Статья Александра Якименко "Наука прежде всего должна работать на результат" (ZN.UA, №26, 2013 г.) произвела на меня странное впечатление.
С одной стороны, казалось бы, статистические данные о состоянии науки в учреждениях МОН и НАН Украины должны быть основой соответствующих выводов (хотя и к этим данным есть ряд вопросов) о том, куда нам следует держать путь. С другой стороны, удивляет несколько предубежденный подход автора статьи к проблемам развития науки (фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических разработок и инноваций) в Украине.
Потому и возникает вопрос о цели публикации этой статьи - посеять раздор между представителями науки различных ведомств Украины или представить свое видение перспектив развития научной сферы?
У меня нет на это однозначного ответа, но убежден: нам нужны общие действия для определения перспектив развития научно-образовательной сферы.
Очевидно, что нынешнее состояние экономики Украины и отношение высшего руководства государства к проблемам развития этой отрасли является определенным барьером на пути формирования такого перспективного видения. Вместе с тем без взгляда в будущее разработать долгосрочный план модернизации научно-технической и образовательной сферы Украины невозможно. Еще в 2005 г. по распоряжению президента Украины была создана рабочая группа для подготовки концепции развития науки в Украине. Указанная концепция была заслушана на заседании СНБО Украины, но, к сожалению, несмотря на ее довольно взвешенный характер, не была одобрена.
Прошло почти десять лет, но и до сих пор отдельные положения этой концепции не утратили своей актуальности, в частности относительно возможных реформ в системе академий наук Украины.
Есть еще несколько конкретных замечаний к статье А.Якименко, а именно части, касающейся сравнения потенциала науки в НАН и МОН Украины.
Приведу данные из сфер деятельности, к которым имею непосредственное отношение - научно-издательская деятельность и астрономические исследования. Мы издаем более 80 научных журналов, из них 30 - на английском языке, из которых 18 имеют признанный в мире импакт-фактор (насколько мне известно, только два журнала, издаваемые учреждениями МОН, имеют импакт-фактор).
Существует определенный паритет в формировании известных в мире астрономических школ (А.Орлов, С.Брауде, В.Цесевич, Н.Барабашов и др.), все астрономические учреждения Украины, объединенные на общественных началах в Украинской астрономической ассоциации, работают в тесной кооперации. И все же по научным достижениям и рейтингу цитирования работ ученые НАН Украины значительно опережают своих коллег из МОН Украины.
Но еще раз хочу подчеркнуть: в научной сфере нормальной является конкуренция, а не конфронтация разных научных школ, учреждений и отдельных ученых.