Когда Министерство обороны (и другие ответственные ведомства) заявляют о росте производства дронов, артиллерийских снарядов и бронемашин на сотни процентов — это радует, но достаточно ли этого для победы?.. Очевидно, что единичные случаи демонстрации наших возможностей, психологическое давление на противника не могут заменить системных и массовых беспилотных бомбардировок военных объектов, предприятий военно-промышленного комплекса, пресловутых "центров принятия решений", пишет в своем материале для ZN.UA "Преодоление хаоса" офицер ВСУ, специалист по аэроразведке Юрий Касьянов.
Он отмечает, что у Украины, которая десятый год ведет войну, до сих пор нет Министерства оборонной промышленности. Сегодня его функции частично выполняют Министерство обороны, Генштаб, все силовые ведомства и даже управления родов войск, Минстратегпром, Минцифры, Госспецсвязь и кто-то там еще…
"В сложившейся ситуации создание полноценного Министерства оборонной промышленности во главе с людьми, знающими, что делать и как делать, под руководством энергичного драйвера, способного преодолевать административные барьеры было бы лучшим решением для администрирования отраслевых оборонных объединений, - объясняет Касьянов. - Но такое решение — прерогатива Верховного главнокомандующего и его ответственность".
Объединение предприятий оборонной промышленности, занятых разработкой и изготовлением дронов, в условиях отсутствия Министерства оборонной промышленности с соответствующим департаментом, может возглавить отраслевое управление (комитет/агентство) по беспилотным технологиям, продолжает автор.
Такому комитету придется столкнуться с саботажем и противодействием со стороны многих местечковых "руководителей над беспилотниками", ведь сегодня каждое силовое ведомство, управление и даже рода войск вправе заказывать "под себя" свою номенклатуру беспилотников у "своих" производителей. По словам Касьянова, здесь пасутся и подкармливаются десятки, если не сотни кабинетных "специалистов" и бумажных "ученых", создающих в системе закупок контролируемый ими хаос.
"При этом все основные типы беспилотников, которые заказывают разные силовики различных ведомств, похожи друг на друга по функционалу, комплектации и даже внешнему виду, но могут в разы отличаться по закупочной цене и стоимости эксплуатации", - отмечает военный.
По его словам, само существование "зоопарка" беспилотников приводит к распылению бюджетных средств, росту финансовых затрат на разработку и изготовление, увеличению времени на обучение и переобучение эксплуатантов, росту расходов на закупку комплектующих, на управление (менеджмент) всеми компаниями, которые разрабатывают и производят БПЛА.
"Первым делом вневедомственный и надведомственный комитет по дронам должен покончить с хаосом и заняться внедрением линейки стандартизированных массовых дронов, подходящих для любого силового ведомства, - отмечает эксперт. - Это не значит, что должны заказываться и производиться только эти массовые дроны; это значит, что львиная доля единого бюджета в рамках консолидированной закупки для всех силовых ведомств должна приходиться на стандартизированные модели".
Вместе со всеми заинтересованными инстанциями, в первую очередь эксплуатантами дронов и разработчиками, Комитет должен создать и опубликовать (для узкого круга лиц) Технические условия (ТУ) для таких семи (или шести, или восьми — как решит комитет) типов беспилотников.
Касьянов отмечает, что не разработчики должны создавать «какой угодно дрон — мы таким его видим», а потом сочинять и утверждать под свое творение ТУ и проводить испытания, чтобы подтвердить свои же, придуманные самими разработчиками требования, как это делается сейчас. Это должен разрабатывать, прописывать, навязывать производителям Комитет, стандартизируя тем самым линейку наиболее востребованных дронов.
Больше материалов Юрия Касьянова читайте по ссылке.