20 июня мир отмечает День беженцев. Год назад ZN.UA совместно с УВКБ ООН (Агентством ООН по делам беженцев) подготовило проект «Рецепты новой жизни», в котором рассказало истории нескольких беженцев, вынужденных покинуть свою страну из-за войны и по тем или иным причинам оказавшихся в Украине.
Редакция была весьма удивлена тем, что лонгрид получил тогда много неодобрительных, очень скептических реакций от читателей, считавших проблему надуманной, а присутствие беженцев в Украине — нежелательным.
Могли ли мы тогда представить, что уже через год эти же рецепты выживания будут актуальными для украинцев? Что внутренне перемещенными станут около 8 миллионов украинцев, а еще 5,1 миллиона, спасая жизни свою и своих детей, будут искать убежище за рубежом? Что их будут принимать разные страны, и наряду с пониманием и поддержкой кому-то все же придется столкнуться... со скепсисом и непринятием местного населения. Трудно почувствовать, что такое война, и беспокоиться о проблемах беженцев, находясь в мирной и сытой стране...
По данным УВКБ ООН, сейчас более 100 миллионов человек в мире являются вынуждено перемещенными лицами. Проблема беженцев сегодня катастрофична. Как на них реагировать, принимать и помогать или нет, какие политики при этом разрабатывать — это тоже один из уроков, которые должны извлечь как Украина, так и мир. Ведь сегодня кто-то просит поддержки у тебя, а завтра помощь может понадобиться тебе.
Накануне Всемирного дня беженцев компания Ipsos опубликовала результаты исследования, проведенного ею на онлайн-платформе Global Advisor в 28 странах в период с 22 апреля до 6 мая 2022 года. В опросе приняли участие 20 505 взрослых в возрасте до 74 лет.
Согласно исследованию, с прошлого года отношение к этой проблеме в большинстве стран, где проводился опрос, стало более благоприятным. Уровень поддержки искателей убежища от войны и преследований растет. Война в Украине повысила степень открытости общества к беженцам и изменила некоторые опасения, вызванные пандемией.
Так, почти две трети (в среднем в стране — 64%) поддерживают разрешение на въезд в свою страну большему количеству беженцев, которые ищут убежище, чтобы избежать войны или насильственного конфликта. При этом один из десяти (11%) выступает против.
Поскольку последствия изменения климата, как ожидают, приведут к дополнительному перемещению населения в будущем, большинство стран (55%) поддерживают разрешение большему количеству искателей убежища въехать в свою страну, чтобы избежать стихийного бедствия или последствий изменения климата. Против выступает каждый седьмой (14%).
Но когда речь идет о лицах, которые ищут убежище из-за личных характеристик, уровень поддержки ниже. Так, 41% респондентов поддерживают предоставление большему количеству людей разрешения на въезд в их страну, если они ищут приют из-за их расы, этнического происхождения или гражданства (19% — против). 38% — из-за их сексуальной ориентации или гендерной идентичности (23% — против). Такая же доля (38%), если по признаку пола (20% — против). 36% поддерживают предоставление убежища из-за религии (23% — против). 35% — из-за политических взглядов (24% — против).
40% респондентов сообщили, что принимали меры по поддержке беженцев в течение последних 12 месяцев. Причем многие из них впервые. И почти половина из них были мотивированы войной в Украине.
Доля тех, кто утверждает, что принял меры по поддержке беженцев, самая высокая в Польше, принимающей наибольшее количество украинских беженцев. 72% из находящихся в Польше говорят, что помогают.
45% из тех, кто отмечает, что чем-то помог, описали бы свои действия как мотивированные войной в Украине. 39% говорят, что впервые поддерживали беженцев, а 24% — что поддерживают беженцев регулярно.
«Война в Украине стала причиной волны сочувствия, поддержки и финансирования, — отмечает помощник Верховного комиссара УВКБ ООН по вопросам защиты Джиллиан Триггс. — Надеемся, что эту динамику удастся сохранить. Чтобы все, а не отдельные беженцы, имели доступ к защите и получили поддержку. Каждый имеет право искать безопасность, независимо от того, кто он и откуда».
Однако не все выводы исследования по беженцам были настолько положительными. Скептицизм сохраняется.
Например, 54% респондентов согласны с тем, что большинство иностранцев, изъявляющих желание въехать в их страну как беженцы, делают это по экономическим причинам либо для того, чтобы воспользоваться услугами системы социального обеспечения. Не согласны с таким утверждением 37%.
