UA / RU
Поддержать ZN.ua

Школы в оккупации: Какая ответственность ждет украинских учителей за работу на захваченных территориях

В Минюсте объяснили ситуацию с ответственностью за учительство на оккупированных Россией украинских территориях.

Россия оккупировала часть украинских территорий еще в 2014 году, однако с началом полномасштабного вторжения захваченных территорий стало больше. Там до сих пор остаются украинские граждане, включая детей. Какая ответственность ожидает украинских учителей, работающих на оккупированных территориях и должны ли дети вообще ходить там в школу? Ответ на вопрос в интервью ZN.UA дала замминистра юстиции Валерия Коломиец, с которой пообщалась Татьяна Безрук.

«Что касается украинских учителей: в Законе ясно указано, что преподавание в школах по российской программе и пропаганда — уголовно наказуемое деяние. Уже есть подозрения. Что будет дальше – уместнее спросить правоохранительные органы», – отметила Коломиец.

Она добавила, что правоохранители должны тщательно изучать все обстоятельства и в случае выявления в действиях тех или иных педагогов поступков, которые будут свидетельствовать о содействии человеком насаждения украинским детям враждебной идеологии — передавать такие дела в суд. Так же, как и не привлекать к ответственности тех людей, которые такие действия не совершали.

«Я не вижу, чтобы это происходило огульно, но конечно окончательную точку в любом таком деле должен ставить суд, а не наши с вами субъективные оценки тех или иных ситуаций», – добавила Коломиец.

В то же время, заместитель министра юстиции назвала сложным вопросом, должны ли дети ходить в школу на оккупированных территориях.

«Когда ребенок в Мариуполе месяцами сидит в подвале, то этот вопрос звучит как издевательство. Также знаю, что на территориях, где была возможность обеспечивать хоть какой-то образовательный процесс, многих родителей шантажом и угрозами заставляли посылать детей в школу. В принципе, как и некоторые учителя. Для нас это простой вопрос, на который очевиден отрицательный ответ: нет, нет», – заявила замглавы Минюста.

Она подчеркнула, что люди, оказавшиеся в оккупации и вырваться из нее просто так не могут, ежедневно сталкиваются с проблемами, которых мы даже представить не можем. По ее словам, следует понимать, что им приходится принимать решения с позиции сохранения своей жизни и обеспечения безопасности своих детей и родных.

При этом в школах преподаются и обычные предметы, не имеющие отношения к идеологии, например, физика или химия. Однако, по словам Коломиец в соответствии с Уголовным кодексом и насколько ей известно о фактах объявления подозрений, некоторые из преподавателей становятся субъектами уголовного преследования.

«Скорее всего, им объявляют подозрения, потому что в их действиях видят, что они внедряли в образовательный процесс пропаганду и/или стандарты образования оккупанта. Условно говоря, нам с вами со стороны действительно может казаться странным обвинение в коллаборации учителя химии, но мы с вами не знаем всех обстоятельств, доказательств, свидетельских показаний. Поэтому здесь однозначно сказать, правильно это происходит или нет, невозможно. Мы должны исходить из того, что все эти процессы происходят на основе закона, после проверки всех фактов компетентными органами и для того, чтобы все эти вещи совокупно оценил суд», – ответила Коломиец на вопрос о том, объявляют ли учителям с оккупированных территорий подозрения в коллаборационизм из-за того, что они просто преподавали физику или химию, даже если не приветствовали российскую армию в своем городе.

Читайте также: Законопроект 7476 является самым эффективным способом очистить местные органы власти от депутатов запрещенных партий – Минюст

Ранее руководитель прокуратуры АР Крым и Севастополя Игорь Поночевный заявил, что статья УКУ о коллаборационной деятельности, не учитывающая специфику длительной оккупации Крыма, несколько опасна, и Россия этим манипулирует. Поэтому ее нужно изменить.

Уголовная ответственность для коллаборантов в Украине действует с 15 марта прошлого года. Тогда вступила в силу ст. 111-1 УКУ, которой установлена ответственность за следующие виды деятельности: