Когда министр обороны США Ллойд Остин ежемесячно собирает на юго-западе Германии руководителей оборонных ведомств более 40 стран, многочасовая встреча обычно заканчивается одинаково: руководитель отдела международной безопасности Пентагона Селеста Уолландер призывает каждого участника зачитать, какое оружие его страна готова передать Украине.
Этот вопрос – возможно, единственный, который поможет определить будущее Украины более чем через год после российского вторжения.
«И он сделал ежемесячное собрание лидеров за закрытой дверью, известное под бюрократическим названием «Контактная группа по вопросам обороны Украины», незаметной, но центральной силой в обеспечении украинской армии всем необходимым: от высокоточных ракет до основных боевых танков. Она также помогла стране создать своеобразную, но удивительно современную армию, способную превзойти некоторых давних членов НАТО», – пишет Politico.
Но в кулуарах заседания группы 21 апреля на американской авиабазе Рамштайн было ясно, что сохранение единства будет все более сложной задачей.
В последнее время в группе появился ряд разногласий, в частности, относительно того, отправлять ли западные истребители в Украину и когда именно это сделать. А также относительно задержки с поставками определенных видов вооружений, в частности, немецких и испанских танков, которые остаются наиболее актуальными. Между тем, массовая передача оружия Киеву заставила страны-доноры переживать за свои собственные запасы. И на последних встречах обсуждались вопросы перевооружения союзников по НАТО, а также долгосрочной поддержки оружия, которое уже передали Украине.
«Мы уже многое сделали в плане оказания помощи, но сейчас вопрос больше заключается в постоянстве», – заявил замминистра обороны Финляндии Эса Пулккинен во время встречи в Рамштайне в прошлом месяце.
«Помимо поддержки Украины, нам также нужно пополнять наши собственные запасы, не правда ли?», – сказал один европейский дипломат.
Министр обороны США Ллойд Остин, а также глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли и министр обороны Украины Алексей Резников сидят за главным столом, застеленным белыми скатертями, в окружении американского и украинского флагов. Над их головами висят хрустальные люстры. Помощники похлебывают кофе и тихо переговариваются в кулуарах.
Встреча начинается, как всегда, со сводок с поля боя от украинцев. Остальные участники сидят за двумя узкими столами, перпендикулярными столу лидеров, образуя три стороны открытого прямоугольника. Каждая страна представлена миниатюрным флагом у микрофона ее представителя.
Остин руководит дискуссией, делая вступительные и заключительные замечания, но обычно проводит больше времени, слушая презентации. Волландер в роли ведущего, дающего слово каждому докладчику. В последней встрече участники посвятили один 90-минутный блок обсуждению проблем устойчивого развития и промышленной базы. Вся встреча может длиться более шести часов.
Инициатива проводить встречи в Рамштайне появилась без фанфар в начале российского вторжения. Киев выдержал первоначальное давление России, но становилось понятно, что США и другим странам придется преодолеть прошлые опасения относительно передачи вооружения Украине и взять на себя долгосрочные обязательства. В первые дни никто не координировал решение о передаче западной техники. И это создавало серьезный риск возникновения просчета для стран Запада, которые помогали Украине.
«Я сделала много телефонных звонков, спрашивая страны: «Можете ли вы отправить это?». И я думаю, что именно тогда у министра возникла идея: «Нет, нам нужно собрать вместе ключевых участников помощи Украине, чтобы мы могли понять масштабы этой помощи», – сказала Волландер во время интервью в Пентагоне.
Остин назвал эту группу «Контактной группой по обороне Украины», которая впервые собралась 26 апреля 2022 года в Рамштайне. Именно эта встреча, которая была задумана и спланирована примерно за неделю, дала толчок процессу спасения Украины.
Хотя между участниками и разгораются споры, они, как правило, остаются за пределами комнаты. По словам участников, этого удается достичь только благодаря неизменному лидерству Остина, его спокойному присутствию и глубоким военным знаниям. Внимание Остина к двусторонним отношениям, в частности то, что он всегда публично отдает должное странам за их пожертвования, дало ему доверие, – говорят чиновники, принимавшие участие во встрече в Рамштайне.
Politico пишет, что для своей статьи о встречах в Рамштайне журналисты пообщались с 17 людьми, принимавшими непосредственное участие в дискуссиях.
Назревает напряженность
Встречи в Рамштайне, как правило, проходят по четкому сценарию. Министры читают предварительно подготовленные заметки. Но за упорядоченными встречами скрываются значительные разногласия между правительствами, работающими над поставками вооружения Украине. Восточноевропейские страны, такие как Польша и Эстония, продвинулись вперед в оказании помощи, в то время как Германия и Франция часто отстают. США иногда вынуждены балансировать между двумя сторонами.
«Между тем Киев постоянно просит больше техники. Например, не успели высохнуть чернила на решении об отправке основных боевых танков Abrams в январе, как украинские чиновники снова начали настаивать на получении истребителей F-16», – говорится в статье.
Вопрос об истребителях все еще остается актуальным. И раскол между разными участниками относительно того, отправлять ли западные военные самолеты, стал очевиден на последней встрече в Рамштайне. Хотя Остин и другие американские официальные лица ясно дали понять, что они не считают, что F-16 необходимы для нынешней борьбы, другие говорят, что группа все еще обсуждает этот вопрос.