Половина опрошенных считает, что большинство беженцев успешно интегрируются в новое общество. Не согласные с этим 40%. 47% согласны с утверждением, что беженцы вносят положительный вклад в развитие страны. Но 41% это отрицает.
56% респондентов не согласны с тем, что границы должны быть полностью закрыты для беженцев. Вместе с тем 36% с этим соглашаются, считая, что их страна должна принимать меньше беженцев, чем сейчас. 33% считают, что их правительство сейчас принимает достаточное количество беженцев. И только 15% — что должны принять больше.
Несмотря на рост поддержки беженцев, мнения о том, должны ли правительства оказывать им большую поддержку, разделились. 60% респондентов согласны с тем, что разрешение на работу поможет искателям убежища изучить язык страны, где они находятся, и интегрироваться в общество. Но мнения по этому поводу неоднозначны. Почти половина (48%) говорит о том, что предоставление беженцам права на работу в период ожидания решения о предоставлении убежища может стать причиной желания людей приехать в их страну без уважительных причин.
41% респондентов считает, что их правительство должно поддерживать текущий уровень расходов на поддержку беженцев во всем мире. 28% — что правительство должно расходы сократить. И всего 16% — что увеличить.
«Война в Украине мобилизовала общественную поддержку беженцев, спасающихся от войны или преследований, — отметил управляющий директор по связям с общественностью «Ipsos Великобритания» Тринь Ту. — Многие люди впервые осуществили личные действия по поддержке беженцев. Вместе с тем общественность по-прежнему встревожена тем, что большинство беженцев не являются настоящими. Так же, как и тем, что население не имеет информации и не оказывает поддержку тем, кто ищет убежище по другим причинам. «Потепление» в отношении общественности к беженцам — благоприятный момент для изменения этих убеждений и отношения в целом».
«Разговаривая с украинцами, выехавшими из-за войны за рубеж, мы видим, что большинство из них хотят вернуться, — рассказала на встрече с украинскими журналистами представитель Агентства ООН по делам беженцев в Украине Каролина Линдхольм Биллинг. — Но, безусловно, они должны понимать, куда им возвращаться, где они будут жить, куда будут отдавать детей в школу.
Ситуация в Украине развивалась очень быстро. Война повлияла на все сферы человеческой жизни. Четверть населения страны переместилась, многие потеряли работу или жилье. Влияние на украинскую экономику в это время также очень большое. По оценкам Всемирного банка, экономика может сократиться на 45%. По оценкам ПРООН, девять из десяти человек могут стать бедными.
Международная организация труда провела исследование, согласно которому в Украине было утрачено 4,8 миллиона рабочих мест. Прекратили свою деятельность 50% бизнесов и предприятий. Остальные же 50% работают с меньшей мощностью. Ухудшает ситуацию то, что объекты хранения топлива и инфраструктура повреждены.
Такое сочетание людей без жилья, без работы, психологически сильно травмированных, а иногда и тяжело раненных с влиянием на экономику вызывает действительно гуманитарный кризис. Влияние на страну чувствуется повсюду.
Ситуация очень сложная. Точную цифру назвать трудно, но, по подсчетам ООН, 16 миллионов человек непосредственно пострадали из-за войны в Украине.
Чтобы оправиться от этой травмы, на мой взгляд, стране понадобится около десяти лет. Так что наша задача сегодня — предоставить помощь самым уязвимым категориям людей в координации с государственными программами социальной помощи. И планировать помощь в течение продолжительного времени. Надо сконцентрироваться не только на раздаче одеял, но и на выработке решений — где и как дальше будут жить люди.
Наш запрос к донорам — 559,3 млн долл. для предоставления помощи в Украине. Сейчас получены 55% от этой суммы. В целом гуманитарная группа по стране просит 2,28 млрд долл. Из них получены 70% — 1,6 млрд долл.
Помощь будет нужна не один год. Потребности со временем будут только расти. Надо разъяснять, что у людей нет работы, дети не ходят в школу уже много месяцев, есть социальные и экономические проблемы. Чтобы в восприятии мирового сообщества и доноров начало формироваться мнение: надо быть с Украиной, поддерживать ее в течение продолжительного времени».
Больше статей Аллы Котляр читайте по ссылке.