UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ветеран Павел Долинский: «Те, кто побывал в горниле войны, уже никогда не будут такими, какими были до того»

Автор: Юлия Большакова

Павел Долинский — один из тех, кто защищал Донецкий аэропорт. Затем — отстаивал право воинов добровольческих формирований на получение УБД и создавал свой бизнес в сфере недвижимости. Сейчас Павел — действующий военнослужащий ВСУ, а его проект по строительству жилья получил грантовую поддержку от Украинского ветеранского фонда. Потому что плыть по течению, по мнению ветерана, — это не то, что могут позволить себе украинцы в сегодняшних реалиях.

Читайте также: Плавят стекло и пули: как ветераны во время реабилитации и ротаций развивают бизнес

«До 2014 года я учился, получил три высших образования — психология, социальная педагогика и административный менеджмент. Трудился на двух работах. Одна из них была в сфере управления, другая — психологии. Учеба, работа — такой была моя жизнь в Киеве в то время, — вспоминает Павел. — А дальше — Майдан. Я был активным участником Революции Достоинства. И просто смотреть, как россияне оккупировали наш Крым, Донетчину и Луганщину, не мог. Тогда уже было понимание, что начинается новая миссия по отстаиванию независимости страны.

Фото предоставлено Павлом Долинским

Вместе с друзьями присоединился к «Правому сектору» и потом стал бойцом Добровольческого украинского корпуса. У меня даже военной кафедры не было. Все мои образования — гуманитарные. Но мужчина должен быть там, где он нужен больше, — на фронте.

Поэтому мы встречали войну на востоке, чтобы она не пришла сюда, в Киев. Бои под Красногоровкой, Авдеевкой, на Саур-Могиле и около Песков… Потом — первые жаркие бои на окраинах Донецкого аэропорта. Там мы с побратимами попали в засаду. Был бой. Из-под окраин аэропорта я уже выходил сам… Получил ранение, когда соскочил с БТРа, чтобы подобрать расстрелянных побратимов. В целом с войны привез двенадцать ранений — четыре огнестрельных и восемь осколочных, плюс контузия…

В тот момент у нашего батальона не было никакого правового статуса. Поэтому после возвращения к гражданской жизни первой задачей было получить статус для наших коллег, побратимов.

Фото предоставлено Павлом Долинским

В ВСУ с этим была проблема, тем более у добровольцев. Борьба была сложной и долгой. Семьи побратимов получили статус в 2015–2016 годах. Потом мы начали заниматься своими делами. Я понимал: если таких прецедентов по присуждению УБД будет больше, то добровольцы быстрее будут получать статус, поэтому помогал в этом. Судебное заседание о моем собственном статусе продолжалось четыре года — в 2019-м я его все-таки получил».

Переход к гражданской жизни — крайне актуален и для нынешних, и для будущих ветеранов.

Читайте также: Максим Морозов, позывной «Лютый»: «В Авдеевке враг уже задействовал все возможные силы и ресурсы»

Но Павел Долинский считает, что это — вопрос спорный: «Те, кто побывал в горниле войны, уже никогда не будут такими, какими были до того. Это очень индивидуальная история для каждого. Одно из моих высших образований — психологическое. Это для меня стало точкой сохранности.

Я поставил перед собой цель воспринимать все, что происходит, как временное явление, и работал над собой. Было сложно, но я знал, что в Киеве есть другие задачи. Понимал, что это поможет дистанцироваться от переживаний.

Был 2015-й год и выборы в городскую раду. По моему мнению, ветераны — одни из лучших людей, которые могут создавать будущее страны. Поэтому я принял участие в избирательной кампании и баллотировался к Киевскую городскую раду. К сожалению, не прошел, но это полезный опыт, который очень помог в так называемой адаптации. Потому что ты — постоянно в движении, у тебя есть задачи, встречи.

