Судьба УПЦ МП
в Украине:
дорога от храма
Война с Россией — сначала гибридная, теперь полномасштабная — нанесла Украинской православной церкви Московского патриархата колоссальный ущерб: и материальный, и нематериальный. Эта конфессия потеряла множество храмов, уничтоженных «русскими освободителями», множество верных, уничтоженных ими же. Потеряла не только хорошие отношения с властью, которыми она пользовалась на протяжении десятилетий, но и «неприкасаемый» статус, ограждавший ее священнослужителей. И самое главное — она утратила остатки доверия украинского общества.
Война с Россией — сначала гибридная, теперь полномасштабная — нанесла Украинской православной церкви Московского патриархата колоссальный ущерб: и материальный, и нематериальный. Эта конфессия потеряла множество храмов, уничтоженных «русскими освободителями», множество верных, уничтоженных ими же. Потеряла не только хорошие отношения с властью, которыми она пользовалась на протяжении десятилетий, но и «неприкасаемый» статус, ограждавший ее священнослужителей. И самое главное — она утратила остатки доверия украинского общества.
Лавры раздора
Фото: Василий Артюшенко / ZN.UA
Такой вывод можно сделать по результатам соцопроса, проведенного Центром Разумкова по заказу ZN.UA в апреле-мае 2023 года. Всего 8,2% в ответ на вопрос: «К какой церкви вы себя причисляете?» назвали Украинскую православную церковь Московского патриархата. Только 7,2% респондентов заявили, что доверяют митрополиту Киевскому УПЦ МП Онуфрию.
Такой вывод можно сделать по результатам соцопроса, проведенного Центром Разумкова по заказу ZN.UA в апреле-мае 2023 года. Всего 8,2% в ответ на вопрос: «К какой церкви вы себя причисляете?» назвали Украинскую православную церковь Московского патриархата. Только 7,2% респондентов заявили, что доверяют митрополиту Киевскому УПЦ МП Онуфрию.
Это в целом негативное отношение украинцев к «московской церкви» ярко проявляется в поддержке инициатив власти по лишению УПЦ МП ее имущества. С точки зрения многих, это даже не «лишение имущества» — это акт справедливости. УПЦ МП лишается привилегий, которые она получила исключительно благодаря своему положению имперской церкви.
Это в целом негативное отношение украинцев к «московской церкви» ярко проявляется в поддержке инициатив власти по лишению УПЦ МП ее имущества. С точки зрения многих, это даже не «лишение имущества» — это акт справедливости. УПЦ МП лишается привилегий, которые она получила исключительно благодаря своему положению имперской церкви.
Выселение УПЦ МП из храмов для многих из нас — символический акт разрушения имперской гегемонии в нашей духовной жизни. Необходимая часть той борьбы, которая ведется на фронте.
Если бы судьба лавр — Киево-Печерской и Почаевской — была в руках простых украинцев, то вопрос, кому они должны принадлежать, решился бы не в пользу УПЦ МП: всего 6,2% опрошенных считают, что Киево-Печерская и Почаевская лавры и дальше должны безраздельно принадлежать прежним хозяевам. В то время как 63% опрошенных считают, что у УПЦ МП надо забрать обе лавры.


Если бы судьба лавр — Киево-Печерской и Почаевской — была в руках простых украинцев, то вопрос, кому они должны принадлежать, решился бы не в пользу УПЦ МП: всего 6,2% опрошенных считают, что Киево-Печерская и Почаевская лавры и дальше должны безраздельно принадлежать прежним хозяевам. В то время как 63% опрошенных считают, что у УПЦ МП надо забрать обе лавры.




И это касается не только двух главных святынь страны. Такой же поддержкой пользуются любые усилия по лишению УПЦ МП имущества во всех уголках страны. Несмотря на незаконность решений местных властей, на некрасивые картинки драк, клубы слезоточивого газа в храмах, 60% украинцев поддерживают решения местных властей, отказывающих УПЦ МП в продлении аренды и использовании культовых сооружений и земельных участков. Не поддерживают эти решения 14,4% опрошенных.



