UA / RU
Поддержать ZN.ua

Стратегия возвращения украинцев

Как привлечь наших мигрантов и диаспору к развитию Украины.

Автор: Андрей Гайдуцкий

В инаугурационной речи президент Украины Владимир Зеленский, обращаясь к украинцам в мире, заявил, что Украина ждет их, а также признал: "Вы нам очень нужны…". Это произошло впервые за 20 лет. Последний раз к украинцам в мире обращался Леонид Кучма в инаугурационной речи в 1999 г. Возможно, второй президент уже тогда понимал, какую важную роль они могут сыграть для развития Украины…

Потенциал украинских мигрантов и диаспоры

Миллионы украинцев за границей (к ним мы относим и мигрантов, и диаспору) работают в более чем 50 странах мира. В них заложен огромный интеллектуальный и финансовый потенциал. Они - мощный источник знаний, опыта, контактов и финансовых возможностей. По экспертным оценкам, украинцы за границей зарабатывают более 100 млрд долл. в год. По данным Всемирного банка, они ежегодно накапливают за границей более 10–15 млрд долл. Опыт других стран показывает, что значительную часть этих человеческих и финансовых ресурсов можно привлечь в экономику Украины.

По данным Всемирного банка, по уровню развития Украина находится в группе "Страны с доходом ниже среднего". Это 47 стран. Почти все они имеют такие же макроэкономические проблемы, как и Украина: дефицит торгового баланса, низкий уровень притока иностранных инвестиций; большое количество эмигрантов и диаспору. Однако большинство этих стран смогли осознать первые две проблемы и поняли невозможность их решения в среднесрочной перспективе. Поэтому они сделали ставку на третий пункт - запустили стратегию возвращения своих мигрантов и диаспоры. В ее основе лежит мотивационная политика по привлечению их денежных переводов и инвестиций. Ее базовые цели: способствовать привлечению доходов и сбережений на родину, а не накоплению за границей; содействовать их попаданию в банковскую систему, а не накоплению "под матрасами"; стимулировать их попадание в экономику для создания спроса на товары и услуги.

Реализация такой политики позволила этой группе стран стать лидером по темпам роста золотовалютных резервов (ЗВР) и ВВП в мире. За 2007–2018 гг. в этой группе ЗВР выросли на 56%. В пяти странах с наиболее успешной стратегией возвращения мигрантов (Индия, Филиппины, Вьетнам, Египет, Бангладеш) ЗВР совокупно выросли на 164%. Среднегодовой рост ВВП составил 5,6 и 5,9% соответственно. В упомянутых пяти странах создано более ста программ по привлечению переводов и инвестиций мигрантов. Другими словами, страны этой группы в целом успешно используют человеческие и финансовые возможности своих мигрантов и диаспоры за границей, что сказывается и на росте их экономики.

В то же время Украина, имея примерно такое же соотношение денежных переводов к ВВП, не смогла за 2007–2018 гг. (и даже за довоенные 2007–2013 гг.) воспользоваться человеческими и финансовыми возможностями украинцев за границей (см. рис. 1).

Как результат, практически не произошло экономического роста, а ЗВР существенно снизились за этот период. Это означает, что большая часть их сбережений продолжает оседать в странах пребывания, а часть переводов находится вне финансовой системы Украины.

Этапы реализации стратегии возвращения украинцев

История свидетельствует, что миграцию населения невозможно остановить, это противоестественно. В Украине она была и 100 лет назад, а в СССР - внутри Союза. Но ее можно сделать легальной и циркулируемой. Поэтому задача властей Украины состоит в том, чтобы каждый уехавший, после своего миграционного цикла, захотел вернуться на Родину. Потому что вернувшийся украинец вдвойне более ценный: он уже не хочет занимать рабочее место, он уже сам готов создавать рабочие места, благодаря новым знаниям, контактам и накопленному капиталу.

Реализация стратегии включает четыре этапа. Эти этапы сформулированы мною на основании многолетних исследований, финансово-банковского опыта работы с мигрантами и получателями переводов, посещения десяти стран с лучшим опытом привлечения сбережений мигрантов и диаспоры, проведения консультаций и тренингов для доноров, МФО и центробанков. Реализация этих этапов должна проходить параллельно, так как миллионы украинцев уже находятся за границей, а многие из них - уже в середине или конце миграционного цикла.

Этап 1. Установить связь с выходцами из Украины в каждой стране.

Чтобы вернуть украинцев, Украина должна знать, где они находятся. В целом украинцы работают примерно в 50 странах. Из более чем 10 млн выходцев из Украины (включая около 5 млн граждан Украины) власти имеют информацию только о 0,4 млн человек, причем эта цифра уменьшается. Необходимо существенное упрощение условий консульского учета, - это нужно не мигрантам, а властям Украины.

