UA / RU
Поддержать ZN.ua

Проблема в бесконечной реформе судебной системы в том, что сама система не хочет этих реформ – Мищенко

Украинские судьи говорят о многих проблемах, но избегают главной – вопроса добродетели.

Одна из основных проблем бесконечности реформы судебной системы Украины в том, что сама система ее не хочет, а просто терпит, считает глава конкурсной комиссии по отбору кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей, судья Верховного суда Иван Мищенко.

В комментарии Инне Ведерниковой для материала «Эффект плацебо. Что не так с судебной реформой» он подчеркнул, что судебная система Украины не может получить доверие, если не будет признавать все проблемы, которые в ней есть.

«Проблема в том, что судьи не привыкли публично обсуждать то, что реально происходит внутри судебной системы. Этакая цеховая солидарность. В то же время, судьи охотно общаются с обществом на предмет других проблем. Они говорят: «Нас не финансируют, у нас много дел, на нас очень большая нагрузка, мы работаем в токсичной среде». Это все верно, все так и есть. Но есть те вещи, которые все видят, общество видит», - отметил судья.

Мищенко считает, что именно это и есть та причина, по которой общество требует включать иностранцев в конкурсные комиссии. В частности, напомнил, что для конкурса на должность судей Конституционного суда вообще идет речь о том, чтобы иностранцев было больше, чем украинцев, и они имели решающее право голоса.

«Невозможно получить доверие, если не признать те проблемы, которые есть в судебной системе. И если судебная система не станет этого делать, то судебную систему снова и снова будут реформировать. К сожалению, вхолостую. То есть проблема с бесконечными реформами состоит в том, что судебная система не хочет этих реформ, она их терпит: ну ок, давайте, попробуйте еще раз», - сказал он.

Читайте также: Председатель комиссии по отбору кандидатов в ВККС Иван Мищенко объяснил, почему наличие международных экспертов не является панацеей в конкурсных комиссиях

Председатель комиссии предположил, что на участие в конкурсе в ВККС, вероятно, подалось не так много судей именно из-за отсутствия доверия к комиссии и страха из-за возможности получить плохую общественную оценку.

«Возможно, судьи не до конца… поняли принцип, что здесь не будет негативных выводов, что здесь действительно только самые лучшие из лучших и так далее. Возможно, устали от продолжающихся реформ, а кто-то не хочет дополнительных проверок», - отметил Мищенко.

Его коллега по комиссии, международный эксперт и бывший прокурор из Нидерландов Роберт Брукхейсен говорит, что украинским судьям сложно говорить о по-настоящему важных проблемах системы.

«Так было и в процессе конкурсного отбора в ВККС. Большинство судей, обозначая основную проблему в системе, говорили: "У нас недостаточное количество судей". Но только единицы сказали: «Да, у нас есть проблема в добродетели». Я не хочу сказать, что другие не знают об этой проблеме, но людям сложно об этом говорить. Это и есть тот «слон», когда ты не готов обсуждать именно ту тему, о которой все знают и тоже молчат», – отметил он.

Мищенко в свою очередь добавил, что в настоящее время общество не готово доверять полностью украинским комиссиям, потому что сочтет такие конкурсы решенными и согласованными где-то за закрытыми дверями.