И это касается не только двух главных святынь страны. Такой же поддержкой пользуются любые усилия по лишению УПЦ МП имущества во всех уголках страны. Несмотря на незаконность решений местных властей, на некрасивые картинки драк, клубы слезоточивого газа в храмах, 60% украинцев поддерживают решения местных властей, отказывающих УПЦ МП в продлении аренды и использовании культовых сооружений и земельных участков. Не поддерживают эти решения 14,4% опрошенных.

В самой УПЦ МП такое отношение к себе со стороны власти и граждан объясняют чем угодно — пропагандой, «отдельными ошибками на местах», происками конкурентов, политическим заказом, массовым помешательством и даже атакой лично Князя мира сего. Но, очевидно, дело не в этом. УПЦ МП на протяжении десятилетий холила и лелеяла исторические связи и продуманно сформированные «традиции», которые связывали Россию и Украину. Теперь они пересматриваются и должны быть разорваны. Процесс деколонизации касается церкви самым непосредственным образом.
В самой УПЦ МП такое отношение к себе со стороны власти и граждан объясняют чем угодно — пропагандой, «отдельными ошибками на местах», происками конкурентов, политическим заказом, массовым помешательством и даже атакой лично Князя мира сего. Но, очевидно, дело не в этом. УПЦ МП на протяжении десятилетий холила и лелеяла исторические связи и продуманно сформированные «традиции», которые связывали Россию и Украину. Теперь они пересматриваются и должны быть разорваны. Процесс деколонизации касается церкви самым непосредственным образом.
Игры ассоциаций:
УПЦ МП и русский мир

Фото: bfmspb.ru
Как показало исследование ZN.UA, большая часть украинцев ассоциирует себя с той или иной церковью, хотя не принадлежит к ней. Церкви традиционно используются нами как факторы самоидентификации — (анти)национальной и (анти)гражданской, т.е. самым непосредственным образом вовлечены в политику. Поэтому никогда не верьте тем, кто говорит: «Церковь вне политики». Вне политики может быть разве что Бог (хотя и это не точно). Но церковь — институт вполне земной и дышит тем же воздухом, которым дышат все остальные, верующие и неверующие.

Полномасштабная война многое обострила, превратив просто «чужих» во «врагов». 12% респондентов на вопрос: «Кто для вас внутренний враг?» ответили: «Те, кто посещает УПЦ МП».

Лишь 6% опрошенных считают, что УПЦ МП нужно оставить в покое и дать ей спокойно работать в Украине. При этом 45% респондентов считают, что деятельность УПЦ МП в Украине следует запретить.
Как показало исследование ZN.UA, большая часть украинцев ассоциирует себя с той или иной церковью, хотя не принадлежит к ней. Церкви традиционно используются нами как факторы самоидентификации — (анти)национальной и (анти)гражданской, т.е. самым непосредственным образом вовлечены в политику. Поэтому никогда не верьте тем, кто говорит: «Церковь вне политики». Вне политики может быть разве что Бог (хотя и это не точно). Но церковь — институт вполне земной и дышит тем же воздухом, которым дышат все остальные, верующие и неверующие.
Полномасштабная война многое обострила, превратив просто «чужих» во «врагов». 12% респондентов на вопрос: «Кто для вас внутренний враг?» ответили: «Те, кто посещает УПЦ МП».

Лишь 6% опрошенных считают, что УПЦ МП нужно оставить в покое и дать ей спокойно работать в Украине. При этом 45% респондентов считают, что деятельность УПЦ МП в Украине следует запретить.
Две вещи, согласно опросу, украинцы не могут простить УПЦ МП: проповедей «русского мира», которыми церковные каналы отравляли сознание украинцев на протяжении многих лет, и коллаборационизма в разных формах.
Проповедь «русского мира» — серьезный упрек, который высказывают в адрес УПЦ МП 43,2% украинцев. На протяжении всей своей истории УПЦ МП совершенно откровенно проповедовала «Святую Русь» — небесное отражение «братства народов» в формате Российской империи. Если в шутке об «атеистах Киевского патриархата» была доля шутки, то в шутке об особом «русском символе веры» «в Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь Московского патриархата» шутки ну совсем уж мизер.

