UA / RU
Поддержать ZN.ua

Foreign Affairs: Военные цели Украины не соответствуют имеющимся средствам, пора изменить стратегию

Американские авторы советуют Киеву перейти в оборону и предложить Москве перемирие, несмотря на то, что Кремль, скорее всего, отвергнет такое предложение.

Контрнаступление Украины, похоже, остановилось, а влажная и холодная погода приближает к завершению второй боевой сезон в усилиях Киева, направленных против агрессии России. В то же время, политическая готовность продолжать оказывать военную и экономическую поддержку Украине стала уменьшаться как в США, так и в Европе. Эти обстоятельства требуют комплексной переоценки текущей стратегии, реализуемой Украиной и ее партнерами.

«Такая переоценка открывает неприятную правду: Украина и Запад находятся на неустойчивой траектории, которая характеризуется вопиющим несоответствием между целями и имеющимися средствами. Цели войны Киева: изгнание российских войск с украинской земли и полное восстановление ее территориальной целостности включая Крым, остаются недостижимыми с юридической и политической точки зрения. Но стратегически они недостижимы, по крайней мере в ближайшем будущем и, вполне возможно, в дальнейшем», – пишут в статье для Foreign Affairs президент Council on Foreign Relations Ричард Хаас и бывший директор Совета национальной безопасности США по вопросам Европы в администрации Барака Обамы Чарльз Купчан.

По их мнению, Вашингтону пора заняться формированием новой политики, которая преследовала бы достижимые цели и привела бы в соответствие цели и средства.

«США следует начать консультации с Украиной и ее европейскими партнерами по стратегии, в центре которой была бы готовность Киева к переговорам с Россией о прекращении огня и одновременном смещении военного акцента с наступления на оборону», - считают авторы.

Они признают, что Киев не откажется от восстановления территориальной целостности или привлечения России к экономической и юридической ответственности за ее агрессию. Однако украинские приоритеты на ближайшее время должны сместиться с попыток освободить больше территории к защите и восстановлению более 80% страны, все еще находящейся под украинским контролем.

Читайте также: The Economist: Война в Украине может длиться еще 5 лет, и у Запада все меньше ресурсов для ее решения

Россия вполне может отвергнуть предложение Украины о прекращении огня. Но даже если Кремль окажется неуступчивым, переход Украины от наступления к обороне ограничит дальнейшие потери солдат, позволит ей направить больше ресурсов на долгосрочную оборону и реконструкцию, а также укрепит поддержку Запада. Поскольку изменение подхода продемонстрирует, что Киев имеет действенную стратегию, направленную на достижимые цели. В долгосрочной перспективе такой стратегический поворот позволит России понять, что она не может просто надеяться на то, что переживет Украину и готовность Запада поддерживать ее. Осознание этого может наконец убедить Москву вернуться с поля боя за стол переговоров. Такой шаг был бы в пользу Украины, поскольку дипломатия предлагает наиболее реалистичный путь для прекращения не только войны, но и российской оккупации украинских территорий в долгосрочной перспективе.

Патовая ситуация

По мнению Хаасса и Купчана, нынешнюю ситуацию на поле боя можно сравнить с «полупустым или полуполным стаканом». С одной стороны, Украина продемонстрировала потрясающую решительность и мастерство, не только отразив попытку России покорить ее, но и вернув значительную часть территории, которую Москва оккупировала в прошлом году. Но с другой стороны, есть огромные человеческие и экономические потери от войны, а также реальность, в которой России удалось, по крайней мере пока, с помощью силы захватить значительную часть территории Украины. Несмотря на долгожданное украинское контрнаступление РФ фактически получила больше территории в течение 2023 года, чем Украина.

«В целом ни одна из сторон не добилась значительных успехов. Украинские и российские войска фактически зашли в тупик: сложилась патовая ситуация», – считают авторы.

Что тогда делать? Один из вариантов для Запада – делать больше того же, продолжая предоставлять огромное количество оружия Украине в надежде, что это позволит ее силам в конце концов победить российские войска. Проблема в том, что украинские военные не демонстрируют никаких признаков способности прорвать грозную российскую оборону, независимо от того, как долго и настойчиво они будут бороться. Оборона, как правило, имеет преимущество над нападением, а российские войска окопались за километрами минных полей, траншей, ловушек и укреплений.

Читайте также: С приближением затяжной войны с Россией на американскую поддержку больше нельзя полагаться – The Economist

Запад может отправить больше танков, ракет дальнего радиуса действия и, наконец, истребителей F-16. Но не существует серебряной пули, способной переломить ход событий на поле боя. Как недавно признал главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный, "глубокого и красивого прорыва, скорее всего, не будет". На поле боя в Украине ситуация в лучшем случае выглядит дорогим тупиком.

