UA / RU
Поддержать ZN.ua

Борьба за Покровск указывает на цели Путина в войне против Украины — WSJ

Для Путина война — это значительно больше, чем вопрос территорий.

Жестокая борьба за Покровск указывает на конечные цели российского диктатора Владимира Путина в войне против Украины и объясняет, почему мирная кампания президента США Дональда Трампа до сих пор не дала результатов, пишет WSJ.

Читайте также: Выход ВСУ из Покровска не откроет "новые ворота" для россиян — аналитик

Трамп призвал обе стороны прекратить убийства и пытался использовать переговоры по территории для завершения войны. Однако для Путина война — это значительно больше, чем регион на востоке Украины, где происходит большинство боевых действий.

Россия готова терпеть огромные человеческие потери в надежде, что это лишит Украину ресурсов и воли к продолжению борьбы. В конце концов, глава Кремля хочет восстановить политическое влияние на Киев, вернуть России статус "великой державы" и обеспечить себе место в истории, считают аналитики.

"Трамп пытается решить проблему, но Путин, как нам говорят, равняется на Петра I, Ивана Грозного и Екатерину Великую в своем видении. Он мыслит категориями империи", — отмечает старший научный сотрудник аналитического центра RAND и бывший посол США Уильям Кортни.

Во время последнего раунда переговоров США сосредоточились на Донбассе как одном из элементов возможного мирного соглашения, надеясь, что Путин согласится прекратить кровопролитие, если Киев уступит территории на востоке Украины.

Однако узкая ориентация на территориальные вопросы недооценивает значение, которое Путин придает доминированию России над Украиной. За несколько месяцев до начала полномасштабного вторжения российский диктатор написал эссе, в котором утверждал, что россияне и украинцы являются "одним народом". Он поставил под сомнение государственность Украины, заявив, что эта страна была создана советским большевистским лидером Владимиром Лениным.

Российский диктатор, который наблюдал за распадом СССР из Восточной Германии, когда был офицером КГБ, назвал крах Советского Союза "крупнейшей геополитической катастрофой XX века" — событием, имеющим для нынешнего главы Кремля большее значение, чем две мировые войны и Холокост.

Для Путина и его поколения распад Советского Союза превратил страну, считавшую себя равной Америке, в погрузившееся в бедность и унижение государство. Американские бизнесмены приезжали в страну, чтобы заработать состояние на распродаже государственных активов, а западные политики читали лекции молодой России о правах человека и демократии. Москва наблюдала, как ее бывшие сателлиты дрейфовали на Запад, присоединяясь к Европейскому Союзу и НАТО.

"Путин ведет эту войну из принципа, чтобы отменить результаты холодной войны и вернуть России ее признанное положение великой державы", — говорит основатель российского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Неудивительно, что при Путине снова появился культ личности Иосифа Сталина, прославляющий советского диктатора, который встретился с западными лидерами в Ялте и Потсдаме в конце Второй мировой войны, чтобы разделить территорию, оккупированную нацистской Германией. Там Сталин сумел превратить военные успехи Москвы в войне в большие территориальные претензии и признание Западом сферы влияния, которая простиралась далеко за пределы собственных границ страны с множеством коммунистических сателлитов в Восточной Европе.

Когда Трамп и Путин встретились на Аляске в начале этого года, российские СМИ подали этот саммит как новые переговоры великих держав. Путин сумел убедить Трампа, что прекращение огня должно быть второстепенным по сравнению с долгосрочным политическим решением, именно таким, которое удовлетворит претензии России.

"Аляска сама по себе была большим успехом внешней политики для Путина, тем более учитывая призраков Ялты", — добавил Пухов.

Для России крупные государства имеют ресурсы и военную мощь, чтобы диктовать условия меньшим странам. Именно такую позицию Москва заняла в начале полномасштабной войны, когда встретились российские и украинские переговорщики. Кремль был готов согласиться лишь на ограничение численности украинских вооруженных сил и их арсенала. Переговоры вскоре сорвались.

Президент Украины Владимир Зеленский предупредил Трампа, что амбиции Путина не ограничиваются только завоеванием и освоением новых территорий. Аннексии Путиным в 2014 году Крыма было недостаточно, и Донбасса, которого Путин требует сейчас, вероятно, также будет недостаточно.

"Ему вообще безразличен Донбасс. Но вот в чем дело: кто может гарантировать, что через несколько лет он не пойдет дальше? Кто может это гарантировать? Это обязательно произойдет — такая система в России, которая постоянно возвращается к войне. Вот почему гарантии безопасности всегда были нашим приоритетом номер один", — заявлял Зеленский.

Желание Трампа заключить сделку с Россией не осталось незамеченным в Москве. Хотя Путин, возможно, не готов идти на уступки по Украине, РФ пытается побудить администрацию США отменить санкции. Не случайно Кремль поручил главе Российского фонда прямых инвестиций Кириллу Дмитриеву привлечь внимание спецпредставителя Трампа Стива Уиткоффа — магната в сфере недвижимости.

На одной из первых встреч между американскими и российскими чиновниками в Эр-Рияде Дмитриев продемонстрировал список проектов, которые американские компании потеряли, и суммы, которые это им стоило.

Действительно, любые серьезные дипломатические переговоры должны учитывать некоторые беспокойства Кремля по поводу будущего Украины и границы с НАТО, говорит старший политический аналитик RAND Сэмюэл Чарап.

"Проблемы не заключаются в основном в захвате территории. Необходимо достичь какого-то принципиального согласия по этим глобальным вопросам", — добавил он.

Но в последние недели темп мирных переговоров все больше разочаровывает Трампа. Во время встречи с Зеленским в прошлом месяце глава Белого дома отказался смотреть на карты, которые принес с собой украинский президент. Между тем рост раскола с Путиным вызвал публичный обмен скрытыми угрозами относительно ядерного арсенала между США и РФ.

Читайте также: Их цель - окружить агломерацию: в ДШВ назвали количество россиян в Покровске

Foreign Affairs писало, что сегодня Россия видит свою стратегическую задачу — покорения Украины, как процесс из трех этапов, и только первый из них предусматривает боевые действия. Сначала Москва стремится оккупировать или разрушить достаточную часть украинской территории, чтобы остальная страна могла выживать только с ее согласия. В этих условиях Кремль может договориться о прекращении огня, после чего начнет второй этап — использование экономического давления и политических манипуляций (с угрозами нового вторжения) для установления контроля над Киевом. Третьим этапом должно стать поглощение Украины по белорусскому сценарию.

Худшее, что может сделать Запад сегодня, — это ждать, как отмечают аналитики, Россию нужно останавливать тогда, когда она наступает, а не тогда, когда уже празднует очередную победу. Для Европы, например, это вопрос не только солидарности, но и самосохранения. Если Россия достигнет значительного успеха в Украине, то НАТО придется строить новую линию обороны уже на границах Польши, Румынии и стран Балтии. И тогда цена бездействия будет значительно выше.