Две вещи, согласно опросу, украинцы не могут простить УПЦ МП: проповедей «русского мира», которыми церковные каналы отравляли сознание украинцев на протяжении многих лет, и коллаборационизма в разных формах.
Проповедь «русского мира» — серьезный упрек, который высказывают в адрес УПЦ МП 43,2% украинцев. На протяжении всей своей истории УПЦ МП совершенно откровенно проповедовала «Святую Русь» — небесное отражение «братства народов» в формате Российской империи. Если в шутке об «атеистах Киевского патриархата» была доля шутки, то в шутке об особом «русском символе веры» «в Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь Московского патриархата» шутки ну совсем уж мизер.

Полномасштабная война не смогла этого изменить: даже такая «косметическая» мера, как перестать поминать патриарха Кирилла во время богослужений, вызвала целую бурю обсуждений на тему «каноничности» такого решения. И руководство церкви так и не приняло никакого решения по этому вопросу — оставило его на усмотрение каждого конкретного клирика и прихода.
Полномасштабная война не смогла этого изменить: даже такая «косметическая» мера, как перестать поминать патриарха Кирилла во время богослужений, вызвала целую бурю обсуждений на тему «каноничности» такого решения. И руководство церкви так и не приняло никакого решения по этому вопросу — оставило его на усмотрение каждого конкретного клирика и прихода.
Но любовь к «русскому миру» — это, увы, всего лишь упрек. Который пока сложно превратить в действенное орудие правосудия.
Но любовь к «русскому миру» — это, увы, всего лишь упрек. Который пока сложно превратить в действенное орудие правосудия.
Доктрина «русского мира» в Украине не осуждена. Хотя ее давно следовало осудить как идеологию войны с элементами геноцида. Не на словах, которые то и дело срываются в метафоры, без праведного гнева и прочих эмоций, а решением суда. Так, как была осуждена идеология нацизма. На основании такого решения не только УПЦ МП — многие вещи в украинской политике, культуре и медиапространстве могли бы стать более очевидными.

Доктрина «русского мира» в Украине не осуждена. Хотя ее давно следовало осудить как идеологию войны с элементами геноцида. Не на словах, которые то и дело срываются в метафоры, без праведного гнева и прочих эмоций, а решением суда. Так, как была осуждена идеология нацизма. На основании такого решения не только УПЦ МП — многие вещи в украинской политике, культуре и медиапространстве могли бы стать более очевидными.

Без осуждения доктрины русского мира проповедь и любое продвижение этой доктрины — не преступление против государственной безопасности и национальных интересов, но всего лишь «мнение». За мнения судить или запрещать можно только в «ручном» режиме. Впрочем, церковная политика в Украине именно в таком режиме ведется на протяжении всех лет независимости.
Без осуждения доктрины русского мира проповедь и любое продвижение этой доктрины — не преступление против государственной безопасности и национальных интересов, но всего лишь «мнение». За мнения судить или запрещать можно только в «ручном» режиме. Впрочем, церковная политика в Украине именно в таком режиме ведется на протяжении всех лет независимости.
Плохая хорошая церковь
Упрек в коллаборационизме в адрес УПЦ МП выдвинуло меньше респондентов — 28%. Но это только те, кто осудил УПЦ МП за прямое сотрудничество конкретных представителей церкви с оккупантами в военное время. Но к этой же рубрике можно отнести в целом многолетнее сотрудничество с государством-агрессором. Так, 39% опрошенных считают, что УПЦ МП связана с российскими спецслужбами, 36% — уверены, что УПЦ МП руководится из Москвы, 22% респондентов кажется подозрительным тот факт, что УПЦ МП финансировалась российскими и пророссийскими спонсорами. В общем «порочащих связей» слишком много. К этому же ряду упреков примыкает и еще один: почти 36% респондентов отметили, что УПЦ МП в период с 2014 года до февраля 2022-го ни разу не осудила российскую агрессию, и даже наоборот — поддерживала российский нарратив о «гражданском конфликте».

