Когда во вторник, 11 июля, лидеры стран НАТО соберутся в столице Литвы Вильнюсе, над решающим для Альянса саммитом нависают две тучи. Во-первых, на этой неделе НАТО надеялось принять Швецию в качестве 32-го члена после того, как эта страна подала совместную заявку с Финляндией вскоре после вторжения России в Украину. Финляндия была принята ранее в этом году.
Во-вторых, Генеральный секретарь Йенс Столтенберг заявил на прошлой неделе, что ключевой целью саммита является укрепление связей безопасности и политических связей Альянса с Украиной, а также обязательства по обеспечению плавного вступления этой страны в НАТО. Но внимание от обоих этих ключевых вопросов накануне саммита привлекли комментарии президентов двух ключевых стран-членов Альянса, пишет редактор по вопросам политики в Великобритании и Европе Люк МакГи.
10 июля утром президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил журналистам, что членство Швеции в НАТО должно быть связано с членством Турции в Европейском Союзе.
«Сначала давайте расчистим путь Турции в Европейский Союз, а затем давайте расчистим путь для Швеции, так же, как мы расчистили путь для Финляндии», – сказал Эрдоган, подчеркнув, что «Турция ждет у ворот Европейского Союза уже более 50 лет».
Турция долго сопротивлялась стремлению Швеции вступить в НАТО. Анкара приводила множество причин, включая обвинения в том, что шведские чиновники были причастны к исламофобским демонстрациям, в том числе к сожжению Корана.
Турецкий президент уже несколько лет находится на «ложной тропе». Его отношения с Путиным были проблемой для многих западных союзников, будь то его сотрудничество с Россией в Сирии или то, что он позиционирует себя как ключевого переговорщика между Западом и Кремлем в отношении Украины.
Швеция оказывает Эрдогану редкие рычаги воздействия. А турецкий президент, как известно официальным лицам, очень хорошо умеет использовать какие-либо рычаги влияния, чтобы добиться желаемого от своих западных союзников. То, что Эрдоган использует ключевой международный саммит для того, чтобы разыграть свои лучшие козыри, является головной болью, но не большим шоком. И чего бы это ни стоило, шведские официальные лица все еще уверены в том, что сделка будет заключена.
Второй головной болью для НАТО стали комментарии президента США Джо Байдена в интервью CNN в эти выходные о том, что Украина не вступит в Альянс, пока не закончится война.
10 июля несколько чиновников НАТО заявили CNN, что эти комментарии вызывают сожаление, поскольку они позволили перевести разговор со всего того хорошего, что Альянс сделал и еще сделает для Украины, на почти неактуальный разговор о немедленном членстве в НАТО.
Никто сейчас серьезно не говорит о вступлении Украины к нам. Мы говорим о том, чтобы проложить четкий путь, а также о том, как лучше мы можем практически помочь им сейчас. Это не изменение позиции США или НАТО», – сказал один из чиновников.
Оба эти вопроса могут отвлекать внимание от основных частей саммита, но западные чиновники знают, что отвлекающие моменты, которые могут быть использованы для того, чтобы Запад выглядел разобщенным, будут здороваться в России в данный момент. И это настоящая причина того, что чиновники, направляющиеся в Вильнюс, так раздражены.
Обе драмы, созданные Эрдоганом и Байденом, могут создать заголовки о саммите, которые зададут ложные предпосылки и, наконец, могут сделать встречу в некоторых аспектах похожей на провал. И это только на руку тому, кто наблюдает за этим издалека в Кремле.
Напомним, что генсек НАТО Столтенберг озвучил в Вильнюсе, из чего будет состоять пакет решений, предложенных Украине на саммите 11-12 июля – для поддержки в войне с Россией и дальнейшего приближения к членству в Альянсе.