Читайте также: «Самое худшее для сапера — потерять страх и поддаться азарту»

Вернуться с войны и сидеть на одном месте, как очень часто происходит, — это нагоняет определенные мысли, иногда не очень хорошие. Ты смотришь на общество: люди ходят на работу, занимаются своими делами, кто-то посещает клубы. И понимаешь, что там — война, а здесь ее нет. Думаю, с 2014 года и по сей день человек должен понимать свою причастность к ситуации в стране. Подведу итог: многим, если не всем, ветеранам требуется время, надежная поддержка, занятость.

Фото предоставлено Павлом Долинским

После фронта ты полностью берешь ответственность за свою жизнь на себя. И лучший путь здесь — начать свое дело. У меня такой жизненный принцип, и он сработал.

Там, где ты находишься, должен использовать то, что у тебя есть. В определенный момент в нашей семье появился земельный участок со старыми захламленными строениями. Это стало основой для создания бизнеса. Мне хотелось стабильности в бурном мире. Тем более в нашей ситуации. А что может быть стабильнее недвижимости?

Замысел возник в 2017 году — создать жилищный фонд комфорт-класса в районе, расположенном недалеко от центра столицы. С нормальной инфраструктурой и условиями. Приблизительно два года я планировал, искал средства, команду, делал эскизы. А в 2019 году мы заложили фундамент и построили «коробку» нашего комплекса.

Фото предоставлено Павлом Долинским

К своему делу мы относимся ответственно. В здание уже вложили больше миллиона двухсот тысяч гривен. Реинвестировали средства от продажи вторичной недвижимости. Строили, работали, планировали. Все это изменилось после 24 февраля 2022 года.

Я очень любил и люблю играть в шахматы и изучать историю. Поэтому в определенном смысле понимал, анализировал, как действуют оккупанты, как действуют страны, создающие себе сателлитов. Имея перед глазами пример чеченской кампании, не сомневался, что будет следующий этап и в Украине. Так или иначе, но бесповоротно. Все эти прекращения огня, попытки заморозить конфликт нужны были исключительно для накопления врагом сил.

С побратимами, другими ветеранами мы обсуждали свои возможные действия, накапливали ресурсы, имели планы по эвакуации семей. То есть готовились, насколько было возможно.

Планы пришлось воплотить в реальность, и 25 февраля мы с побратимами уже были в составе обороны Киевщины. Я принимал активное участие в боевых действиях в Ирпене и Буче. Дальше — бои на юге страны.

Читайте также: Позывной «Маугли»: «Тотальное сокрытие проблем не увеличивает обороноспособность, а делает острые моменты еще острее»

Это был очередной логический этап в исторической спирали Украины. Знаете, говорят, что простые времена создают ленивых людей, а ленивые люди создают сложные времена. А вот сложные времена создают сильных, отважных, разумных людей, которые уже потом должны создавать хорошие времена. То есть история двигается по спирали. У нас сейчас сложные времена. Когда закончится этот этап? Есть надежда, что с расколом России. Так или иначе сегодняшние украинцы — это люди, которые могут приспосабливаться, выживать, создавать все новое с нуля. Поэтому я и отважился на свой проект.

Но, чтобы его развивать, нужны средства. Ветераны — очень крепкое сообщество. Мы общаемся, помогаем друг другу. От побратимов я узнал о возможности развить собственное дело от Украинского ветеранского фонда. Подумал, что просто обязан воспользоваться этой возможностью. Подал заявку на участие в конкурсе #Варто: Золоті руки и получил финансирование для своего проекта.

Средства направляем на достройку комплекса, подключение коммуникаций и обустройство квартир. Наша целевая аудитория — семьи, в частности ветераны, члены их семей и вынужденные переселенцы, нуждающиеся в качественном жилье в Киеве. Также планируем предоставлять скидки в размере 15% на аренду жилья для ветеранов и членов их семей.

У нашего народа есть два варианта: создавать, развивать и строить или эмигрировать. Второй вариант — точно не обо мне. Я не привык убегать от проблем. Привык бороться за свое будущее. И где-то там, в борьбе, и есть будущее Украины и каждого из нас».