Упрек в коллаборационизме в адрес УПЦ МП выдвинуло меньше респондентов — 28%. Но это только те, кто осудил УПЦ МП за прямое сотрудничество конкретных представителей церкви с оккупантами в военное время. Но к этой же рубрике можно отнести в целом многолетнее сотрудничество с государством-агрессором. Так, 39% опрошенных считают, что УПЦ МП связана с российскими спецслужбами, 36% — уверены, что УПЦ МП руководится из Москвы, 22% респондентов кажется подозрительным тот факт, что УПЦ МП финансировалась российскими и пророссийскими спонсорами. В общем «порочащих связей» слишком много. К этому же ряду упреков примыкает и еще один: почти 36% респондентов отметили, что УПЦ МП в период с 2014 года до февраля 2022-го ни разу не осудила российскую агрессию, и даже наоборот — поддерживала российский нарратив о «гражданском конфликте».

Но и с коллаборационизмом все оказывается непросто, если перевести этот вопрос из области исследования в область закона. Судить за него можно лишь тех, кто совершил преступление, а не всю структуру, к которой коллаборанты принадлежат. Мало ли в каких организациях — в том числе государственных, в том числе силовых ведомствах — работали (и, увы, продолжают работать) российские агенты. Это же не повод закрыть и запретить, например, СБУ.
Но и с коллаборационизмом все оказывается непросто, если перевести этот вопрос из области исследования в область закона. Судить за него можно лишь тех, кто совершил преступление, а не всю структуру, к которой коллаборанты принадлежат. Мало ли в каких организациях — в том числе государственных, в том числе силовых ведомствах — работали (и, увы, продолжают работать) российские агенты. Это же не повод закрыть и запретить, например, СБУ.

В УПЦ МП упирают именно на это: судите, мол, тех, кто виноват, а всех остальных оставьте в покое. Мы же на самом деле одни из вас: наши прихожане воюют и волонтерят, а на каждого коллаборанта у нас найдется настоящий патриот. Господь, как известно, был готов помиловать Содом ради десяти праведников.

Вот только это не имеет никакого значения. Сразу по двум причинам.

В УПЦ МП упирают именно на это: судите, мол, тех, кто виноват, а всех остальных оставьте в покое. Мы же на самом деле одни из вас: наши прихожане воюют и волонтерят, а на каждого коллаборанта у нас найдется настоящий патриот. Господь, как известно, был готов помиловать Содом ради десяти праведников.

Вот только это не имеет никакого значения. Сразу по двум причинам.
Во-первых, как не бывает коллективной ответственности, так и за спиной одного праведника целому городу не отсидеться (пример Содома весьма характерен).

Во-вторых, совершенно не важно, кто где служит и как волонтерит — политику в УПЦ МП выстраивают не волонтеры, решения принимают не прихожане-фронтовики. Вся земная власть в церкви — в руках епископов. И это особенно хорошо было заметно на фоне Собора в Феофании, который так и не сумел разорвать узы, связывающие УПЦ с МП. Хотя многие клирики и верующие очень этого хотели.
Во-первых, как не бывает коллективной ответственности, так и за спиной одного праведника целому городу не отсидеться (пример Содома весьма характерен).

Во-вторых, совершенно не важно, кто где служит и как волонтерит — политику в УПЦ МП выстраивают не волонтеры, решения принимают не прихожане-фронтовики. Вся земная власть в церкви — в руках епископов. И это особенно хорошо было заметно на фоне Собора в Феофании, который так и не сумел разорвать узы, связывающие УПЦ с МП. Хотя многие клирики и верующие очень этого хотели.
О «верхах» и «низах»

То, что в церкви существуют как бы «две церкви» — общее место. «Князья»-епископы — отдельно, приходская жизнь — отдельно. У «верхов» и «низов» свои проблемы и интересы, и эти две реальности редко пересекаются. В той или иной мере это можно сказать почти о любой иерархической структуре.
То, что в церкви существуют как бы «две церкви» — общее место. «Князья»-епископы — отдельно, приходская жизнь — отдельно. У «верхов» и «низов» свои проблемы и интересы, и эти две реальности редко пересекаются. В той или иной мере это можно сказать почти о любой иерархической структуре.
Вот и в УПЦ МП, пока прихожане страдают от войны, развязанной Москвой, и работают на победу, епископы никак не могут принять решение о разрыве с ней. Им всегда было удобно в той рыночной и экологической нише, которую они создавали себе годами — нише «единственной канонической церкви» в Украине. Разрыв с Москвой автоматически означает разрушение этой ниши — ведь именно Москва является гарантом их «каноничности».
Вот и в УПЦ МП, пока прихожане страдают от войны, развязанной Москвой, и работают на победу, епископы никак не могут принять решение о разрыве с ней. Им всегда было удобно в той рыночной и экологической нише, которую они создавали себе годами — нише «единственной канонической церкви» в Украине. Разрыв с Москвой автоматически означает разрушение этой ниши — ведь именно Москва является гарантом их «каноничности».
Поэтому усилия епископата направлены на то, чтобы сохранить статус-кво. Как-то продержаться, пока штормит. В надежде, что потом можно будет вернуться к «нормальному» — довоенному — положению дел.
Поэтому усилия епископата направлены на то, чтобы сохранить статус-кво. Как-то продержаться, пока штормит. В надежде, что потом можно будет вернуться к «нормальному» — довоенному — положению дел.