Опыт показывает, что контакт с мигрантами нужно устанавливать еще на Родине, до их отъезда. Это позволит понять причину, сроки, направления, сферу занятости, оценить их потребности и пожелания. Если человек хочет временно поработать за границей, то важно полноценно его проконсультировать о стране, сфере занятости, правилах трудоустройства, местной культуре, возможных рисках, местных особенностях использования финансовых услуг. Важно обеспечить каждого отъезжающего медицинской страховкой, юридической консультацией, базовым набором банковских услуг.

Многие украинцы работают за границей сезонно, поэтому важно проверять легальность данных сезонных программ, а также размещать информацию о них на специальных веб-ресурсах. При этом оплачивать услуги рекрутинговых компаний по поиску работы за границей (или работников из Украины) должен только работодатель (а не украинцы). Это существенно снизит риски мошенничества и досрочного увольнения украинцев.

Необходимо содействовать упрощению сезонной трудовой миграции (путем подписания межстрановых соглашений), что позволит находиться легально за границей. Важно продолжить подписание договоров о взаимном освобождении от двойного налогообложения полученных доходов. Для нелегально работающих украинцев нужно разработать программы упрощения их легализации, временного возвращения в Украину с целью повторного трудоустройства с легальным статусом. Здесь важную роль сыграет создание позиции атташе по трудовым вопросам в каждом посольстве за границей с целью консультаций/тренингов мигрантов в странах их пребывания об особенностях работы в данной стране, о программах их возвращения и поддержки на Родине.

Необходимо регулярно проводить национальные и региональные мероприятия по признанию и благодарению тех украинцев в мире, которые в отчетный (годовой) период внесли наибольший вклад в развитие Украины. На уровне офиса президента, Кабинета министров, Министерства иностранных дел, местных властей необходимо определить список номинаций для их торжественного поздравления. Совместно с бизнесом (в т.ч. в ассоциациями) необходимо запустить информационные туры для украинской диаспоры с целью определения их пожеланий в инвестировании/развитии программ благотворительности в Украине. Отдельное внимание стоит уделить грантовым учебным программам для детей украинской диаспоры в украинских вузах.

Этап 2. Способствовать притоку доходов и сбережений мигрантов и диаспоры в Украину. Для этого необходимо активное сотрудничество властей, финансово-банковского сектора с целью запуска специальных программ-стимулов. Таковыми могут быть: программы финансовой инклюзивности (включая финансовую грамотность); информационные системы (сайты, платформы, контакт-центр) об удобных и недорогих системах перевода средств; программы по удешевлению стоимости переводов; сотрудничество с регуляторами в странах трудоустройства украинцев для упрощения их доступности к местному финансовому сектору; запуск финансово-банковских услуг со специальным режимом и специальными условиями, что позволит финансовому сектору таргетировать данный сегмент клиентов, а сами мигранты и диаспора увидят особый подход к себе как к крупнейшему инвестору Украины; запуск целевых банковских, страховых, ипотечных, пенсионно-накопительных программ и услуг, что позволит создать дополнительную мотивацию к переводу их средств на Родину; запуск грантовых программ обучения детей мигрантов и их домохозяйств в Украине при условии их частичной оплаты за счет денежных переводов.

Этап 3. Привлечь украинцев в мире к развитию Украины и их родных территорий. Мигранты и диаспора готовы направлять часть своих средств на развитие родной страны, региона. В зависимости от типа программ они могут тратить на эти цели 5–10% своих доходов. Украина может ежегодно получать на эти цели порядка 1–2 млрд долл. и более в год. Такие страны, как Израиль, Мексика, Индия, Филиппины, Кения, имеют прекрасный опыт в этом направлении, и Украине стоит его наследовать.

Одним из механизмов привлечения сбережений мигрантов и диаспоры на цели развития является размещение инфраструктурных облигаций Diaspora Bonds. При этом важно определить, на какие цели идет сбор средств и каковы гарантии их возврата. В основном они готовы вкладывать средства в строительство масштабных инфраструктурных проектов. Мы ранее описывали этот опыт.

Также средства можно привлечь через совместные программы, известные в мире как "1х1", "2х1", "3х1". Это когда к одному доллару мигранта по одному доллару добавляют центральные и/или местные власти с целью развития объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы, дороги и т.д.). Как правило, такие проекты реализуются на малой родине мигрантов и родственников диаспоры. Поэтому для ОТГ это прекрасный шанс привлечь дополнительные ресурсы для своего развития.

Важно проводить донорские конференции на региональном уровне с целью периодического привлечения средств на социально важные инфраструктурные проекты. Наилучшим образом такие мероприятия проводятся в регионах с высоким уровнем эмиграции населения. Также практикуются программы поддержки социальных проектов с городами-побратимами из развитых стран, которые заинтересованы в принятии легальных сезонных мигрантов с последующим их возращением на Родину.