Время будет не на стороне Украины, если война высокой интенсивности затянется на неопределенный срок. Российская экономика и ее оборонно-промышленная база переориентированы на войну. Москва также импортирует оружие из Северной Кореи и Ирана и имеет доступ к потребительским товарам, содержащим технологии, которые она может перепрофилироваться на военные цели. Если России понадобится усилить свое военное присутствие в Украине, у нее есть большой резерв человеческих ресурсов. Россия также нашла новые рынки сбыта для своих энергоносителей, в то время как санкции оказали лишь скромное влияние на российскую экономику. Путин кажется политически защищенным и контролирует рычаги власти: от армии и служб безопасности до СМИ и общественного нарратива.

Тем временем, в Украине продолжают гибнуть солдаты и гражданские, военные сжигают свои запасы оружия, а экономика сократилась примерно на треть (хотя и начинает демонстрировать признаки роста). Усталость западных сторонников Украины начинает сказываться на их готовности продолжать оказывать поддержку Киеву. США остаются центральным звеном в оказании западной помощи, но у Республиканской партии растет нежелание обеспечивать помощь и дальше. Республиканцы отказываются одобрять новые пакеты финансирования, инициированные администрацией Байдена.

Ведущий претендент на президентскую номинацию от Республиканской партии – бывший президент Дональд Трамп, который в прошлом симпатизировал России и дистанцировался от традиционных партнеров США, включая Украину. То, что в опросах Трамп опережает Байдена в колеблющихся ключевых штатах, лишь добавляет неопределенности по поводу траектории американской политики. А шаткость в поддержке Украины со стороны США усилит шаткость в Европе.

Читайте также: Кая Каллас: Война в Украине – не безысходность. Но времени нужно много

Атака ХАМАС на Израиль 7 октября и последующий конфликт в Секторе Газы также привлекли внимание мирового сообщества, отодвинув войну в Украине на задний план.

Дело не только в том, что Вашингтон отвлекся, американские военные имеют ограниченные ресурсы, а американская оборонная промышленность имеет слишком ограниченные производственные мощности. Соединенные Штаты работают на грани своих возможностей, поддерживая двух партнеров, ведущих горячие войны. Военные аналитики уже объявляют оборонную стратегию страны «нерабочей», как говорится в недавнем исследовании RAND. Другие утверждают, что США следует сосредоточить свое внимание и ресурсы на стратегических вызовах в Индо-Тихоокеанском регионе.

«И Украине, и Западу будет политически нелегко противостоять этим отрезвляющим стратегическим реалиям. Но и для Киева, и для его сторонников гораздо лучше принять новую стратегию, которая возобновит баланс между целями и средствами, чем продолжать курс, заведший в тупик и который вскоре может привести к резкому снижению поддержки Украины со стороны Запада», – пишут Хаасс и Купчан.

Переломить ситуацию

По мнению авторов, Вашингтон должен взять на себя инициативу и начать консультации с Украиной и ее западными союзниками, чтобы убедить Киев согласиться на прекращение огня и перейти от наступательной к оборонной стратегии. Запад не должен давить на Украину, чтобы она отказалась от восстановления границ 1991 года или от возложения на Россию ответственности за смерть и разрушение, вызванные ее вторжением. Но он должен пытаться убедить украинцев в том, что им нужно принять новую стратегию для достижения своих целей.

Читайте также: Нет никаких признаков того, что Россия хочет мира. Она планирует новую войну – генсек НАТО

«Прекращение огня спасло бы жизни, позволило бы начать экономическую реконструкцию и позволило бы Украине инвестировать получаемое им западное оружие в долгосрочную безопасность вместо быстрого расходования средств на поле боя в тупике. Точные условия прекращения огня: сроки, точное расположение линии столкновения, процедуры отвода вооружений и сил, пункты о наблюдении и обеспечении соблюдения, – должны быть выработаны под широким международным надзором, вероятнее всего, под эгидой ООН или ОБСЕ», – предлагают авторы.

Прекращение огня вступит в силу только тогда, когда и Украина, и Россия согласятся с его условиями. Соблюдение Москвой договоренностей не исключено. Российские войска терпят тяжелые потери на поле боя, и акт агрессии Кремля, очевидно, имеет обратные последствия, укрепляя НАТО, трансатлантическую сплоченность и решительность Украины навсегда освободиться от российской сферы влияния. Путин может воспользоваться возможностью остановить кровопролитие и извлечь Россию из ловушки.