«Продолжается дискуссия и по другим типам самолетов», – сказал Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, выступая перед журналистами, пока участники разминали ноги во время перерыва в заседании.
Впрочем, другие уверены, что западные самолеты в какой-то момент обязательно будут отправлены Киеву.
"Западные истребители будут частью западной военной интеграции Вооруженных Сил Украины независимо от того, произойдет ли это сейчас, или, возможно, позже", – сказал Пулкинен.
Президент Джо Байден неоднократно призвал Остина использовать встречу в Рамштайне для того, чтобы обратиться к своим коллегам с призывом сделать больше для помощи Украине. В январе, после того, как канцлер Германии Олаф Шольц отказался отправить танки Leopard, настаивая, чтобы США сначала отправили Abrams, Байден обратился к Остину, чтобы тот еще раз обратился к своему новому немецкому коллеге – министру обороны Борису Писториусу.
У Байдена были основания надеяться, что Остин сможет договориться о соглашении. В течение всего конфликта министру обороны США удавалось превращать свои связи в конкретную помощь Украине. В начале войны Остин лично договорился с министром обороны Словакии об отправке системы ПВО С-300 в обмен на то, что США развернут на словацкой территории одну из своих батарей Patriot.
Но на этот раз Остин не смог побороть колебания Берлина. В конце концов, Байден дал зеленый свет Abrams, разблокировав немецкие Leopard. Некоторые страны все еще разочарованы медленными темпами Берлина по оказанию помощи.
Германия должна «отправлять больше оружия, больше боеприпасов и давать больше денег Украине, потому что это самая богатая и самая большая страна», – заявил польский премьер-министр Матеуш Моравецкий в интервью Politico. Он добавил, что немцы «не были столь щедрыми, как должны быть» в начале войны в Украине.
«Коллективно мы должны и можем сделать больше. Мы все понимаем, что поставлено на карту», – сказал министр обороны Эстонии Ханно Певкур в Рамштайне. Говоря о своем правительстве, он сказал: « Мы, безусловно, сделали много».
Несмотря на разногласия между разными странами, участники отметили, что последовательность Остина и внимание к личным отношениям обеспечивают бесперебойную работу каждой встречи и стали причиной того, что участники возвращаются в Рамштайн снова и снова, чтобы обсудить новые пути поддержки Украины.
Министр обороны Канады Анита Ананд вспомнила, как Остин убедил ее пожертвовать некоторые из 82 канадских танков Leopard 2. По ее словам, расстаться с этими танками было «нелегко». Ее личные отношения с Остином, которого она называет "настоящим джентльменом", были решающими в решении Оттавы отправить четыре танка.
«Вот почему мы должны собираться. Вот почему мы должны объединиться и вот почему мы должны помогать Украине», – сказала Певкур.
Но напряженность вокруг решения по танкам может предвещать еще большее беспокойство в ближайшие месяцы, поскольку Украина продолжает поглощать боеприпасы на миллиарды долларов. Замена всего этого требует времени, планирования и значительных инвестиций.
Новые вызовы
Последние несколько заседаний украинской группы показали, что члены Альянса начинают тщательно обдумывать, как найти деньги и промышленные мощности для замены техники, отправленной на войну с Россией.
«Это все еще единственный эффективный формат, когда речь идет не только о координации поставок, но и о необходимой материальной базе. Независимо от разногласий во взглядах», – сказал один высокопоставленный европейский дипломат.
Кроме того, союзникам приходится продираться сквозь заросли узких партийных интересов и найти способ сделать что-то еще более сложное: совместно производить боеприпасы и другие материальные средства, поскольку война в Украине продолжается, а отдельные производственные линии достигают своей точки излома.
Еще одним вопросом, вызывающим разногласия, является распределение оборонных расходов между членами Альянса. Ежегодный отчет НАТО, опубликованный в марте, показал, что, несмотря на обещания увеличить оборонные расходы в течение целого года, только семь стран из 30 достигли девятилетней цели тратить на оборону 2% своего ВВП.
«На встречах в Рамштайне появились и другие тенденции, которые также разочаровали некоторых участников. По словам двух европейских дипломатов, несколько стран постоянно обещают оборудование, которое, похоже, так и не отправляется. Они лишь повторяют намерение на каждой встрече без всяких временных рамок», – пишет Politico.
«Они почему-то никогда не вспоминают, когда это произойдет. А потом у нас очередной Рамштайн, а они все еще утверждают то же самое», – сказал один из чиновников.
Несмотря на возникающие разногласия, поддержка Киева в долгосрочной перспективе была темой разговоров всех союзников по НАТО с начала войны. И даже, несмотря на определенные задержки с обещанным оборудованием, пожертвования продолжают поступать через границу в Украину. Спустя 14 месяцев, с приближением новых весенних и летних наступательных операций, эта риторика не изменилась.
«Мы не можем позволить нашим обществам и политике устать от войны. Мы должны ухватиться за этот импульс и сделать все возможное, чтобы весенне-летнее наступление украинцев было успешным. Мы не можем упустить этот момент», – заявила министр обороны Латвии Инара Мурниеце, находясь с визитом в Вашингтоне как раз накануне последней встречи в Рамштайне.