UA / RU
Поддержать ZN.ua

Защита права собственности или риски беспредела?

Автор: Сергей Бенедисюк

«О внесении изменений в некоторые законы Украины о механизме защиты права собственности третьих лиц» — именно так называется законопроект, недавно зарегистрированный в Верховной Раде Украины (№11195). Но вопреки его названию в информационном поле ширятся новости о его диаметрально противоположном назначении и наступлении на право собственности. Согласитесь, вопрос стоит того, чтобы в нем разобраться.

Как говорится в пояснительной записке, законопроект позволит обеспечить защиту и восстановление прав третьих лиц, опосредовано владеющих долей в активе, взимаемого в доход государства. Другим положительным следствием, по мнению авторов законопроекта (Давида Арахамии и сподвижников), является то, что станут невозможными обращения таких инвесторов за защитой своих прав в международные инвестиционные арбитражи против государства Украины или уменьшится их доля.

При этом народный депутат Алексей Гончаренко назвал данный проект антиконституционным, дискриминационным и нарушающим права собственности людей. Нардеп убежден, что законопроект «устанавливает механизм «псевдонационализации» и вводит рейдерскую схему, где «среди акционеров прибыльных предприятий находят миноритарного участника, и СНБО налагает на него экономические санкции; затем все 100% акций предприятия изымаются в государственную собственность, а неподсанкционные лица годами судятся за восстановление своих прав и компенсацию убытков».

Читайте также: Как уменьшить риски инвестирования в недвижимость во время войны

Законопроект также возмутил нардепа Ярослава Железняка. Он убежден, что «законопроект №11195 о том, что в несудебном порядке можно конфисковать имущество любого предприятия, если в его составе хоть одна акция принадлежит лицу, находящемуся под санкциями СНБО». «Так вот, законопроект рассматриваться не будет и в таком виде шансов не имеет», — убежден народный депутат.

 

О чем же на самом деле этот проект закона?

Центральным его нововведением является дополнение Закона Украины «О санкциях» (далее — Закон) статьей об особенностях применения санкции по взысканию активов в доход государства (санкция, предусмотренная пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона).

Напомним, что эта санкция была введена в мае 2022-го и среди прочего имеет целью таргетировать лиц, которые своими действиями создали угрозу национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины. Вместе с тем в правоприменении возникла проблема, когда актив, подлежащий взысканию в доход государства, структурирован через иностранные юрисдикции, и им владеет не только лицо, на которое наложены санкции в виде блокирования активов (подсанкционное лицо), но и иностранные юридические лица и граждане других стран, к которым не применены украинские санкции (неподсанкционные лица).

Соответственно, при взыскании в доход государства такого актива нарушаются права неподсанкционных лиц. Примером релевантной судебной практики является решение Высшего антикоррупционного суда от 23 января 2024 года в деле №991/8725/23: «Удовлетворение иска относительно ООО «Альянс Холдинг» было бы возможным, если бы закон позволял компенсировать потери права собственности третьих неподсанкционных лиц. В частности, одним из таких механизмов была бы законодательная возможность суда взыскать 100% собственности украинского актива и при определенных условиях признавать право собственности за третьими лицами пропорционально их доле, принадлежащей им в иностранной юрисдикции».

Чтобы обойти эту проблему, законопроект и предлагает следующий механизм защиты неподсанкционных лиц при взыскании в доход государства 100% пакета акций, принадлежащего юридическому лицу, в структуре собственности которого есть подсанкционное лицо:

Предусмотрено, что если неподсанкционные лица не осуществят такие действия на протяжении пяти лет со дня зачисления прав на ценные бумаги/долей на счета эскроу, то будет считаться, что они отказались от права собственности на соответствующие ценные бумаги и/или доли. В этом случае такие ценные бумаги и/или доли возвращаются в Фонд государственного имущества Украины как актив, переходящий в собственность государства.

На первый взгляд, с помощью указанного механизма делается попытка в правовых рамках решить деликатные вопросы конфискации имущества неподсанкционных лиц, что само по себе несет большой риск для инвестиционного климата Украины.

Вместе с тем, как следует из текста проекта закона, такой механизм защиты неподсанкционных лиц касается только ситуаций, где размер участия подсанкционного лица составляет не менее 25%

Но в ситуации, когда такой размер составляет менее 25%, решение об обращении взыскания будет приниматься в порядке, установленном Кабинетом министров Украины, а проект такого порядка отсутствует.

Кроме того, решение об обращении взыскания в доход государства 100% пакета акций, прямо принадлежащего юридическому лицу, в структуре собственности которого подсанкционное лицо владеет менее чем 25%, будет принимать также Кабинет министров Украины, хотя по содержанию санкции о взыскании активов такое решение должен принимать только суд.

Таким образом, в текущей редакции законопроект дифференцирует ситуации в зависимости от размера участия подсанкционного лица в активе, подлежащем взысканию в доход государства, и предусматривает механизм защиты неподсанкционных лиц только в случаях, где размер участия подсанкционного лица составляет не менее 25%. Какой механизм защиты неподсанкционных лиц будет применяться в ситуации, когда размер участия подсанкционного лица менее 25%, и будет ли такой механизм вообще, из этой редакции законопроекта неизвестно. Кроме того, очевидной является проблема, когда принятие решения об обращении взыскания актива в доход государства и разработка порядка, по которому это будет происходить, относится к компетенции Кабинета министров Украины. Это к тому же противоречит общему правилу по применению такой санкции исключительно судом.

Читайте также: В Украине предлагают создать открытый онлайн-реестр коммунальной собственности

Следует также указать, что комитет Верховной Рады Украины по вопросам антикоррупционной политики обратил внимание на отсутствие в проекте четких критериев, требований и процедуры на уровне закона по принятию решения Кабинетом министров. Указано, что это создает риски избирательного правоприменения, и определено в заключении как коррупциогенный фактор.

Также стоит обратить внимание, что механизм защиты неподсанкционных лиц содержит положение о том, что акции/доли (которые дают право на участие в органах эмитента/общества), зачисленные на счета условного хранения (эскроу), до момента осуществления их перевода на собственные счета неподсанкционных лиц не учитываются при определении кворума, не дают права участвовать в общем собрании акционеров (участников) общества и при голосовании в органах эмитента/общества. Такая формулировка проекта наталкивает на моделирование ситуации, при которой к моменту возврата акции/доли неподсанкционным лицам государство берет компании полностью под свой контроль и осуществляет управление ими без учета неподсанкционных лиц.

Если подытожить, эта редакция законопроекта явно дефектна и содержит ряд коррупциогенных факторов. Кроме того, сама конструкция взыскания в доход государства 100% акций, которые среди прочего принадлежат и неподсанкционным лицам, сомнительна с точки зрения законодательства и соглашений о защите иностранных инвестиций. Что в свою очередь несет большой риск снижения инвестиционной привлекательности Украины. Так что до окончательного принятия проект нужно существенно доработать и дополнить мерами, которые помогут достичь задекларированной цели, а не ухудшить статус-кво.