Но вот что интересно: несмотря ни на что, верующие УПЦ МП по-прежнему доверяют своим епископам. Рейтинг доверия владыкам среди тех, кто причисляет себя к УПЦ МП (а это, напомню, 8,2% украинцев), составляет 72,1%. Это значительно выше, чем в среднем по Украине среди людей, причисляющих себя к христианской церкви — 56%.

Но вот что интересно: несмотря ни на что, верующие УПЦ МП по-прежнему доверяют своим епископам. Рейтинг доверия владыкам среди тех, кто причисляет себя к УПЦ МП (а это, напомню, 8,2% украинцев), составляет 72,1%. Это значительно выше, чем в среднем по Украине среди людей, причисляющих себя к христианской церкви — 56%.
Насколько наивным или «совершенным в послушании» надо быть, чтобы доверять личностям вроде наместника Лавры Павла?
Впрочем, симпатии к владыке Павлу — дело вкуса. Важно другое: статистически все еще заметная часть населения Украины продолжает доверять людям, откровенно не желающим выходить из зоны комфорта, обеспеченной и гарантированной Москвой. Серьезный вызов и для общества, и для власти.
Но это вызов и для церкви. Епископы и верующие УПЦ МП — «плохие» и «хорошие», русмировцы и патриоты, коллаборанты и бойцы ВСУ — не готовы что-либо менять.
Впрочем, симпатии к владыке Павлу — дело вкуса. Важно другое: статистически все еще заметная часть населения Украины продолжает доверять людям, откровенно не желающим выходить из зоны комфорта, обеспеченной и гарантированной Москвой. Серьезный вызов и для общества, и для власти.
Но это вызов и для церкви. Епископы и верующие УПЦ МП — «плохие» и «хорошие», русмировцы и патриоты, коллаборанты и бойцы ВСУ — не готовы что-либо менять.
Коллективная (без)ответственность

Собственно «церковь» для людей, вовлеченных в церковную жизнь, — это главным образом их приход. Вот за него они готовы отвечать и даже бороться, вплоть до рукоприкладства — как показывают последние события.
Собственно «церковь» для людей, вовлеченных в церковную жизнь, — это главным образом их приход. Вот за него они готовы отвечать и даже бороться, вплоть до рукоприкладства — как показывают последние события.
Согласно опросу Центра Разумкова, на защиту своей общины готовы встать почти 73% тех, кто причисляет себя к тому или иному приходу: 31,4% при необходимости готовы применить силу, еще 41,4% — протестовать ненасильственными методами.
Но мысль о том, что надо нести ответственность за церковь в целом, у большинства верующих вызывает отторжение. В конце концов, «за политику» в церкви отвечают епископы — они облечены и полномочиями, и доверием. Вот пусть и отдуваются, и отвечают за все. Довольно удобно — всегда есть, в кого ткнуть пальцем.


Согласно опросу Центра Разумкова, на защиту своей общины готовы встать почти 73% тех, кто причисляет себя к тому или иному приходу: 31,4% при необходимости готовы применить силу, еще 41,4% — протестовать ненасильственными методами.
Но мысль о том, что надо нести ответственность за церковь в целом, у большинства верующих вызывает отторжение. В конце концов, «за политику» в церкви отвечают епископы — они облечены и полномочиями, и доверием. Вот пусть и отдуваются, и отвечают за все. Довольно удобно — всегда есть, в кого ткнуть пальцем.



