UA / RU
Поддержать ZN.ua

США пытаются усилить связи со странами Африки, чтобы уменьшить влияние Китая и РФ в регионе — Bloomberg

Команда Байдена стремится наверстать упущенное во времена Трампа.

Администрация президента США Джо Байдена активизирует кампанию по укреплению американского влияния в Африке, где США потеряли позиции, что сыграло в пользу главных соперников Америки — Китая и РФ. Это начинает выглядеть как новая холодная война, пишет Bloomberg.

Вице-президент США Камала Харрис на следующей неделе станет очередным американским высокопоставленным чиновником, который совершит визит в Гану, Танзанию и Замбию. Ее поездка состоится вслед за визитами министра финансов Джанет Йеллен и государственного секретаря Энтони Блинкена, недавно посетивших регион. На декабрьском саммите с лидерами континента в прошлом году Байден пообещал предоставить Африке пакет поддержки на сумму 55 миллиардов долларов.

Толчок к взаимодействию с богатым полезными ископаемыми континентом появился на фоне войны России против Украины и эскалации противостояния между США и Китаем, что дестабилизирует мировую дипломатию. Обе стороны стремятся завоевать внеблоковые страны в таких регионах, как Африка.

Американские официальные лица поднимали вопросы войны РФ против Украины на переговорах с африканскими лидерами и призвали их поддержать Киев, хотя многие правительства стран Африки решили сохранить нейтралитет, а некоторые имеют давние связи с Россией, включающие в себя закупку оружия.

Вероятно, большее беспокойство для Харрис и ее коллег из администрации вызывает экономическое соревнование с Китаем, крупнейшим партнером Африки, объем торговли с которым в этом году должен превысить 260 миллиардов долларов.

Американско-китайское соперничество включает в себя гонку за минеральные ресурсы, имеющие решающее значение для зеленой энергетики (Африка имеет одни из самых больших мировых запасов) и спор об облегчении долгового бремени, поскольку бремя для бедных стран растет вместе с процентными ставками. Китайское кредитование Африки помогло странам развивать инфраструктуру. Лидеры США обращают внимание на высокую цену для заемщиков и трудности, с которыми они сталкиваются при возвращении долгов Пекину.

«Официальные лица США не скажут, что они конкурируют с Китаем или Россией в Африке», - отмечает старший научный сотрудник Африканской программы Центра стратегических и международных исследований Кэмерон Хадсон.

Однако, по его словам, очевидно, что они используют эти визиты, чтобы провести четкий предел между подходом Вашингтона и подходом его конкурентов.

Одним из примеров является сосредоточенность США на продвижении демократии – недавно они пообещали 165 миллионов долларов в поддержку честных выборов в Африке в сочетании с предупреждениями о дестабилизирующей роли российской «Группы Вагнера», активно действующей в таких странах, как Мали и Центральноафриканская Республика.

Читайте также: Группа "Вагнера" могла убить девять граждан Китая в Африке – Associated Press

«Плохие вещи неизбежно случаются», когда в дело вступают наемники, заявил Блинкен в этом месяце в Нигере.

Такие страны как Египет и Марокко имеют тесные торговые отношения с Россией. Южная Африка позволила российским и китайским военным кораблям проводить учения в своих водах.

Другой пример – долговая дипломатия. Маршрут Харрис включает в себя Замбию и Гану, которые объявили дефолт после начала пандемии и пытаются реструктуризировать долги.

В течение многих месяцев США и их союзники выражали разочарование позицией Пекина по поводу соглашений об облегчении долгового бремени для некоторых из самых бедных стран мира. Китай, крупнейший кредитор развивающихся стран, задерживает процесс в нескольких странах, опасаясь, что он создаст прецедент, пойдя на прямое сокращение своих кредитов.

