UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто гасит звезды

Суд поставил точку в судьбе Крымской астрофизической обсерватории

Автор: Лидия Суржик

Киевский окружной административный суд, рассмотрев иск профсоюзной организации НИИ "Крымская астрофизическая обсерватория" о признании недействительными распоряжения Кабмина и приказа МОН о реорганизации КрАО путем ее ликвидации как самостоятельного научного учреждения и присоединения к Киевскому национальному университету им. Т.Шевченко, вынес решение в пользу власти. Впрочем, можно ли было надеяться на иной исход дела, если за этим стоят интересы, отдаленные от звезд на миллионы световых лет, а точнее, приземленные?

О реорганизации НИИ "КрАО" писали многие СМИ, в частности наш еженедельник (№ 3, 2013 г.). С тех пор произошел ряд событий - протестные выступления сотрудников обсерватории, иск в суд, жесткий прессинг на коллектив с требованием написать заявления о согласии на переход в КНУ. Не выдержав чиновничьей осады, он сдался. Не возьмем на себя смелость упрекать научных сотрудников за слабодушие - уставший путник, потерявший надежду увидеть спасительный источник, не отвергнет протянутой руки. Сидевшие не один месяц без зарплаты научные сотрудники и обслуживающий персонал обсерватории получили наконец жалование, их многократно заверили, что не собираются закрывать и увольнять, а хотят только развивать. Что будет дальше, пока неизвестно.

Многих беспокоит то, что передача НИИ "КрАО" университету приведет к снижению ее статуса. И эти опасения, несмотря на заверения чиновников МОН, далеко не безосновательны. Так, в соответствии с п.8.1 раздела 8 положения о Научно-исследовательском институте "Крымская астрофизическая обсерватория" Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (от 26.02.2013) теперь НИИ "КрАО" как структурное подразделение университета реорганизуется и ликвидируется согласно приказу ректора КНУ им. Шевченко. Улавливаете разницу? Если раньше для таких пертурбаций требовалось распоряжение Кабмина и приказ МОН, то теперь судьба КрАО всецело зависит от росчерка пера одного лица. К тому же далекого от астрономической науки, как, например, Земля от созвездия Персея.

Сотрудники обсерватории, с которыми приходилось беседовать, считают, что главная цель этой реорганизации - лишение КрАО юридического лица. Став структурным подразделением КНУ, обсерватория, образно говоря, зависла в воздухе, открыв простор для действий тех, кто давно положил глаз на земли (а это около 120 га) на горном плато Бахчисарайского района и на южном берегу Крыма.

Чтобы пролить ясность на некоторые моменты этого довольно-таки неожиданного решения о реорганизации КрАО путем ее присоединения к КНУ, мы обратились к президенту Украинской астрономической ассоциации (УАА) академику НАН Украины Ярославу ЯЦКИВУ.

- Ярослав Степанович, вам уже известно решение суда? Слышала о вашем возмущении рассмотрением дела, что вы даже демонстративно покинули зал заседаний.

- А что оставалось делать, если из контекста моего письма в министерство вырывают фразу и используют абсолютно в противоположном смысле? Я попросил слова, но мне его не дали. И тогда я поднялся и вышел, понимая, что суд не заинтересован в поиске истины. Содержание моего письма сводилось к поддержке украинской науки и Крымской обсерватории, а они цинично его извратили.

Что касается собственно реорганизации, то меня как ученого-астронома и президента Украинской астрономической ассоциации не может не волновать будущее КрАО и всей астрономической науки Украины. К сожалению, при принятии решения о реорганизации Крымской обсерватории мнение авторитетных ученых, причем не только отечественных, но и зарубежных, было проигнорировано.

- А что помешало КрАО раньше перейти в НАН Украины? Вроде бы она давно намеревалась это сделать.

- Крымская обсерватория в советские времена являлась учреждением Академии наук СССР. После обретения независимости Украины она была подчинена Государственному комитету Украины по вопросам науки и технологий, затем - Министерству образования и науки. Намерение КрАО перейти в состав НАНУ было еще более десяти лет назад в мою бытность первым заместителем министра образования и науки. Обсерваторию посетил президент НАНУ Борис Евгеньевич Патон вместе с другими представителями академической науки. И коллектив обсерватории высказал пожелание - перейти в состав Национальной академии наук. Но из-за каких-то личностных мотивов это так и не осуществилось.

