UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подножка чиновника, или Почему нас не ждут в Европе

Корреспондент еженедельника ZN.UA обратился к людям, которые непосредственно курируют создание контактных пунктов в Украине.

Автор: Александр Рожен

«Нас никто не ждет в Европе»… - этот опротивевший слоган можно слышать по разным поводам очень часто. Не верьте! Оказывается, еще как ждут! И готовы платить за нашу работу немалые деньги. Об этом говорят многочисленные европейские программы и солидные гранты. Другое дело, что наши, как правило, неграмотные чиновники слишком неуклюже реагируют на протянутую руку помощи. Недавно очередной такой ляп случился на Наблюдательном совете проекта TACIS (ENPI) Европейской Комиссии «Совместный офис поддержки интеграции Украины в Европейское исследовательское пространство», где первый заместитель министра образования и науки, молодежи и спорта Евгений Сулима одной необдуманной фразой уничтожил многолетние труды представителей нескольких солидных организаций по созданию контактных пунктов. Он объявил, что легитимны только те контактные пункты, которые созданы приказами министра, а все остальные, действующие сегодня, надо закрыть как нелегитимные. Это серьезный удар по научному сотрудничеству, так как МОНМС своим приказом создал пункты только на базе университетов. Раньше они работали в Академии наук, в центрах технической информации, на базе малого бизнеса и помогали инновационной деятельности.

Результат заявления чиновника дал знать о себе уже на следующий день - нескольким командированным за границу сотрудникам Национальной академии наук Украины за счет бюджета, выделенного в проекте Европейской комиссией на поддержку деятельности контактных пунктов, заявили, что их там не ждут, так как из Украины поступил сигнал, что они нелегитимны. Командированные летели по важнейшим вопросам нанотехнологий и социальной политики. При скудном государственном бюджете на науку такие подножки от чиновников ставят украинскую науку в чрезвычайно трудное положение.

- Зачем это было сделано? - с таким вопросом корреспондент еженедельника ZN.UA обратился к людям, которые непосредственно курируют создание контактных пунктов в Украине.

Вот как объяснила ситуацию руководитель национального информационного центра по сотрудничеству с Евро­пейским Союзом в области нау­ки и технологий Елена КО­ВАЛЬ:

- Контактный пункт - это не только информирование ученых, помощь в оформлении проектной документации, это еще и наработка контактов ученых как в Европейском сообществе, так и у нас, внутри страны.

Сейчас выполняется седьмая рамочная программа. Для работы с ней был создан один офис по вопросам рамочной программы ЕС на базе Киев­ского центра научно-технической информации. Кон­тактные пункты были открыты совместными приказами Агентства по науке и НАНУ, а также Национального космического агентства. Они зарегистрированы в Европейской комиссии. Ответственным в Украине за это направление деятельности записано Нацио­нальное агентство по вопросам науки, инноваций и информатики. Весной 2011 года МОНМС создал своим приказом еще 12 пунктов.

Контактные пункты рамочной программы - это не вопрос для дискуссии или возможного конфликта. И контактные пунк­ты, созданные на базе академических организаций, и те, которые были созданы на базе вузов, работают уже больше года. Непонятно, почему этот вопрос вообще возник, ведь была предварительная договоренность, МОНМС информировался обо всем неоднократно. Почему он сейчас против?

- Может быть, есть материальный интерес у МОНМС, чтобы взять под свое крыло контактные пункты?

- Не вижу, за что здесь бороться. Овчинка выделки не стоит. Контактные пункты очень важны с точки зрения интеграции Украины в Евро­пейское исследовательское пространство, развития партнерских отношений между научно-исследовательскими организациями Украины, Евро­пейского Союза и всего мира, но для работающих в этой системе - это больше нагрузка и головная боль. Там трудятся люди очень высокой квалификации. Требования к ним очень высоки: нужны хорошее знание английского языка, понимание украинской специфики, научных исследований в нашей стране. А оплата здесь мизерная. Вся эта высококвалифицированная работа делается в основном на энтузиазме. А польза от такой деятельности очень велика - идет наработка контактов, люди встречаются, обсуждают важные вопросы. Такая работа влияет на имидж страны.

- Как же отнестись к словам Е.Сулимы? Это что, оговорка высокого чиновника?

- Это не оговорка. Он это сказал, видимо, не зная предыстории вопроса. Хотелось бы так думать. Документы были подписаны Патоном, Семи­ноженко, руководителем космического агентства, чиновниками МОНМС. Как можно говорить после этого, что это нелегитимно?

Марина ГОРОХО­ВАТ­СКАЯ, ученый секретарь сектора сведенного планирования президиума НАНУ, так видит скандальные события с закрытием почти половины кантактных пунктов:

- Седьмая рамочная программа Евросоюза осуществляется с 2007 года. Участие в ней украинских организаций с каждым годом расширяется. К сожалению, по многим вопросам не хватает информационной поддержки. Об этом много сказано и написано. В каждой стране существует сеть национальных контактных пунктов. Это информационно-консультационные структуры, главная задача которых - облегчить участие в разнообразных подразделах седьмой рамочной программы ученым, малым/средним предприятиям, негосударственным организациям, всем желающим.

Начиная с 2009 года мы все время работали над этим вопросом. Поскольку это поручение Кабинета министров, то предус­матривается согласование со многими министерствами. А у нас процедура согласования очень неспешная. Правительства менялись, кто только не подписывал эти документы! Все согласовывалось, согласовывалось… В начале 2011 года наконец был создан список базовых учреждений, где создаются контактные пункты.

Если МОНМС направил письмо в Еврокомиссию, это просто странно и означает, что наша исполнительная власть следующими шагами перечеркивает свои предыдущие шаги. И все это происходит в течение одного года.

- Какие-то результаты работы контактных пунктов есть?

- В последние годы происходит расширение европейского исследовательского пространства. Два наши института выиграли тендер - Институт сцинтилляционных материалов и Институт гидромеханики. Они хорошо интегрированы в мировую науку. Это признание европейского авторитета украинской науки.

А во втором конкурсе, благодаря работе контактных пунк­тов, из десяти грантов, выделенных на все неассоциированные страны, украинские ученые выиграли пять! Это крупные суммы - по несколько сот тысяч евро. Если раньше Украина плелась в хвосте, то сейчас она в этих конкурсах выступает ­координатором.

Сейчас такие гранты получили Институт физики, Инсти­тут сверхтвердых материалов, Харьковский авиационный университет, Институт молекулярной биологии и генетики.

В Еврокомиссии идут ог­ром­­ные информационные блоки, и мы еще многое попросту не понимаем. Нужна структура в стране, которая могла бы это прочитать и «поглотить». На Западе есть инновационные компании, живущие за счет грантовой поддержки. Они каждый год представляют новые материалы на конференциях. Это можем вскоре делать и мы, если, конечно, не развалим хорошо начатую работу.

Прослеживается поведенческая линия МОНМС, похожая на проделки с ВАК. Тогда оно разослало инструктивное письмо, чтобы прекратить одним махом деятельность советов по диссертациям, прием диссертаций, заморозив процесс аттестации научных кадров. А в прошлый понедельник был дан задний ход - принято решение на Кабмине о том, чтобы обеспечить непрерывность приема диссертаций. Потом вышел указ президента (уже после этого заседания Кабмина), который отменил предыдущие указы президента о ВАК. Вчера во все советы пришло подписанное МОНМС инструктивное письмо о том, что советы продолжают работать.

Теперь история, похожая с ликвидацией ВАК, продолжается уже на поле контактных пунк­тов. МОНМС демонстрирует силу под знакомым лозунгом - сначала все разрушить, а потом…