В феврале советник президента Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан собрал высших должностных лиц администрации, чтобы пересмотреть план контрнаступления Украины.
Подземный ситуационный центр Белого дома был на ремонте, поэтому руководство Государственного департамента, Министерства обороны и Министерства финансов, а также ЦРУ собралось в защищенном конференц-зале в соседнем здании Администрации президента Эйзенхауэра.
«Большинство из них уже были знакомы с планами Украины наступать на трех направлениях. Цель встречи заключалась в том, чтобы старшие советники Байдена выразили друг другу свое одобрение или оговорки и попытались достичь консенсуса по поводу их общих советов президенту», - пишет Washington Post.
Вопросы, которые задал Салливан, были простыми, – рассказал изданию один из участников встречи. Во-первых, смогут ли Вашингтон и его партнеры успешно подготовить Украину к прорыву через хорошо укрепленную оборону России? А во-вторых, даже если бы украинская армия была подготовлена, «смогла бы она это сделать?».
Милли со своими всегда готовыми зелеными картами Украины показал потенциальные направления нападения и развертывания украинских и российских сил. Он и Остин объяснили свой вывод тем, что «Украина, чтобы добиться успеха, должна воевать по-другому», - вспоминал один высокопоставленный чиновник администрации, принимавший непосредственное участие в планировании.
«После распада Советского Союза украинская армия стала оборонительной силой. С 2014 года они сосредоточились на жестокой, но не интенсивной борьбе с силами России на востоке Донбасса. Организация широкомасштабного наступления потребовала бы значительных изменений в структуре и тактике сил и средств. Планирование предусматривало более широкую и качественную западную подготовку, которая до сих пор была сосредоточена на обучении небольших групп и отдельных лиц пользоваться оружием, предоставленным Западом», – говорится в статье.
В результате тысячи солдат пройдут обучение в Германии в составе крупных подразделений, оттачивая маневры по американскому образцу, принципы которых были разработаны еще во время Второй мировой войны. Для американских войск подготовка к так называемым «общевоинским» операциям часто продолжалась больше года. Украинский план предлагал сократить этот срок до нескольких месяцев.
Вместо того, чтобы стрелять из артиллерии, потом «продвигаться вперед» и стрелять еще, украинцы «будут воевать и стрелять одновременно», а недавно обученные бригады будут продвигаться вперед с бронетехникой и артиллерийской поддержкой «своеобразным симфоническим способом», - сказал Washington Post высокопоставленный представитель.
В начале января администрация Байдена объявила, что пришлет боевые машины Bradley. Великобритания согласилась передать 14 танков Challenger. Позже того же месяца, после заявления США о том, что они предоставят лучшие танки Abrams M1 к осени, Германия и другие страны НАТО пообещали предоставить сотни танков Leopard немецкого производства для применения в контрнаступлении.
Гораздо большей проблемой было снабжение 155-мм снарядов, которые позволили бы Украине конкурировать с огромным артиллерийским арсеналом России. Пентагон подсчитал, что Киеву нужно 90 тысяч или больше снарядов в месяц. Хотя американское производство росло, оно составляло чуть больше десятой части этих потребностей.
«Это была просто математика. В определенный момент мы просто не сможем их обеспечить», – сказал изданию бывший американский чиновник.
Салливан предложил варианты. Южная Корея имела множество боеприпасов, предоставленных США, но законы страны запрещают отправлять оружие в зоны боевых действий. Пентагон подсчитал, что около 330 тысяч 155-мм снарядов можно было бы переправить по воздуху и морю в течение 41 дня, если бы удалось убедить Сеул.
Чиновники администрации Байдена разговаривали с коллегами в Сеуле, готовыми пойти на такой шаг при условии, что поставки не должны быть прямыми.
«Снаряды начали поступать в начале года, в результате чего Южная Корея стала крупнейшим поставщиком артиллерийских боеприпасов для Украины, чем все европейские страны вместе взятые», - пишет Washington Post.
Более непосредственной альтернативой была поставка 155-мм кассетных боеприпасов из запасов США. У Пентагона были большие запасы таких снарядов, которые десятилетиями пылились. Госсекретарь Энтони Блинкен был против. Потому что их отправка имела бы репутационную цену для США. Впрочем, вопреки возражениям Блинкена, Салливан все же предложил рассмотреть вариант отправки DPICM.