Народная депутат Украины Наталья Пипа в начале недели подала в Верховную Раду проект закона №9400 "о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях по предотвращению и противодействию насилию в отношении детей", который должен регулировать ответственность за буллинг в сферах, где его могут совершить.
"Кроме штрафа и общественных работ, ответственность несовершеннолетних тоже предусмотрена, суд сможет обязать обидчика пройти коррекционную программу для таких лиц. Также добавляем в Кодекс Украины об административных правонарушениях отдельно ответственность за совершение буллинга должностным лицом, которое взаимодействует с детьми. Здесь подразумеваются как руководители, так и работники заведений, в том числе учителя, тренеры, воспитатели и т.д. Будем убеждать профильный комитет предусмотреть для них наказание в виде запрета занимать должности или заниматься деятельностью сроком на один год, связанными с влиянием на детей", – написала тогда Пипа в Facebook.
Однако в пятницу общественная деятельница Анастасия Мельниченко, которая несколько лет занимается изучением темы противодействия травле детей, раскритиковала законопроект. Она очертила четыре основных замечания к тексту документа на своей странице Facebook. По словам эксперта:
- предложения относительно упомянутых программ не содержат упоминаний об изменении школьной среды, не учитывают экологическо-социальную модель развития личности и многоуровневое влияние на буллинг, на котором основываются "все доказательные программы противодействия буллингу";
- предложения не основываются на доказательных методах;
- законопроект может переложить ответственность за травлю на участников процесса, а не на среду;
- определение буллинга в тексте некорректное и не учитывает четыре характеристики: повторяемость, дисбаланс сил (не обращается внимание на эмоционально-поведенческие особенности детей), причинение вреда, отсутствие раскаяния.
По мнению Мельниченко, ужесточение наказания за буллинг не имеет оснований в виде исследований. Также не ясно, какое обучение должны получить специалисты для проведения программ для людей, совершивших буллинг, какие структуры будут обеспечивать это обучение и как будут выглядеть такие программы. Нечеткость формулировок может создать риск появления в области противодействия буллингу людей, которые "ничего не понимают" в вопросе.
Отдельно эксперт обратила внимание на программы для пострадавших от буллинга. Она считает, что законопроект определенным образом перекладывает ответственность на пострадавших детей, предлагая им обучение по отстаиванию достоинства, защите прав, преодолению неуверенности в себе и т.д. "Единственное, чему нужно учить пострадавших от буллинга – это навыки социального взаимодействия", – отметила Мельниченко.
С 2020 года школы не могут закрыть глаза на буллинг, поскольку вступил в силу приказ МОН о Порядке реагирования на случаи буллинга (травли). Однако некоторые директора школ требовали его отменить. Родители против. О страстях вокруг министерского закона рассказывал юрист родительской общественной организации "БАТЬКИ SOS" Роман Бондаренко в статье "Агенты изменений, которые не хотят изменений".