UA / RU
Підтримати ZN.ua

После убийства Немцова в России теперь может произойти все, что угодно - NYT

Политологи сравнивают ситуацию в России сегодня с атмосферой Веймарской республики перед приходом к власти немецких нацистов.

В пятницу вечером российский оппозиционер Борис Немцов в радиоэфире призвал россиян выйти на протест против политики президента Владимира Путина, и в тот же вечер его убили. С этого момента в России больше нет никаких границ и может произойти все, что угодно.

Об этом на страницах New York Times пишет журналистка Юлия Иоффе, добавляя, что московские либералы до этого времени считали, что убийство видного оппозиционного политика не возможна в России. Немцов стал на сторону демократии еще во времена президента Бориса Ельцина. Он активно критиковал жесткую политику и коррумпированность режима Владимира Путина чуть ли не с самого начала его правления.

Сам президент России быстро отреагировал на убийство оппонента, посочувствовал его матери и "бросил на поиски" убийцы чуть ли не все силы МВД. Однако в оппозиционных кругах никто не верит, что за смерть Бориса Немцова кого-то привлекут к ответственности. А если и привлекут, то "козла отпущения", который не имеет никакого отношения к смерти политика.

"Оппозиционный активист Максим Кац написал в Twitter, что в любом случае Путин несет ответственность: если он заказчик, то виноват как заказчик. Если даже нет, то как подстрекатель ненависти, истерии и злобы в стране", - говорится в статье.

Автор соглашается с российским активистом, напоминая о жесткой внешней и внутренней политике президента России на протяжении последних лет. Путин назвал оппозицию "национал-предателями" и "пятой колонной". А телевидение, подконтрольное Кремлю, подстрекает националистические настроения в России, создавая опасную атмосферу. Иоффе пишет, что режим Путина годами тайно поддерживал и спонсировал радикальные националистические движения.

Читайте також: Колишній захисник "Шахтаря" і "Барселони" виявився безробітним

"В подобной атмосфере возможно все. Это атмосфера Веймарской республики. Никаких пределов больше нет", - считает политтехнолог Глеб Павловский.

Автор добавляет, что до смерти Немцова российские оппозиционеры знали, что рискуют свободой, но не жизнью. Правительство выбросил их из политики, воспринимая как уличных сумасшедших. Но ситуация изменилась с 2012 года, когда Путин в третий раз стал президентом. Тогда начались массовые аресты демонстрантов. Впоследствии другого оппозиционного лидера Алексея Навального осудили за ложными обвинениями, и это вызвало шок у оппозиции, которая восприняла это как предупреждение. А убийство Немцова подвело угрозы Кремля к логическому завершению.

"То, что его убили, - сигнал, призванный напугать всех смелых и не очень. Мол, вот что случится с людьми, которые выступают против правительства", - считает оппозиционер Илья Яшин.

Обозреватель добавляет, что Немцов в последнее время говорил друзьям о своих опасениях, что власть может решиться убить его. В последнее время он готовил к публикации материалы, которые бы доказывали присутствие армии России на Востоке Украины. Он постоянно общался с родственниками погибших российских солдат. Однако погиб прежде, чем успел обнародовать доказательства.

Издание The Guardian писало, что убивство Немцова знаменует начало новой эры для Путина и России. Автор подчеркивает, что в России произошла "смерть оптимизма". В таком случае ружым должен как-то "успокоить" чувства граждан. Борис Немцов был застрелен в ночь на 28 февраля на Большом Москворецком мосту. Следственный комитет России рассматривает несколько версий убийства политика, не исключая ни политических, ни бытовых мотивов.