Но в целом граждане Украины не согласны с таким распределением ответственности в церкви. Только 13% опрошенных в ходе нашего исследования согласились с тем, что за сотрудничество УПЦ МП с российскими оккупантами и поддержку агрессии должны нести ответственность только глава церкви и епископат. 29% опрошенных считают, что эту ответственность разделяют все, кто принадлежит к УПЦ МП.

За личную ответственность для тех, кто сотрудничал с врагом, выступили 36% респондентов. С одной стороны, это очень скромный показатель — с точки зрения правового сознания ответственность за любое преступление, включая предательство Родины, не может быть коллективной. С другой стороны — слово «ответственность» не сводится исключительно к юридическому полю. Это так же индивидуальная моральная ответственность за ту группу, к которой ты принадлежишь добровольно и без принуждения.

Но в целом граждане Украины не согласны с таким распределением ответственности в церкви. Только 13% опрошенных в ходе нашего исследования согласились с тем, что за сотрудничество УПЦ МП с российскими оккупантами и поддержку агрессии должны нести ответственность только глава церкви и епископат. 29% опрошенных считают, что эту ответственность разделяют все, кто принадлежит к УПЦ МП.

За личную ответственность для тех, кто сотрудничал с врагом, выступили 36% респондентов. С одной стороны, это очень скромный показатель — с точки зрения правового сознания ответственность за любое преступление, включая предательство Родины, не может быть коллективной. С другой стороны — слово «ответственность» не сводится исключительно к юридическому полю. Это так же индивидуальная моральная ответственность за ту группу, к которой ты принадлежишь добровольно и без принуждения.
Подавляющее большинство представителей УПЦ МП демонстрируют нежелание, неготовность нести ответственность за свою церковь. За всю свою церковь, а не только за себя или свой приход. Свое нежелание исправлять положение дел в своей церкви они прячут за «церковь вне политики». Вместо попыток что-то изменить в дорогой их сердцу организации, они принимают обиженные позы и взывают к правовому сознанию, которое не допускает коллективной ответственности и т.д. Хотя их собственное правовое сознание должно было бы возмутиться привычкой церкви «не выносить сор из избы» — покрывать преступления своих священнослужителей. Но большинство защитников УПЦ МП предпочитают не изменять положение дел в своей церкви, а защищать ее право оставаться такой, какая она есть.
Подавляющее большинство представителей УПЦ МП демонстрируют нежелание, неготовность нести ответственность за свою церковь. За всю свою церковь, а не только за себя или свой приход. Свое нежелание исправлять положение дел в своей церкви они прячут за «церковь вне политики». Вместо попыток что-то изменить в дорогой их сердцу организации, они принимают обиженные позы и взывают к правовому сознанию, которое не допускает коллективной ответственности и т.д. Хотя их собственное правовое сознание должно было бы возмутиться привычкой церкви «не выносить сор из избы» — покрывать преступления своих священнослужителей. Но большинство защитников УПЦ МП предпочитают не изменять положение дел в своей церкви, а защищать ее право оставаться такой, какая она есть.
Церковь империи
Лояльность к России была непременной частью идеологии УПЦ МП. Отголосок этой долгой работы над общественным мнением сохраняется даже сейчас, на фоне полномасштабной войны: те, кто ассоциирует себя с УПЦ МП, гораздо лояльнее относятся к россиянам, чем в среднем по стране. Это фиксирует проведенное ZN.UA исследование.

Так «агентурную сеть России в Украине» внутренними врагами считают 26,7% прихожан УПЦ МП (общий показатель по Украине 47%), политиков и пропагандистов, призывающих к единству Украины и России, к «внутренним врагам» отнесли 19,4% верующих УПЦ МП (46,8% в целом по Украине). 10,9% верных УПЦ МП по-прежнему хорошо относятся ко всем без исключения россиянам (всего по Украине 1,9%), или из всех россиян готовы винить одного Путина (22,4% при общем показателе 9,2%). Также верующие УПЦ МП больше других поддерживают прямые переговоры Киева и Москвы — 46,7% при 23% среди всех опрошенных.
Лояльность к России была непременной частью идеологии УПЦ МП. Отголосок этой долгой работы над общественным мнением сохраняется даже сейчас, на фоне полномасштабной войны: те, кто ассоциирует себя с УПЦ МП, гораздо лояльнее относятся к россиянам, чем в среднем по стране. Это фиксирует проведенное ZN.UA исследование.