Через какое-то время вновь возник вопрос о переходе Крымской обсерватории в НАНУ. Год назад на общем собрании КрАО было принято соответствующее решение. Затем у них началась процедура выборов директора. С большим перевесом голосов новым руководителем КрАО был избран доктор физико-математических наук Юрий Цап. Вслед за этим должен был появиться приказ министра образования и науки. Но его не последовало…

- О звонке крымского спикера г-на Константинова министру Табачнику, о том, как поступили с законно избранным директором, не утвердив его кандидатуру, памятуя о его активности в отстаивании целостности земель КрАО, наши читатели уже знают. Насколько мне известно, вы предлагали провести реформирование другим, более оптимальным путем, и эта идея будто бы нашла поддержку.

- В сентябре 2012 года я обратился с письмом к министру образования и науки Дмитрию Табачнику, в котором предложил улучшить функционирование обсерватории, создав Международный центр астрономических и геокосмических исследований. Центр должен был одновременно подчиняться и НАН, и Министерству образования, включать Крымскую и Главную астрономическую обсерваторию Украины в Киеве. Предложение было согласовано президентом НАНУ Б.Патоном, министром образования и науки Д.Табачником. Предполагалось участие в проекте российских и зарубежных астрономов.

Но, видимо, идея создания такого центра кому-то не понравилась, так как вскоре последовали неожиданности. Через некоторое время в Министерстве образования и науки появилась резолюция с негативными отзывами о состоянии научных исследований в КрАО, затем - решение правительства о присоединении ее к университету, был издан приказ МОН "О прекращении деятельности Научно-исследовательского института "Крымская астрофизическая обсерватория".

Закономерно возникает вопрос о целесообразности такой реорганизации. Ради чего все это сделано? Почему было резко урезано финансирование? Почему министерские чиновники не утверждают темы исследований, которые международные эксперты признают весьма актуальными? Сможет ли университет поддерживать исследования на международном уровне?

Когда я спросил об этом Дмитрия Владимировича, то он ответил, мол, это исследовательский университет и пусть он больше занимается наукой.

Скажу откровенно: я не представляю, как университет сможет содержать две обсерватории и поддерживать их развитие. И это меня как президента Украинской астрономической ассоциации не может оставить равнодушным. В такой ситуации боюсь поддаться эмоциям и поступить так, как мне советуют: оставить обсерваторию и забрать все ранее переданное сложное оборудование (речь идет о сотнях тысяч долларов). Многое из того, что позволяло проводить исследования на современном уровне, мы получили благодаря сотрудничеству с зарубежными научными организациями, часть купили сами. Но я, конечно, так не поступлю. Очень хочется, чтобы ученый совет Киевского университета, членом которого стал заместитель директора КрАО Александр Вольвач, рассмотрел вопрос нынешнего состояния и будущего обсерватории, чтобы она развивалась, повышался ее научно-исследовательский уровень.

По сути исследований НИИ "КрАО" является академическим учреждением. Космологические проблемы на уровне эволюции Вселенной, явления солнечной активности и ее влияние на земные процессы, звезды, гигантские черные дыры, космические взрывы, движение материков Земли - это неполный перечень того, что исследуют ученые Крымской астрофизической обсерватории. Нет университета в Украине, а может быть, и в мире, где проводились бы столь разнообразные исследования окружающего мира.

Главная астрономическая обсерватория осуществляет с КрАО много совместных научных исследований и проектов, и мы будем их продолжать. Сегодня восстанавливаем раритетный 50-дюймовый телескоп. Думаем о том, как вдохнуть новую жизнь симеизской станции радиоинтерферометрических наблюдений. НАНУ передала туда оборудование, полученное от зарубежных партнеров, чтобы наши исследователи могли работать на мировом уровне. Астрономическая наука в мире шагнула далеко вперед, а мы остались позади. Однако в определенных областях удерживаем мировой уровень, и это дает нам право считаться астрономической страной.

- Как президент УАА вы встречались с ректором КНУ?

