Части Херсонской и Запорожской областей Украины больше года находятся под оккупацией. Россия пытается интегрировать эти территории в свое экономическое пространство, чтобы ослабить их связь с Украиной. В частности под удар попала гривня, которую Россия хочет заменить рублем. Оккупанты ввели новые правила выдачи социальных выплат и пенсий: их могут получать только те, кто стал гражданином России.
На днях «иностранцами» объявили украинцев, которые отказываются брать паспорта агрессора. Но ни экономическое, ни силовое, ни моральное давление не дает Путину взять украинцев «за три дня» даже на оккупированных территориях.
Попытки, до сих пор не увенчавшиеся успехом
Сначала россияне сообщали о планах ввести свою валюту в обращение на временно оккупированных территориях (ВОТ) с апреля 2022 года. Позже, в конце апреля, «заместитель главы» оккупационной администрации Херсонской области Кирилл Стремоусов сказал, что этот процесс начнется 1 мая. По его словам, в области еще четыре месяца будет действовать «переходной период», когда одновременно в обращении будут и рубли, и гривни, а потом произойдет полный переход на российскую валюту.
Но на практике получилось иначе. Оккупантам долгое время не удавалось «выбить» гривню. В новое наступление на украинскую валюту они пошли сразу же после псевдореферендумов. Так, в конце октября власть России анонсировала, что с 1 января 2023 года рубль станет единой расчетной валютой на подконтрольной ей части Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей Украины. А в Ассоциации банков России подсчитали, что для реализации этого плана на захваченные территории нужно завезти 900 миллиардов рублей. Тогда на одного жителя будет приходиться в среднем 100 тысяч рублей наличными (ориентировочно 50 тысяч гривен) — если считать, что на оккупированных территориях проживает восемь миллионов человек.
Использовать гривню российская власть разрешила до 31 декабря 2022 года. Впрочем, на четвертый месяц 2023 года, когда украинская валюта уже не должна была находиться в обращении, ею до сих пор пользуются, пусть и частично. Об этом Гражданской сети ОПОРА рассказала жительница Херсонщины Полина (имя изменено по соображениям безопасности), родители которой проживают в оккупированной части области. Она объяснила, что гривнями можно рассчитаться и наличными (хотя больше из-под полы), и онлайн — перебросив средства с карточки на карточку. Последний вариант возможен только там, где есть нормальный Интернет.
По ее словам, оккупанты знают, что люди пользуются гривней, поэтому умышленно занижают ее курс. Иногда он опускается до 65 российских копеек за гривню, — то есть 1000 гривен можно обменять на 650 рублей. При этом, по официальному курсу Национального банка Украины по состоянию на 18 апреля 2023 года, за 1000 гривен можно купить чуть больше 2500 российских рублей.
Информацию о том, что россияне устанавливают невыгодный курс гривни, подтверждает ОПОРе и Богдан (имя изменено по соображениям безопасности), живущий сейчас на временно оккупированной части Запорожской области. По его словам, 1000 гривен можно обменять в среднем на 800 рублей.
Выехать с ВОТ невозможно, но поток гривни все равно идет
Депутат Запорожской областной рады Аскад Ашурбеков объясняет: оккупанты устанавливают низкий курс, чтобы людям невыгодно было пользоваться гривней и они переходили на рубль. Более того, наличной гривне неоткуда взяться на ВОТ, ведь с 15 декабря прошлого года оккупационные войска перекрыли гражданским возможность выезда с оккупированных территорий и въезда на них из свободной части Украины.
Раньше жители ВОТ теоретически могли выехать на подконтрольную Украине территорию и снять наличные в любом отделении банка, на кассе в аптеках, супермаркетах и на АЗС. Кроме этого, те, кто получал пенсии наличными, могли, заключив соответствующий договор, получить свои средства в отделениях «Ощадбанка» или другого банка, или на «Укрпочте». Сложно сказать, сколько людей пользовалось этой опцией, но это способствовало тому, что гривня, хоть и в небольших количествах, все же попадала на ВОТ.
К тому же, по словам депутата, россияне перекрыли доступ к ВОТ еще и по другой причине. «Думаю, это связано с обострением боевых действий: сначала они наступали, теперь готовится наше контрнаступление. Гражданская логистика будет розбалансировывать линию фронта — видимо, у них такая логика. И другая логика: они понимают, что при открытых пунктах пропуска колоссальный отток населения будет продолжаться. Будет заметно, что люди не хотят «русского мира», не хотят там оставаться. А россиянам нужно показать другую картинку. Также какой-либо контакт со свободными территориями будет усиливать связь с Украиной, в чем россияне не заинтересованы», — объясняет логику действий оккупантов Ашурбеков.
Впрочем, если доступа к наличной гривне на оккупированных территориях нет, то безналично она туда все же попадает. Украина выполняет свои финансовые обязательства и перечисляет на банковские карточки заработные платы бюджетникам, пенсии и социальные выплаты жителям ВОТ.
Эту информацию подтвердили все наши собеседники. Также, по словам депутата, на временно оккупированных территориях работники областных коммунальных предприятий, которые не пошли на коллаборацию, продолжают получать заработную плату.