Замбия, долг которой превышает 17 миллиардов долларов США, более трети долга принадлежит китайским кредиторам, является важным тестовым примером для так называемой «Совместной программы», разработанной G20, чтобы посадить западных и китайских кредиторов за стол переговоров. Беспокойство состоит в том, что длительное противостояние в Замбии оттолкнет другие страны от подачи заявок на помощь в рамках программы.

Впрочем, американские чиновники часто уклоняются от публичного противопоставления Китаю.

Это, вероятно, потому, что африканские страны, как и многие другие развивающиеся страны на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке, не воспринимают подход «с нами или против нас». Необходимость выбирать сторону может отбросить усилия по развитию их экономик, и они предпочитают вести бизнес с обоими лагерями влиятельных государств.

«Поддерживать все связи»

«Наши отношения с США не влияют на наши отношения с Китаем, и наоборот. Мы хотим поддерживать все связи. Это наследие, которое мы сохраняем со времен независимости», - говорит специальный помощник президента Замбии по финансам и инвестициям Джито Каюмба.

По словам представителя администрации Байдена, говорившего на условиях анонимности, африканские лидеры осознают негативные стороны займов у Китая и восприимчивы к тому, что могут предложить США. Не только США и Китай стремятся усилить свое влияние в Африке, ведь другие государства, такие как Индия, Турция и Саудовская Аравия также хотят усилить свое присутствие в регионе.

«Наверстать упущенное»

США поддерживают увеличение западного кредитования в Африке. Обязательства выделить 55 миллиардов долларов за три года, которые Байден взял на себя на саммите США-Африка в декабре, первой подобной конференции с 2014 года, включают 21 миллиард долларов на кредитование стран с низким и средним уровнем дохода через Международный валютный фонд.

Администрация также отметила важность большего участия американского бизнеса. На саммите в Вашингтоне министр торговли Джина Раймондо заявила, что стремится видеть инвестиции в Африку со стороны частного сектора.

США настаивают на переходе к чистой энергии, а африканские страны имеют некоторые полезные ископаемые, важные для новых технологий, например, литий и кобальт, используемые для производства аккумуляторов для электромобилей. Официальные лица США предполагают, что группа Вагнера может играть определенную роль в направлении некоторых из этих ключевых сырьевых ресурсов в Россию.

Китай значительно опережает остальной мир в обеспечении «полностью вертикальной» цепи поставок для производства электромобилей. Но он все еще ощущает острую потребность в таких металлах, как медь и кобальт, которых Китай, США и Европа производят очень мало, в то время как Африка в этой сфере доминирует.

Гуманитарная помощь Африке также увеличилась с момента вступления Байдена в должность, особенно странам, борющимся с продовольственным кризисом, который ухудшился после того, как цены на пшеницу и другие экспортируемые из Украины и России товары стремительно выросли во время войны.

За этими инициативами стоит чувство того, что США должны исправить ущерб, причиненный связям со странами Африки во времена предшественника Байдена. Пребывая в должности президента, Дональд Трамп ввел запрет на въезд для нескольких стран с мусульманским населением, некоторые из них находятся в Африке.

«Администрация Трампа особенно отбросила нас обратно», - сказала бывшая помощница госсекретаря США по делам Африки при администрации Джорджа Буша-младшего Джендаи Фрейзер.

Читайте также: Украина закупит 125 тысяч тонн пшеницы или кукурузы для стран Африки

Ранее государственный секретарь США Энтони Блинкен заявил, что не присоединившиеся к Западу в осуждении вторжения России в Украину Индия и Южная Африка, вероятно, медленно отходят от сближения с Москвой, но этот процесс не произойдет «одним махом». 

В последние годы Москва уделяла особое внимание развитию отношений с африканскими государствами. Она не только развивала контакты с партнерами на побережье Средиземного моря, где ее традиционным союзником является Алжир — один из важнейших клиентов российского ОПК. Россия усиливала свое присутствие в субсахарской части континента, в которой со времен распада СССР оказала ограниченное влияние. Об Африке в геополитических планах Кремля читайте в статье Николая Замикулы «Африканское сафари Кремля».