UA / RU
Поддержать ZN.ua

Коррупционеры смогут откупиться дешевле, но при более сложной процедуре, — власть предложила новый проект

Автор: Сергей Моргун

В Верховной Раде на днях зарегистрирован законопроект №12039, вносящий изменения в правовую регуляцию уголовного процесса и Уголовный кодекс, в частности о сделках со следствием и привлечении к ответственности за коррупционные преступления с помощью больших штрафов. Положения предыдущего проекта №11340 вызвали активное обсуждение среди экспертов, представителей Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и общества, что побуждает к детальному анализу нового предложения от власти.

Читайте также: Украинская коррупция заставляет бизнес покидать страну. Что с этим делать?

Принципиальные отличия от предыдущего предложения

Законопроект №12039 предлагает новые механизмы заключения сделок со следствием в уголовных делах, включая коррупционные преступления. В отличие от предыдущего, этот проект устанавливает безальтернативную обязанность подозреваемому или обвиняемому разоблачить другое лицо в совершении коррупционного уголовного правонарушения.

Организатор преступления не имеет права на сделку, если не разоблачает другого организатора, если таковой в деле установлен.

Таким образом, новый законопроект учитывает критику экспертов, НАБУ и САП, ведь все организаторы преступлений должны быть установлены и привлечены к ответственности.

В частности, на том, что в тексте законопроекта должна быть обязательно прописана норма об изобличении организаторов коррупционных схем, в ходе предварительных обсуждений настаивал руководитель САП Александр Клименко. К тому же он отмечал: «...сделки должны быть такие, что ты обязательно разоблачаешь кого-то и полностью или частично возмещаешь убытки. В наших производствах действительно есть случаи, где очень много обвиняемых. Эти дела будут очень долго слушаться в зале суда. Некоторые обвиняемые уже готовы идти на такие сделки и разоблачать участников преступлений. Но у них есть условие — они хотят получить срок меньше, чем санкция их статьи. Поскольку может быть, что самая маленькая санкция восемь лет, но подозреваемый продолжает молчать, потому что не хочет сидеть восемь лет. А если бы мы могли предложить ему меньше восьми, то он бы согласился».

Читайте также: СБУ задержала на взятке топ-менеджера "Энергоатома", убеждавшего, что в ведомстве нет коррупции

Проблема с необлагаемым налогом минимумом: штрафы, не отвечающие реалиям

Новый законопроект действительно предлагает более гибкий подход к определению размера штрафов. Но привязка штрафов к необлагаемому налогом минимуму доходов граждан, составляющему всего 17 грн, вызывает сомнения в эффективности подобных санкций. Например, даже минимальный штраф в размере 20 тыс. необлагаемых налогом минимумов составит только 340 тыс. грн. Здесь без сравнений не обойтись. Буквально на днях заместителя прокурора одной из областей разоблачили на взятке в 40 тыс. долл. Июльская новость о задержании заместителя министра за взятку в полмиллиона долларов тоже еще не забылась. Объективно для многих коррупционеров штраф в несколько сотен тысяч гривен может быть незначительной суммой и не выполнять сдерживающую функцию.

Использование необлагаемого налогом минимума как базовой единицы для расчетов штрафов является устаревшим подходом. Современная антикоррупционная политика нуждается в применении более адекватных финансовых санкций, которые бы отображали реальные доходы и имущественное положение обвиняемых. Это позволит сделать наказание более ощутимым и эффективным.

Чтобы продемонстрировать контраст, самую низкую границу размера штрафа по сравнению с предыдущим законопроектом в случае тяжкого преступления снизили в 22 раза (!), с 20 млн 427 тыс. грн до всего лишь 2 млн 40 тыс. грн, а в случае особо тяжких преступлений — с 102 млн 017 грн до 4 млн 590 тыс.

Согласитесь, когда мы видим заголовки в новостях о суммах неправомерной выгоды некоторых лиц в размере 300–500 тыс. долл., и при этом правоохранителями был задокументирован только один эпизод, то понимаем, что предложенные властью «скидки» для штрафов слишком лояльны.

Читайте также: Наследие коррупции и круговой поруки: нужен ли Украине Совет судей?

Европейский опыт применения подобных норм

Во многих европейских странах механизмы сделок со следствием являются эффективными инструментами в борьбе с коррупцией.

Во Франции физические лица, осужденные за коррупционные преступления, могут быть оштрафованы на сумму до 1 млн евро и получить тюремное заключение до 10 лет. В случае заключения Судебной сделки публичного интереса (CJIP) размер штрафа может быть уменьшен при условии сотрудничества со следствием. Наибольший штраф в рамках CJIP был наложен на швейцарский банк UBS в 2019 году — 3,7 млрд евро за содействие уклонению от уплаты налогов французскими гражданами.

В Великобритании штрафы для физических лиц могут достигать неограниченных сумм, в зависимости от серьезности преступления. При заключении plea deal размер штрафа и срок заключения могут быть уменьшены при условии сотрудничества со следствием. Самый большой штраф в рамках сделки был наложен на компанию Glencore в 2022 году — 280 млн фунтов за взяточничество для получения преимуществ в торговле нефтью. Штрафы включали основной штраф в размере 182,9 млн фунтов, конфискацию доходов от взяточничества на сумму 93,5 млн фунтов и покрытие расходов на расследование.

Что касается физических лиц, заключающих сделки со следствием в делах о коррупции, размеры штрафов и другие наказания также могут быть значительными, хотя обычно они ниже, чем для юридических лиц.

Эти примеры демонстрируют, что большие штрафы и сделки со следствием являются эффективным инструментом борьбы с коррупцией в Европе, но остается важным адекватный размер санкций для обеспечения справедливости.

***

Так что законопроект №11340, с одной стороны, содержит ряд положений, которые потенциально могут повлиять на эффективность борьбы с коррупцией в Украине. С другой — его реализация на практике может создать риски для справедливости наказаний, в частности, если не будет пересмотрен размер штрафов и условия сделок со следствием.

С учетом актуальности проблемы и заявлений представителей власти о необходимости усилить антикоррупционные меры Украине необходимо внимательно изучить европейский опыт и внести соответствующие коррективы в законопроект, в частности о размере штрафов.

Читайте также: Архитекторы и восстановление. Как власть манипулирует и почему реально не убирает коррупционные риски?

Только путем внедрения действенных и справедливых правовых норм можно уменьшить толерантность к коррупции и укрепить доверие общества к государственным институтам.