Так «агентурную сеть России в Украине» внутренними врагами считают 26,7% прихожан УПЦ МП (общий показатель по Украине 47%), политиков и пропагандистов, призывающих к единству Украины и России, к «внутренним врагам» отнесли 19,4% верующих УПЦ МП (46,8% в целом по Украине). 10,9% верных УПЦ МП по-прежнему хорошо относятся ко всем без исключения россиянам (всего по Украине 1,9%), или из всех россиян готовы винить одного Путина (22,4% при общем показателе 9,2%). Также верующие УПЦ МП больше других поддерживают прямые переговоры Киева и Москвы — 46,7% при 23% среди всех опрошенных.
«Дружба народов» конвертировалась в преданность канонической церкви, а преданность канонической церкви поддерживает «дружбу народов». Таким образом, УПЦ МП сохраняет свою функцию церкви на службе у империи при том, что ее верущие страдают от войны с бывшей метрополией и даже воюют против нее.

Почему бы нет? Ведь «церковь вне политики»! Как сказала одна участница «стояния за Лавру», «нам не интересны ни Украина, ни Россия. Нам интересно только Царство Небесное, а церковь — это дорога туда».
Неотмирность, отказ находиться в одной реальности, на одной волне со своей страной и народом — чудачество, допустимое в мирное время. Но не во время войны.
«Дружба народов» конвертировалась в преданность канонической церкви, а преданность канонической церкви поддерживает «дружбу народов». Таким образом, УПЦ МП сохраняет свою функцию церкви на службе у империи при том, что ее верущие страдают от войны с бывшей метрополией и даже воюют против нее.

Почему бы нет? Ведь «церковь вне политики»! Как сказала одна участница «стояния за Лавру», «нам не интересны ни Украина, ни Россия. Нам интересно только Царство Небесное, а церковь — это дорога туда».
Неотмирность, отказ находиться в одной реальности, на одной волне со своей страной и народом — чудачество, допустимое в мирное время. Но не во время войны.
За духовную безопасность

Разрыв договора аренды между Свято-Успенским Киево-Печерским монастырем и Национальным заповедником «Киево-Печерская лавра» ознаменовал начало новой эпохи в отношениях между церковью и государством в Украине. На протяжении тридцати лет независимости власть играла в церковные игры по заданным правилам, согласно которым можно было комбинировать, создавать, заключать с церковью союзы или хотя бы пакты о ненападении, дарить за это имущество и привилегии. Но было не принято отбирать имущество, тем более запрещать целую религиозную организацию. На фоне полномасштабной войны и беспрецедентной популярности власти правила изменились. Привилегии и имущество, которые раньше использовались только в качестве пряника, теперь используются в качестве кнута.
Разрыв договора аренды между Свято-Успенским Киево-Печерским монастырем и Национальным заповедником «Киево-Печерская лавра» ознаменовал начало новой эпохи в отношениях между церковью и государством в Украине. На протяжении тридцати лет независимости власть играла в церковные игры по заданным правилам, согласно которым можно было комбинировать, создавать, заключать с церковью союзы или хотя бы пакты о ненападении, дарить за это имущество и привилегии. Но было не принято отбирать имущество, тем более запрещать целую религиозную организацию. На фоне полномасштабной войны и беспрецедентной популярности власти правила изменились. Привилегии и имущество, которые раньше использовались только в качестве пряника, теперь используются в качестве кнута.

Что ж, в отношении церкви власть может сейчас многое себе позволить. На вопрос: «Может ли власть вмешиваться в церковные дела вплоть до ликвидации той или иной церковной структуры?» в целом положительно ответили 63%:
19,3% считают, что власть должна контролировать церковь в интересах общества, еще 45,7% полагают, что вмешательство власти возможно в исключительных случаях, когда речь идет о национальной безопасности.
Можно предположить, что эта тенденция в основном отражает недоверие к конкретной церковной структуре (УПЦ МП).

