Сейчас на Кубани не функционирует ни одной украинской школы, не издается на украинском языке литература, какая-либо периодика. Как отметил в интервью профессор Краснодарского госуниверситета В.Чумаченко, украинский язык на Кубани изучают факультативно только в краевой экспериментальной школе народного искусства при Кубанском казачьем хоре. В учебных планах этот предмет стыдливо назван "кубанским наречием". "Изучают его только по практическим соображениям, поскольку свыше половины репертуара всех кубанских народных хоровых коллективов составляют украинские народные песни, поэтому будущих исполнителей надо хоть как-то приучать к правильному произношению и научить читать песенные тексты". Радио, телевидение осуществляют вещание исключительно на русском языке.
Начиная с 1930-х гг. и до наших дней национальность подавляющего большинства украинского населения изменена на русскую. Сегодня в Краснодарском крае дети, родившиеся не только от национально смешанных, а нередко и от национально однородных браков, считают себя русскими. Хотя в их материальной, духовной культуре преобладает украинскость. Российская империя, а затем и советская власть сделала все, чтобы украинцы Кубани забыли, какого они рода и племени. Население Кубани по сей день не определилось с термином "национальность". Если раньше местные украинцы называли себя запорожцами, хохлами, то сегодня - кубанцами или казаками, хотя и сохранили украинскую культуру, язык и традиции.
Несмотря на все неурядицы и попытки разномастных политиков разыграть на Кубани "украинскую карту" в своих интересах, есть надежда, что кубанцы заживут полноценной национально-культурной жизнью. Ведь начиная с 1990-х годов интерес к своим историческим корням среди местных украинцев понемногу растет. Сегодня в Краснодарском крае действуют несколько национально-культурных обществ, в частности Общество украинцев Кубани, Краснодарская краевая общественная организация "Содружество Кубань-Украина", Кубанское отделение Научного общества им. Т.Г.Шевченко и др. Укрепляются научные,
этнокультурные связи между украинцами как на общественном, так и на государственном уровнях.
Захар Чепига (1725-1797) - кошевой атаман Черноморского казацкого войска. Полотно, масло. Первая половина XIX в.
Казаки 1-го Полтавского кошевого атамана Сидора Белого полка. Фото начала 1900-х гг.