- Нет. Ректор университета на тему КрАО со мной ни разу не говорил. У ГАО подписано соглашение с Киевским университетом о создании центра астрономических и геокосмических исследований, и мы очень тесно сотрудничаем с астрономами КНУ. Меня приятно удивило, что обсерваторию Киевского университета впервые посетил ректор и даже выделил средства на ее поддержку.

- Как вы относитесь к тому, что на базе университета и КрАО уже создан специализированный ученый совет по защите диссертаций в области астрономических наук? В научной среде это вызывает вопросы, ведь многие помнят, как Табачник, после того как ВАК перешел под крышу МОН, сокращал спецсоветы, правда, проявляя при этом избирательный подход (вспомним запрет на работу спецсовета в Институте биохимии).

- Думаю, создавать еще один спецсовет в этой области нет смысла. Конечно, я понимаю, что сделано это в противовес спецсовету, который я возглавляю. Могу сказать, что к соискателям мы подходим очень критично. Единственный критерий - научный уровень диссертаций. Мы не берем ни копейки с тех, кто защищается. За командировки всем членам спецсовета и оппонентам платит обсерватория. А если их работу будет оплачивать соискатель, то о какой объективности можно говорить? Коммерциализация здесь недопустима.

В заключение хочу подчеркнуть: трагедии не произошло. Меня беспокоит только одно: чтобы беды киевского университета не перекинулись на КрАО - единственную в Украине обсерваторию в области астрофизики.

Комментарий адвоката истца (профсоюза КрАО) Наталии ПОКЛАД:

- Данное решение принято с грубым нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют действительным обстоятельствам дела, что является основанием для его отмены.

При рассмотрении дела коллегия судей по неизвестной причине заняла позицию толкования доказательств в пользу ответчиков, не изучив их надлежащим образом, что является нарушением положений ст. 86 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины.

Суд игнорировал все доводы и доказательства истца и безосновательно пришел к выводу, что ответчики при выполнении требований Указа Президента Украины "О Национальном плане действий на 2012 год относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010-2014 годы "Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" (№187/2012 от 12.03.2012 г.) имели право действовать с нарушением принципов верховенства права, положений Основного закона Украины - Конституции.

НИИ "Крымская астрофизическая обсерватория" - самая большая обсерватория Украины, имеющая международное признание, ее судьба имеет важное значение для общества, и поэтому большое значение имеет мнение научных сотрудников и других специалистов о целесообразности сохранения НИИ "КрАО" как научного учреждения в статусе юридического лица. Но ни народные депутаты, ни научные сотрудники, ни другие специалисты к разработке проекта обжалованного акта Кабинета министров Украины ответчиками не привлекались.

При этом истец акцентировал внимание суда, что самым целесообразным шагом на пути к повышению эффективности деятельности НИИ "КрАО" является переподчинение его Национальной академии наук Украины, поскольку это соответствует цели научного учреждения и совпадает с решением его трудового коллектива (от 19.10.2012 г.), предусматривающее необходимость вхождения НИИ "КрАО" в состав Национальной академии наук Украины. Целесообразность такого переподчинения была подтверждена и президиумом Национальной академии наук (постановление от 07.11.2012 г.). В поддержку передачи НИИ "КрАО" НАНУ выступил и комитет Верховной Рады Украины по вопросам науки и образования, обратившись с соответствующим письмом к премьер-министру Украины о внесении соответствующих изменений в обжалованное распоряжение КМУ (№983-р от 28.11.12 г.). Также поддержку позиции НИИ "КрАО" высказали представители ведущих научных учреждений разных стран.

Экспертная комиссия, в состав которой входят представители Госинформнауки, Минобразования и науки, Минюста Украины и других министерств установила, что НИИ "КрАО" отнесен к субкатегории А4 как научное учреждение, которое характеризуется эффективной работой, демонстрирует высокие научные результаты, имеет мировой уровень развития. Обсерватория нуждается в бюджетной поддержке и увеличении объемов финансирования научной деятельности, но совсем не в прекращении деятельности данного учреждения путем оптимизации.

Поэтому возникает большой вопрос, почему же ответчики приняли решение об оптимизации путем реорганизации именно относительно НИИ "КрАО". Но суд первой инстанции также игнорировал этот факт.

Для защиты своих нарушенных прав и интересов мы обратились в суд с апелляционной жалобой.