Что ж, в отношении церкви власть может сейчас многое себе позволить. На вопрос: «Может ли власть вмешиваться в церковные дела вплоть до ликвидации той или иной церковной структуры?» в целом положительно ответили 63%:
19,3% считают, что власть должна контролировать церковь в интересах общества, еще 45,7% полагают, что вмешательство власти возможно в исключительных случаях, когда речь идет о национальной безопасности.
Можно предположить, что эта тенденция в основном отражает недоверие к конкретной церковной структуре (УПЦ МП).
Но риск очевиден: власть получает от общества мандат на вмешательство в те сферы, которых она раньше не решалась касаться. Мы имеем дело не просто с борьбой с конкретной церковной структурой — но с изменениями правил игры в государственно-церковной политике. И впервые в нашей истории преимущество — на стороне власти.

Впрочем, результаты соцопроса в целом позволяют говорить о том, что интерес к церковной повестке у украинцев невысок — если только речь не идет о вопросах национальной безопасности. Так, например, нас теперь не слишком интересует перспектива Единой поместной церкви.
Но риск очевиден: власть получает от общества мандат на вмешательство в те сферы, которых она раньше не решалась касаться. Мы имеем дело не просто с борьбой с конкретной церковной структурой — но с изменениями правил игры в государственно-церковной политике. И впервые в нашей истории преимущество — на стороне власти.

Впрочем, результаты соцопроса в целом позволяют говорить о том, что интерес к церковной повестке у украинцев невысок — если только речь не идет о вопросах национальной безопасности. Так, например, нас теперь не слишком интересует перспектива Единой поместной церкви.
Только 12% опрошенных поддержало объединение УПЦ МП и ПЦУ в одну церковь (еще 9% считают, что к ним следует присоединиться и Украинской греко-католической церкви). Больше всех — 30% респондентов — вовсе не считают, что Украине нужна единая церковь. Поликонфессиональность — своего рода конкуренция на рынке духовных услуг — всегда была сильной стороной Украины. И судя по настроению украинцев, так будет и дальше. А желание избавиться от УПЦ МП никак не связано со стремлением к монолитному церковному единству.

Только 12% опрошенных поддержало объединение УПЦ МП и ПЦУ в одну церковь (еще 9% считают, что к ним следует присоединиться и Украинской греко-католической церкви). Больше всех — 30% респондентов — вовсе не считают, что Украине нужна единая церковь. Поликонфессиональность — своего рода конкуренция на рынке духовных услуг — всегда была сильной стороной Украины. И судя по настроению украинцев, так будет и дальше. А желание избавиться от УПЦ МП никак не связано со стремлением к монолитному церковному единству.

На фоне борьбы с УПЦ МП авторитет церкви в целом падает. На это часто обращают внимание в самой УПЦ МП — это, мол, не только по нам звон, но по церкви вообще. Но если это намек коллегам из других конфессий, что надо бы сплотиться против поползновений власти, он пропадает втуне. Мало кому в церкви нравится вмешательство власти в церковные дела. Но никому не хочется вступаться за УПЦ МП. Не только «потому, что МП». Но еще и потому, что эта церковь на протяжении десятилетий сама делала и сделала все, чтобы оттолкнуть от себя всех, кто не соглашался c ее эксклюзивностью.
На фоне борьбы с УПЦ МП авторитет церкви в целом падает. На это часто обращают внимание в самой УПЦ МП — это, мол, не только по нам звон, но по церкви вообще. Но если это намек коллегам из других конфессий, что надо бы сплотиться против поползновений власти, он пропадает втуне. Мало кому в церкви нравится вмешательство власти в церковные дела. Но никому не хочется вступаться за УПЦ МП. Не только «потому, что МП». Но еще и потому, что эта церковь на протяжении десятилетий сама делала и сделала все, чтобы оттолкнуть от себя всех, кто не соглашался c ее эксклюзивностью.
Автор:
Екатерина Щеткина
эксперт, журналист, писатель, автор книг
«Любомир Гузар. Хочу бути людиною»,
«Хроніки Томосу»,
© 2023 «Зеркало недели. Украина». All rights reserved.
editor@zn.ua
Made on
Tilda