UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Украина делает ставку на БПЛА для ударов по России, пока Запад колеблется с ракетами

Издание пишет, что Киев добился значительных успехов в разработке беспилотников, однако масштабировать достижения не так и просто, а тем временем Москва тоже достаточно эффективно применяет такие аппараты.

28 февраля небо над Россией гудело от вражеских беспилотников. В Санкт-Петербурге была введена 200-километровая бесполетная зона вокруг аэропорта. В Краснодаре вспыхнула нефтебаза. Дроны летали в Белгородской и Брянской областях, прилегающих к границе Украины.

Один аппарат даже приблизился к Москве. Его сбили примерно в 100 километрах от российской столицы. В тот день украинские БПЛА не в первый раз обошли российскую противовоздушную оборону. Однако это была первая подобная организованная атака. Она заставила многих украинцев задуматься, не может ли это стать способом для лишения России ее преимущества в дальнобойности даже без западных ракет вроде ATACMS, которые могут так и не передать Киеву, - пишет The Economist.

Беспилотники летают над зонами боевых действий уже больше века. Израиль использовал их для разведки в 1970-х годах. Американские высокоточные БПЛА взлетели впервые в начале 2000-х. Но сейчас их применение быстро эволюционирует. Украина использует по меньшей мере пять различных типов беспилотников: небольшие бытовые аппараты для разведки, импровизированные боражирующие боеприпасы (они чаще создают проблемы, чем что-то уничтожают), более передовые аппараты разведки и радиоэлектронной борьбы, большие боражирующие боеприпасы, разработанные для уничтожения бронетехники, а также ударные беспилотники (воздушные и морские), способные нести бомбы и ракеты на сотни или даже тысячи километров.

Читайте также: Беспилотники атаковали нефтепровод "Дружба" в России: в четвертый раз за несколько дней

БПЛА из первых категорий очень многообразны. И их в основном покупают за границей. Но ударные беспилотники в значительно меньших количествах производят исключительно на территории Украины. Именно в этом поле военные изобретатели надеются добиться прорыва. 32-летний вице-премьер-министр Михаил Федоров, ответственный как за цифровую трансформацию Украины, так и за программу беспилотников, сказал изданию, что переломный момент может наступить быстрее, чем может показаться. Он убежден, что ряд изменений в скором времени будут иметь большое влияние.

Армия Украины провела большую реструктуризацию, создав 60 новых эскадрилий ударных беспилотников с отдельным командованием и личным составом. Таким образом, у каждой украинской бригады есть хотя бы одна эскадрилья.

«Это первая реформа такого типа в мире. Украинская военная доктрина была обновлена, чтобы включить инструкции (засекреченные) по использованию беспилотников. Минобороны создало новый совет для координации работы с производителями дронов. Был также толчок для дерегулирования с целью устранения помех для импорта и сертификации. А в этом месяце заработал новый военный «кластер», призванный соединить украинские военные технологические компании с международным капиталом», – говорится в статье.

Представитель военно-промышленного комплекса на условиях анонимности подтвердил The Economist, что армия Украины получит "значительные высокотехнологичные возможности" в ближайшие недели и месяцы. Впрочем, собеседник издания предостерег, что гонка с Россией на этом не закончится. Иранские беспилотники в российских руках на протяжении всей зимы разрушали украинские города. Война также испытывает беспилотные технологии, как никогда раньше. Их используют на обширной местности и в условиях противоборства сложным системам радиоэлектронной борьбы. Не многие военные системы могут хорошо работать.

«Россияне очень хорошо делают то, что они делают. Это какая-то «черная магия» в электромагнитной обороне. Они могут блокировать частоты, обманывать GPS, отправляют беспилотник на неправильную высоту, чтобы он просто упал с неба», – сказал неназванный собеседник издания.

Читайте также: Вечерняя атака беспилотников: РФ ударила по критическому объекту Днепропетровщины

Враждебная ПВО также не позволяет украинским разведывательным беспилотникам заходить дальше чем на 15 километров за российскую линию обороны. Издание пишет, что на раннем этапе войны украинские военные использовали систему Starlink, чтобы управлять беспилотниками над контролируемой Россией территорией. Спутников Илона Маска слишком много и они используют частоты, которые российская армия не может заблокировать. Морские беспилотники атаковали Черноморский флот РФ в октябре. И ими управляли тоже с помощью спутникового интернета. Но Маск, боясь эскалации, проделал работу вместо несостоятельных российских технологий. Starlink теперь блокирует терминалы не только на оккупированных Россией территориях Украины. Они перестают работать, если приемник начинает двигаться со скоростью более 100 километров в час, – сказали украинские разведчики.

«Ставите приемник на катер в море, и он просто перестает работать», - сказал собеседник издания.

Так что разработчики беспилотников в Украине теперь используют целый ряд других более дорогих систем связи. При этом часто различные системы устанавливают на один и тот же транспорт. То, что успешная атака 28 февраля подошла так близко к Москве, говорит, что Украина, вполне возможно, приблизилась к рабочему решению. Впрочем, создать проверенную концепцию – это одно, а масштабировать ее – совсем другое. Украинская программа ударных беспилотников еще не вышла на производственные объемы, необходимые для того, чтобы можно было соперничать с дальнобойными возможностями России, – сказал The Economist эксперт и автор книги «Войны беспилотников» Сет Франтцмен.

Одна из проблем – это доступ к запускаемым с воздуха боеприпасам. США не очень-то хотят поставлять Украине вооружение, способное уничтожать цели на территории России. На импровизированных устройствах и уловках далеко не уедешь, хотя, конечно, украинцы стараются. Другая большая проблема – это производство двигателей, особенно работающих на горючем.

Читайте также: Шахиды и Орлан: пять враждебных БПЛА обезвредили над двумя областями

Такие двигатели нужны для построения ударных БПЛА, способных выполнять задания на больших расстояниях. В мире есть ограниченное количество производителей таких двигателей. И Украине приходится соревноваться со своим врагом на одних и тех же рынках.

Производитель беспилотников, работающий на хорошо защищенном заводе в пригороде одного из украинских городов, сказал, что авторитарная природа России дала ей фору в ударных возможностях. И Украина обязана догнать ее.

«Санкции сделают так, что у них закончатся запчасти раньше, чем у нас. Но мы не должны себя обманывать. Они активизировали свои производственные линии гораздо быстрее, чем мы», – сказал изданию неназванный производитель беспилотников.