Для тех, кто получал пенсии наличными и сейчас не может выехать на свободные территории, Украина подготовила подробную инструкцию, как дистанционно, через Интернет создать банковский счет и перевести на него свою пенсию или другие выплаты. То есть если до 24 февраля 2022 года человек получал выплаты наличными через «Укрпочту», то сейчас он может перевести их на карточку и иметь ресурс для выживания.
Или российский паспорт, или останешься без средств к существованию
В то же время Россия активно навязывает выплаты в рублях, стремясь сделать зависимыми от себя людей, оставшихся жить на ВОТ. Так с 1 марта оккупанты ввели новые правила получения социальных выплат и пенсий. Как сообщили в Центре национального сопротивления (ЦНС), сейчас их смогут получать только те, кто принял российское гражданство.
Наши собеседники рассказывают: если кто-то отказывается от паспорта страны-агрессора, такому человеку угрожают, что к нему «придут» и будут разговаривать с ним по-другому — «как с украинскими коллаборантами». Этот статус ничего хорошего не означает, потому что на оккупированных территориях неоднократно фиксировали исчезновение проукраинских активистов или даже городских голов. Судьба значительной части их до сих пор неизвестна. Например, это касается городского головы Херсона Игоря Колыхаева, которого российские оккупанты похитили еще 28 июня 2022 года. Впрочем, многие украинцы, несмотря на угрозы и не очень оптимистичные перспективы, принципиально не берут российские паспорта.
Эту информацию подтверждают и в ЦНС. По их данным, оккупанты придумывают новые методы принуждения, чтобы ускорить темп паспортизации, потому что им недоволен лично Путин. «В конце марта Владимир Путин выразил свое недовольство темпами паспортизации на ВОТ. В ответ оккупационная администрация разработала планы паспортизации и запустила «мобильные группы» по паспортизации», — сообщает пресс-служба организации.
В Центре национального сопротивления отмечают, что эти группы ездят по домам местного населения и «агитируют» жителей получать паспорта. Нередко во время таких визитов оккупанты прибегают к давлению: от угроз до применения физической силы.
Другой пример такой политики — шантаж владельцев автомобилей. До 1 мая оккупанты требуют у жителей ВОТ переоформить транспортные средства согласно законам Российской Федерации. Машины без перерегистрации будут изымать.
Также, по словам первого заместителя главы Херсонской облрады Юрия Соболевского, оккупанты угрожают ограничить доступ к медицинским услугам.
«Они говорят, что если не будет паспорта России, то не будет полиса обязательного медицинского страхования российского образца. Если не будет полиса, то не будет и медицинских услуг», — рассказал Соболевский во время брифинга в «Медиацентре Украина — Укринформ».
Впрочем, россияне пошли еще дальше. 27 апреля президент РФ Владимир Путин издал указ, где украинцев без российского гражданства, проживающих на оккупированных украинских территориях, признают «иностранцами».
Украинцам, проживавшим на ВОТ на момент незаконного «присоединения» их к России, предоставили право проживать на своих землях в этом статусе до 1 июля 2024 года. Кроме этого, их могут депортировать за участие в митингах, что, по мнению российских властей, создает «угрозы национальной безопасности» России.
По словам юридического советника Гражданской сети ОПОРА Павла Романюка, действия органов российской власти, направленные на принудительное перемещение граждан Украины и их незаконную депортацию, а также преследование украинцев по политическим, национальным и этническим признакам, будут иметь признаки военных преступлений и преступлений против человечности. Юрист также добавляет, что этот указ Путина, подобно его указу о принудительном перемещении украинских детей, может быть доказательством совершения международных преступлений и предметом расследования Международного уголовного суда.
Как видим, суть принудительной паспортизации заключается в том, что Россия доводит людей до грани выживания. Им не оставляют выбора: или российское гражданство, или у тебя отберут все, заставят покинуть свой дом, лишат дохода, а в самом плохом случае — жизни.
Впрочем, даже в таких сложных условиях украинцы отказываются брать российские паспорта и сопротивляются врагу. Местные жители с помощью чат-бота єВорог сообщают украинским военным о передвижениях российской армии. Поэтому, как сообщает Центр стратегических коммуникаций при Министерстве культуры и информационной политики, оккупанты все больше не доверяют украинцам и боятся их. К примеру, в городе Токмак Запорожской области российским военным запретили общаться с местными, в частности принимать от них еду. Также в городе выключили уличное освещение, чтобы скрыть передвижение техники.
Кроме того, на ВОТ действует общественное движение сопротивления оккупации «Жовта Стрічка», активисты которого подпольно проводят различные патриотические флешмобы, чтобы продемонстрировать россиянам: им в Украине не рады. Активисты распространяют листовки против паспортизации и развешивают украинскую символику. Из последнего — активисты наносили проукраинские лозунги на российские рубли, закрашивали таблички с советскими названиями улиц и наносили на них имя Героя Украины Дмитрия Коцюбайла «Да Винчи», отдавшего свою жизнь за свободную Украину.
Все это еще раз подтверждает: украинцы на ВОТ ждут контрнаступления, когда бы оно ни произошло, и освобождения украинских территорий от оккупационных войск.