Истребители F-16, рекламируемые украинскими военными как потенциальное изменение правил игры в конфликте с Россией, будут использоваться либо в обороне, либо в очень рискованных операциях, утверждают люди, летавшие на этих самолетах в бою. Истребители-бомбардировщики General Dynamics станут значительным обновлением самолетов советских времен, на которых до сих пор летали украинские пилоты. Но F-16, которые будут отправлены в Украину, вероятно, будут иметь худшие радары и ракеты меньшей дальности, чем самые современные российские самолеты и системы ПВО, пишет Bloomberg.
Это означает, что украинцам, возможно, придется умерить свои надежды на то, что F-16 позволят им установить господство в воздухе, сбивать крылатые ракеты и новейшие самолеты противника, уничтожать войска и артиллерию на поле боя и даже потопить Черноморский флот.
По словам Джона Венейбла, бывшего пилота F-16 ВВС США, если бы украинские пилоты на F-16 летели на российские позиции, чтобы уничтожить артиллерию, средства ПВО или самолеты, они, скорее всего, получили бы предупреждение об обнаружении их вражеским радаром задолго до того, как приблизились бы достаточно близко, чтобы открыть огонь.
«Все, что вы можете сделать, это нырнуть вниз и надеяться, что вам удастся спрятаться за холм между вами и системами наведения ракеты», – сказал Венейбл, старший научный сотрудник по вопросам оборонной политики в вашингтонском аналитическом центре Heritage Foundation. – «Без такого укрытия ваши шансы на выживание не очень велики».
Это, скорее всего, касается открытых равнин на юге Украины, где, по мнению многих, будет сосредоточено будущее контрнаступление украинской армии.
На более холмистой местности на востоке пилоты могли бы прижиматься к земле до последнего момента, а затем выскочить, так же, как они пытаются делать сейчас на своих старых МиГах и Су, считает Венейбл. Это означает внезапный подъем под углом 30 градусов и испытание силы тяжести, что в четыре или пять раз превышает нормальную силу тяжести, прежде чем произвести свой выстрел и снова нырнуть в укрытие. Но шансы на успех с одной ракетой ограничены.
«Вы ни во что не попадете», – сказал Венейбл.
Некоторые украинские цели для F-16, такие как сбитие крылатых ракет, действительно непрактичны, говорит Дэн «Две собаки» Хэмптон, совершивший 151 боевой вылет на этом самолете во время двух войн в Персидском заливе и Косово. Это потому, что между моментом, когда радар обнаруживает крылатую ракету, и моментом, когда она достигает цели, очень короткий промежуток времени. Для того, чтобы F-16 добился успеха, ему придется потратить слишком много драгоценных часов полета, кружа в ожидании.
Но он более оптимистично настроен по поводу того, как они будут противостоять российским системам ПВО. По словам Хэмптона, это будет сложная задача, но многое зависит от того, насколько хорошо они интегрированы. С-400 были разработаны для поражения самолетов 4-го поколения, таких как F-16, но они не волшебные, считает ветеран.
Некоторые также утверждают, что при поддержке наземной интегрированной системы радаров, многоуровневой противовоздушной обороны и усиленных средств радиоэлектронной борьбы F-16 могут достичь того, что бывший маршал авиации Великобритании Эдвард Стрингер называет «преимуществом в воздухе для бедняков». Отодвинув дальше зону, в которой российские самолеты могут безопасно действовать, это могло бы снизить растущую угрозу от тяжелых планирующих бомб, которые Россия приспособила для запуска по передовым украинским позициям.
Они также могут запускать американские малозаметные крылатые ракеты AGM-158 JASSM и их противокорабельные аналоги LRASM. Доставленное в достаточном количестве это оружие значительно расширит возможности Украины наносить удары по целям в глубоком тылу России, в оккупированном Крыму и на море.
Это жизнеспособно, говорит Венейбл, но также дорого, что оставляет вопрос о том, не могли бы сотни миллионов долларов, потраченные на поставку должным образом оснащенных F-16, быть более эффективно потрачены на наземную противовоздушную оборону Украины или другие системы вооружений.
Стоимость ракеты JASSM, в зависимости от модели, составляет более одного миллиона долларов за штуку, и для уничтожения цели может потребоваться более одной ракеты. Вооружение одной миссии с четырьмя самолетами будет стоить не менее восьми миллионов долларов.
F-16 нужно новейшее оружие AMRAAM класса «воздух-воздух», чтобы иметь шанс превзойти 200-километровые ракеты, которые российские истребители СУ-35 (на бумаге превосходящие украинские ВВС) применяют против украинских ВВС. В обосновании бюджета Пентагона на 2023 год они были оценены в 1,8 миллиона долларов за штуку.
Важна также стоимость самих самолетов. Согласно мартовскому отчету Исследовательской службы Конгресса США, недавняя продажа новых F-16 Болгарии – вместе с боеприпасами и обучением – обошлась в 209 миллионов долларов за штуку. Более старые F-16, проданные Италии в 2015 году, стоили 23,8 миллиона долларов.
Еще одно беспокойство вызывает то, что относительно легкое шасси F-16 и незащищенный воздухозаборник, расположенный под фюзеляжем, означают, что взлетно-посадочные полосы должны быть ровными и очищенными от мусора, который может попасть в двигатель во время взлета или посадки. Этой проблемы нет у МиГов и других самолетов, таких как шведский Gripen.
Однако, по мнению Хэмптона, многие из этих преград преувеличены, чтобы оправдать отказ предоставить Украине самолет стандарта НАТО.
«Я летал на F-16 с очень паршивых аэродромов, через песчаные и ледяные бури. Конечно, он более чувствителен, чем МиГ или Gripen, но это возможно. Я все еще здесь», – сказал он.
Напомним, что президент Владимир Зеленский на саммите G7 в Хирошиме заявил, что появление в украинском небе истребителей F-16 станет историческим моментом для архитектуры безопасности в Европе и мире.
Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что обучение украинских пилотов на F-16 уже началось. Кто из союзников, когда и сколько истребителей передаст Украине, решится в ближайшее время, заявил советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.