UA / RU
Поддержать ZN.ua

Forbes: Украине нужны не только самолеты F-16, но и определенное оборудование к ним

Эксперт отмечает, что эффективность украинских истребителей будет сильно влиять на то, какие данные они будут получать во время воздушного боя.

В попытках Украины дать отпор российским оккупантам, Запад не скрывает, что делится с Киевом как высокотехнологичным оборудованием, так и критически важной для выполнения миссий информацией. Этот обмен может продолжиться в воздушной войне.

Если подаренные Западом истребители F-16 будут переданы Украине вместе с надлежащим коммуникационным оборудованием и функциональными каналами передачи данных, большой флот средств управления воздушными боями НАТО сможет обмениваться тактическими данными с украинскими самолетами. Это сделает их более эффективными, – пишет в статье для Forbes директор и основатель консалтинговой компании Themistocles Advisory Group Крэйг Хупер.

Он отмечает, что помощь Запада в сфере ситуационной осведомленности и данных о воздушной обстановке в реальном времени будет бесценна, когда первые украинские F-16 вступят в войну и начнут сбивать крылатые ракеты России. Также обмен информацией будет играть важную роль, когда украинские пилоты начнут уничтожать российскую инфраструктуру ПВО и начнут овладевать ударами по наземным целям.

«НАТО может помочь. У Украины уже есть мощная сеть воздушного наблюдения, но у Альянса много современных средств управления воздушными боями. Сама НАТО владеет и эксплуатирует флот из 14 самолетов Boeing E-3A Воздушной системы предупреждения и управления (AWACS), полностью способных контролировать воздушное пространство Украины снаружи», - подчеркивает автор.

А если Альянс не захочет применить эти свои самолеты, у США есть более 30 собственных Boeing E-3. Некоторые европейские страны могут помочь, используя собственные самолеты воздушного наблюдения в небе соседних стран.

Читайте также: Союзники работают над увеличением количества самолетов F-16 для Украины – Кулеба

Западные самолеты AWACS и другие подобные самолеты с радарами – это бесценный актив в любой воздушной войне. Используя свои сенсорные и коммуникационные комплексы в качестве воздушных квотербеков, эти летающие командные центры могут передавать информацию о целях истребителям, уже находящимся в воздухе. Действуя с безопасных дистанций, они могут помочь Украине получить преимущество в небе. Но это возможно только при условии, что F-16 будут предоставлены Киеву с необходимым оборудованием для получения данных от сети противовоздушной обороны НАТО.

Будут ли украинские F-16 «на связи»?

Никто действительно не знает, какие коммуникационные возможности будут у подаренных Украине самолетов. Запад молчит о любых других возможностях, которые может предложить Киеву обещанный флот из около 60 F-16.

Нидерланды, Дания и Норвегия – первые доноры F-16 для Украины – обещают украинским пилотам надежные и хорошо обслуженные самолеты. Норвежские истребители оснащены тормозными парашютами, которые могут быть полезны на коротких взлетно-посадочных полосах. Кроме того, Дания и Норвегия предлагают F-16, оборудованые поисковыми прожекторами, предлагающими несколько устаревший способ поиска крылатых ракет ночью. Однако они могут пригодиться, если Украина захочет применить свои новые самолеты для уничтожения российских беспилотников и при этом ограничить использование ракет.

Эти интересные возможности в сочетании с лучшими радарами и лучшими ракетами могут предложить полезные возможности для украинских пилотов. Но Украина сможет извлечь максимальную пользу от своих новых самолетов только тогда, когда на борту F-16 будут средства связи, способные обеспечить управление боем в режиме реального времени.

Украине нужны данные AWACS

Возможно, лучшие данные противовоздушной обороны и поддержка управления воздушным боем происходят с платформ воздушного наблюдения, таких как AWACS. Флот самолетов E-3 НАТО старый, но грозный. По данным Альянса, такие самолеты-радары «способны выявлять, отслеживать, идентифицировать и сообщать о потенциально враждебных самолетах, действующих на малых высотах, а также обеспечивать управление истребителями. Они могут одновременно отслеживать и идентифицировать морские контакты и оказывать координационную поддержку надводным силам Альянса».

Читайте также: Предоставление Украине F-16 под вопросом? В Нидерландах "надеются", что после формирования правительства политика по Украине не изменится

«С возможностями обнаружения самолетов на расстоянии более 215 морских миль, постоянное присутствие AWACS над, скажем, Румынией обеспечивает покрытие Черного моря, Одессы и оккупированного Крыма. Более современные системы управления воздушным боем могут видеть еще дальше. Нет никаких причин не использовать эту информацию в украинских интересах», – считает Хупер.

Он отмечает, что у Украины уже есть хорошо подготовленные боевые диспетчеры ПВО. Но можно было бы выслать часть из них для прохождения подготовки на борту самолетов AWACS. Это позволило бы им получить ценный опыт непосредственной поддержки украинских истребителей. А учитывая, что в ближайшие годы AWACS НАТО будут заменены на более совершенные самолеты, старые образцы могут стать идеальной донорской платформой для Украины после окончания войны, когда отношения между Москвой и Киевом будут напряженными.

В конце концов, в интересах Запада как можно быстрее сделать подаренные истребители F-16 как можно эффективнее. России это не понравится, а ее друзья на Западе будут заламывать руки и скрежетать зубами из-за идеи поделиться данными с AWACS. Но если украинские F-16 пойдут в бой с качественными данными, полученными от современных самолетов воздушного наблюдения, они одержат крайне необходимые победы на поле боя в ближайшее время. И Запад может помочь в этом.