Этап 4. Реализовать потенциал украинцев за границей для развития бизнеса и привлечения инвестиций в Украину. Каждый украинец, выезжая за границу, имеет свой миграционный цикл, обусловленный ключевыми потребностями: получить новые знания, обрести новые связи и сформировать валютные накопления. Добившись этого, он стоит перед выбором: ассимиляция или возвращение домой. В Украине необходимо создать для него программы развития предпринимательства, запуска новых бизнес-проектов, развития бизнес-контактов. Ведь у мигрантов и диаспоры за весь период пребывания за границей накопились значительные знания, контакты и сбережения. Если у мигранта на Родине созданы условия для появления ценных активов или действующего бизнеса, он уже не задумывается: стоит ему возвращаться на Родину или нет.

При этом важно разработать программы консультационной помощи (тренинги) по созданию и развитию малого предпринимательства среди вернувшихся мигрантов и получателей переводов. Необходимо запустить промотуры для выходцев из Украины для изучения инвестиционных возможностей на Родине, в том числе описываемых выше программ. Ключевым является запуск менторских программ, проведение публичных или частных мероприятий, консультаций о проектах, которые интересуют украинцев, вернувшихся на Родину. Менторами могут быть как местные успешные бизнесмены, так и ранее вернувшиеся мигранты, уже запустившие свой бизнес на Родине.

Огромную роль в мотивационной политике возвращения украинцев должен сыграть экономический блок властей. Необходимо предложить налоговые каникулы/льготы, таможенные льготы на ввоз оборудования для малого бизнеса, который запускается на доходы и сбережения мигрантов. Больше всего в этом должны быть заинтересованы местные власти: они могут предложить налоговые скидки и каникулы при оплате местных налогов для тех мигрантов-инвесторов, которые запускают новые проекты в их регионах.

Для упрощения и ускорения развития предпринимательства в Украине за счет финансовых ресурсов мигрантов и диаспоры, создания новых рабочих мест в стране важно запустить онлайн-справочник об уровне налогов в стране, льготах и каникулах в разрезе секторов и регионов страны для этого сегмента инвесторов. Кроме того, важно запустить онлайн-гида по всем государственным, муниципальным, финансово-банковским, менторским и донорским программам развития предпринимательства за счет инвестиций и сбережений мигрантов и диаспоры.

Опыт других стран показывает, что, реализуя стратегии возвращения своих мигрантов и диаспоры через мотивацию привлечения их переводов и инвестиций, можно существенно увеличить приток этих финансовых ресурсов. Это, в свою очередь, ведет к росту иностранных инвестиций в Украину. Именно этот путь за 1960–1990 гг. прошли Турция, Израиль, Португалия, Южная Корея, а также Ирландия. Сначала переводы носят потребительский характер, потом инвестиционный. Сначала диаспора сама вкладывает средства в страну, а потом "подтягивает" иностранных инвесторов для расширения притока инвестиций. Именно диаспора является проводником иностранного капитала в страну. Поэтому мы спрогнозировали, что в случае реализации данной стратегии объемы переводов могут вырасти до 20 млрд долл. в год, что очень важно для дальнейшего пополнения ЗВР Украины. Это также подстегнет и рост иностранных инвестиций до 7 млрд долл. в год (см. рис. 2).

Важно понимать, что в основе достижения результата всегда лежит мотивация. Когда в основе стратегии возвращении украинцев будет присутствовать мотивация перевода их сбережений, инвестирования в Украину, принятия участия в социальных проектах, тогда количество украинцев, желающих вернуться на Родину, очень быстро увеличится. Для них это и возможность реализовать все мечты и планы, которые они годами или десятилетиями лелеяли в глубине души, и шанс спонтанной реализации новых проектов на исторической родине. Для экономики Украины - это возможность существенно увеличить приток валюты в страну, пополнить ЗВР, повысить ликвидность банковской системы, снизить ставки по кредитам для бизнеса и значительно повысить темпы роста ВВП. Именно так и произошло в большинстве стран нашей группы со схожей экономикой. Запустив указанные программы, страны получили стабильный приток валюты, а благодаря разнообразию программ, средства попадали одновременно как во все отрасли, так и во все регионы, что позволяло равномерно и органично расти их экономике.

Очень важно, чтобы Украине удалось реализовать такую стратегию. Опыт других стран, в первую очередь Индии и Филиппин, показывает, что ее реализация может дать намного больший эффект для роста экономики, чем запуск рынка земли, либерализация казино и многих других фантомных проектов. Важно, чтобы через двадцать лет слова президента не вспоминались как невыполненное обещание.