«Однако гораздо вероятнее, что Москва отвергнет предложение о прекращении огня. Путин все еще вынашивает экспансивные цели войны в Украине и, похоже, считает, что у России большая устойчивость. Он, несомненно, внимательно следит за опросами общественного мнения в США, указывающими на то, что возвращение Трампа в Белый дом будет реальной возможностью, а это, безусловно, ослабит, если не прекратит поддержку Украины со стороны США. Даже если бы Кремль хотел избежать откровенного отказа от предложения о прекращении огня во избежание репутационных потерь, он может выдвинуть условия, которые, несомненно, будут неприемлемыми для Украины и Запада», – признают Хаасс и Купчан.

Однако они добавляют, что сама попытка добиться прекращения огня может быть ценна с точки зрения того, что она может обнаружить. Даже если Россия отвергнет предложенное перемирие, Киеву все равно следует положить его на стол.

«Это позволило бы Украине перехватить политическую инициативу, напомнив общественности на Западе и за его пределами, что эта война остается войной российской агрессии. Отказ Кремля от прекращения огня поможет западным правительствам сохранить и усилить санкции против России, а Украине – получить долгосрочную военную и экономическую поддержку», – объясняют авторы.

Читайте также: В войне РФ против Украины нужно "политическое перемирие", время еще не наступило — глава Минобороны Италии

Независимо от того, будет ли прекращен огонь или нет, Украине необходимо перейти к оборонной стратегии, отказавшись от нынешней наступательной стратегии. По мнению Хаасса и Купчана, нынешний наступательный подход Киева малоперспективен и очень дорого стоит. Это ставит украинцев в неудобное положение, когда они просят бессрочную западную помощь в рамках усилий, шансы на успех которых уменьшаются.

Вместо этого Украина должна сосредоточиться на удержании и восстановлении территории, которую она сейчас контролирует, изменив соотношение наступления и обороны и поставив Россию в ситуацию, когда ей придется нести непомерные затраты на проведение наступательных операций против хорошо укрепленных украинских войск и расширенной системы противовоздушной обороны. Даже перейдя к оборонной стратегии на линии фронта, Украина может продолжать использовать оружие большой дальности, военно-морские средства и тайные операции для нанесения ударов по российским позициям в тыловых районах и в Крыму, увеличивая цену продолжения оккупации. И если появятся четкие доказательства того, что военный потенциал или воля России слабеют, Украина сохранит возможность вернуться к наступательной стратегии.

Авторы объясняют, что такое изменение украинской стратегии требовало бы от России то, на что она до сих пор была неспособна – проведение эффективных наступательных операций с применением общевойсковых сил. Хаасс и Купчан признают, что будет не просто убедить президента Владимира Зеленского и украинскую общественность изменить курс, учитывая все, что уже было принесено в жертву.

Читайте также: Ни один из 200 раундов переговоров не помешал Путину начать жестокое вторжение в Украину – Кулеба

По мнению авторов, сама природа войны для Украины изменилась. Сначала это была вынужденная борьба за выживание, но теперь это война выбора за возвращение Крыма и Донбасса. В такой войне не только невозможно победить, она может привести к потере поддержки Запада. Поэтому Киеву было бы гораздо более целесообразно сосредоточиться на том, чтобы превратить свободную часть Украины в процветающую и безопасную демократию. Становление Украины как успешной и устойчивой демократии, способной защитить себя, стало бы громким поражением российских амбиций.

Лучшая ставка

Друзья Украины на Западе могут и должны подсластить то, что может стать горькой пилюлей для украинцев. Соединенные Штаты и отдельные члены НАТО должны взять на себя обязательства не только по долгосрочной экономической и военной помощи, но и по обеспечению независимости Украины. Это обязательство было бы смоделировано на основании статьи 4 Договора НАТО, которая предусматривает немедленные консультации, когда «территориальная целостность, политическая независимость или безопасность» члена Североатлантического альянса оказываются под угрозой.

ЕС, недавно объявивший о намерении начать переговоры с Киевом об украинском вступлении в организацию, должен ускорить график предоставления Украине членства, а на переходный период предложить ей специальное облегченное соглашение с ЕС. Западные союзники также должны четко заявить, что большинство санкций против России будут оставаться в силе, пока российские войска не покинут украинскую территорию.

Читайте также: Что на самом деле думают о вступлении Украины в ЕС Париж и Берлин

Вполне возможно, что перспективы взаимно согласованного прекращения огня и последующих переговоров по территории значительно улучшатся после президентских выборов в США в 2024 году. Если победитель будет предан продолжению трансатлантической солидарности и дальнейшим усилиям по обеспечению безопасности и суверенитета Украины, у Путина будет мало оснований полагать, что время играет на его стороне. Но до выборов в США еще год, и они могут привести к такому результату, который поставит Украину в затруднительное положение. Ни Вашингтон, ни Киев не должны идти на подобный риск.