UA / RU
Підтримати ZN.ua

Академический минимум. Украинский Театр, репетиции «голодного бунта»

После праздников Украинский Театр вспомнил о том, что ему нужно опохмелится и чем-то закусить. А не за что...

Автор: Олег Вергеліс

После праздников Украинский Театр вспомнил о том, что ему нужно опохмелится и чем-то закусить. А не за что. В кармане ветер арию поет: о, дайте, дайте мне свободу, как свой позор сумею пережить?

Ключевое слово в адаптированной арии — «позор».

Пожалуй, позором и выглядят мизансцены текущей недели.

Десять академических украинских драматических театров аж через пять лет (!!!) «вспомнили» о том, что страна и ее высокохудожественное правительство НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ им положенные надбавки к жалованью. И только на днях стали бить в набат.

Может, прикалываются?

Тут неделю чего недополучишь — уже нервы на пределе.

А страстотерпцы из разных регионов, оказалось, пятилетку ожидали законом предписанную «милостыню». Покуда, очевидно, о рекламные плакаты не споткнулись: «Почую…» или «Вона…».

Еще с 2005 года 16 учреждений (театров) получили статус академических. (Согласно букве кабминовских документов).

Это не просто красивая виньетка — на фасаде. А 100% или 30% повышения заработной платы сценическим работникам.

Если не обманывают серьезные источники точностью подсчета, то, раньше-раньше-раньше «академическими» лейблами обзавелись в Украине десятка три остальных театров («до» оранжевой революции). При этом своевременно получив причитающиеся деньги.

Удивительно радужная творческая панорама. Что ни театр — то «академия».

Куда ни кинешь взор — там и высокий стиль образуется, и классический слог услышишь, и заветы Станиславского-Немировича-Юры-Данченко в каждой мизансцене обнаружишь.

Если принимать только на веру эти «измы» (академизмы), то собирательный образ Украинкого Театра — это исключительно духовная астральная высокохудожественная Академия. Где каждый спектакль — откровение Господне. И, глядя на сцену, слезы можно лить с утра до ночи.

Это не ерничанье. А глас «протрезвевшего» — с похмелья.

Что стоит ныне за десятками «академических» вывесок? Пустота и фикция. Это ничем не наполнено.

Утверждаю на собственном опыте. Хотя, естественно, есть хорошие, даже «кассовые» театры — в Севастополе, Донецке, Львове, других городах.

Нужно ли в новом веке ретиво цепляться за мнимые «измы» (академизмы)? Олег Павлович (Табаков) давно раздолбал в Камергерском переулке на старом фасаде МХАТ букву «А». И остался просто МХТ. Без «академического» (возможно, стоило бы и «художественный» убрать, судя по их гастрольным подношениям, но это не наши проблемы).

Живут в пиру самообмана.

И снова только «обертка», а не «вкус»…

Жаль — по-человечески жаль — приличных людей, многие из которых честно работают в трудных условиях современности в театрах разного творческого диагноза и диапазона: в Ривном, Луцке, Ивано-Франковске, Луганске, Львове (представители этих коллективов, в основном, директора, и приехали на этой неделе с челобитной — к «царице-матушке» из Кабмина).

Они требуют положенное. То, что обещали.

И то, что прописано в правительственном постановлении № 968 от 28 июля 2004 года — еще раз про зарплаты.

И именно это более всего и изумляет: столько времени нужно было МОЛЧАТЬ, чтобы вспомнить о собственном желудке только через пять лет, накануне дежурных выборов…

Почему год назад «голодные бунты» не устраивали и Минкульт не теребили?

К нашему театру применимы разнообразные эфемерные определения. Уникальный, национальный, разноплановый, экспериментальный, общедоступный. В данной истории уместно уточнение — ТРУСЛИВЫЙ. Если терпели. И кормились отписками из кабинетов.

И еще этот театр неадекватный. Если поголовно «договорились» величать себя «академиками». Интересно, где творческие «сверхприбыли» после почета, где международное признание и участие в престижных фестивалях?

Очковтирательство. Вот что такое этот «академизм».

Компрометация самого понятия (академия!) — вот что такое эти виртуальные «достижения».

Если даже студийный (довольно приличный) театр-кафе на Андреевском — и тот академический… То впору «академизировать» всю самодеятельнсоть на канале СТБ.

Вместо того чтобы за эти годы — и чиновникам, и директорам, и худрукам — разработать эффективную схему финансирования, вместо того чтобы отбросить архаические пережитки и внести коррективы в устаревшие законы — только раздача воздуха… Просто по д’Артаньяну — «Каждый гасконец в душе академик!».

В театральной сфере несправедливость вопиющая… Бездарный статист, который носит канделябры в столичном национальном академическом, может получать пять-шесть тысяч… Человек, убеленный сединами, большой мастер (но в провинции) — даже до «штуки» не дотягивает, согласно окладу…

Деление украинских театров на «национальные», «академические» и еще неизвестно «какие» в исконной сути своей порочно.

Они все — национальные.

Потому что представляют различные художественные стороны талантливого народа.

Но не все — академические…

Таковых вообще — если вникать в этимологию — практически не осталось. Скверная театральная школа, порою бульварный репертуар, внутренние «волчьи законы» в том или ином театре… Разве это формирует высокий стиль?

Разве есть у нас сегодня в Театре личность, равнозначная по масштабу теоретического осмысления сценических законов (и практического их преломления), наподобие Курбаса… Таких нет. Есть другие. Среди них талантливые. Зато каждый первый — «академик» в этом одном театре абсурда.

Министр культуры В.Вовкун резонно утешил театралов-лишенцев: мол, выплата таких надбавок в 2010-м означает дополнительное выделение более сотни миллионов гривен, против этого бунтует Министерство финансов (а также Министерство труда и социальной политики), а голодные и неимущие в нашей стране накануне выборов работают не только в театрах…

Значит, ждать неоткуда. И не от кого. Надежды — на местные бюджеты и собственные силы.

Заняться стоило бы не упрощенным «раздавай и властвуй», а сложным — выстраиванием новейшего эффективного механизма поддержки отечественного театрального искусства.

Поддержать которое следует незамедлительно.

Если еще и театр потеряем, то…

Может, внешне ничего и не изменится.

Но процесс одичания достигнет кульминации. И наши «западные» артисты окончательно разъедутся по италиям — нянчить синьор. А артисты «восточные» — в лучшем случае сядут на паперть…

Однако, перефразируя Радзинского, театр времен… чумы и демократов.