Советую белорусским дегустаторам, забраковавшим одно из инкерманских вин, перечитать басню Глебова "Лиса и виноград". Возможно, узнают в ней себя... Кумушка не смогла достать гроздь и стала критиковать виноград: "Нет, - говорит, - сей плод кислющий-прекислющий - оскомину набьет!". Так и человек: "Все вещи, что достать нет силы, немилы".
Может ли страна, в которой виноград, да и то дикий, заплетает только веранды, без истории и практики виноделия, а значит, и без опытных кадров, делать глубокие заключения об органолептических тонкостях напитка?
Если мне коньяк воняет клопами, а столовое белое отдает ацетоном, а на вкус - настоящий уксус (бальзамический, яблочный или рисовый), то это не означает, что у всех моих соотечественников такие же ассоциации. Следовательно, мой вердикт им до лампочки. Так же и чиновник с индивидуальными рецепторами запаха и вкуса не может решать за всех, какое вино им пить. Конечно, если речь идет сугубо об органолептике.
Отказ Беларуси от нашего вина стал неким контрапунктом тотального блокирования РФ украинских товаров. К слову, в России также беспричинно придрались к инкерманским винам: не растаможивают, оставляя на складах временного хранения.
Но горький осадок остается от коварных действий не столько чужих, сколько родных чиновников. Тех, от кого зависит прозрачное распределение средств от 1,5-процентного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утратившего адресность, превратившись в один из источников формирования общего фонда госбюджета. От тех, кто, как и при вхождении Украины в ВТО, сегодня стремглав хочет ворваться в Евросоюз. При этом нагло переступают через договоренности, которых отечественные виноделы самостоятельно добивались на протяжении нескольких лет продолжительных переговоров в рамках присоединения Украины к ЗСТ. А без этих преференций место отрасли - на задворках.
Собственно, я не особенно озабочен тем, что пьют и будут пить славянские братья с сестрами: "зубровку", "бормотуху", "политуру" или стеклоочиститель. У каждого народа - свои вкусы и культура питья. Как говорят, лишь бы здоровье позволяло. Желаю его и работникам аккредитованного органа по сертификации "Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию", а еще - острого нюха и тонкого вкуса. Поскольку именно эти факторы закрыли путь ординарному столовому полусладкому белому вину "Легенда Инкермана".
По результатам исследований ему сказали "нет!" и отменили сертификат. Остальные вина - три позиции - отвечают требованиям нормативных документов Беларуси и разрешены для реализации. Для виноделов такая рекламация - неожиданность, поскольку до этого краснеть за продукцию, да еще и по специфическим органолептическим свойствам, не приходилось.
Экспорт инкерманских вин в Беларусь мизерный: меньше одного процента общего объема отгрузок. Понятно, что такой покупатель вряд ли может серьезно подорвать или укрепить экономику завода. Собственно, от привередливого можно просто отмахнуться, как от надоедливой мухи.
Однако руководство завода дорожит каждым клиентом. Поэтому, как добросовестный производитель, предприятие готово подтвердить все характеристики вина заключениями аккредитованных независимых лабораторий, выехать в Беларусь и радушно принять делегацию оттуда, ознакомить с технологическим процессом и контролем над качеством.
В корпорации "Укрвинпром" подняли все протоколы заседаний Центральной отраслевой дегустационной комиссии начиная с 2007 г. и не нашли никаких претензий к винам этого завода. Более того, они были представлены среди лучших образцов украинской винодельческой продукции на презентации-дегустации в центральном офисе Международной организации винограда и вина (МОВВ).
Винный десант в Париже - первый в истории Украины, пока единственный из восточноевропейских и постсоветских производителей вина. Самое главное: мы не ударили лицом в грязь! Федерико Кастелуччи, генеральный директор МОВВ, сделал для себя приятное открытие: "Презентация-дегустация украинской винодельческой продукции является свидетельством положительного процесса и признанием качества, отвечающего европейским и мировым стандартам".
А теперь послушаем оценки далеко не последних людей на родных просторах. Заседание комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, на котором мусолили вопрос о повышении акцизов. После водки, пива, сигарет очередь доходит до вина.
- Ну, что нам скажут "шмурдячники"?
- А что им говорить? Их пойло годится разве что для замачивания шашлыков!
Или же теледива острит по поводу "удачного" выбора покупателя, который отдал предпочтение иностранному вину, а не отечественному "шмурдяку". И пока я буду слышать огульную критику в адрес виноделов, до тех пор рука будет тянуться к скотчу, чтобы позаклеивать им рты.
В линейном или элитном ресторане вместо украинского коньяка вам предложат бренди... разлива этих же заводов. Или "шипучее" вместо шампанского. Хотя Закона Украины "О винограде и виноградном вине", где узаконены названия "коньяк Украины", "шампанское Украины", другие, никто не отменял. Вместе с тем вам посоветуют попробовать грузинские, армянские или молдавские коньяки...
С этими географическими названиями украинские виноделы морочились долго. Сначала вопрос стоял ребром: отказываетесь от географических указаний стран Европы в названиях отечественных вин и коньяков (шампанское, коньяк и прочие), и путь в Евросоюз открыт.
Не буду размахивать историческими документами, не буду сыпать цитатами, свидетельствующими о более чем 120-летней практике употребления указанных названий в украинском виноделии. Они давно стали традиционными, связанными с особенностями технологии, а потому и называются родовыми.
Проблема из узкоотраслевой переросла в общегосударственную. Для защиты интересов отечественных виноделов, а также для отстаивания единой позиции в переговорном процессе Украины с ЕС 7 декабря 2010 г. Министерство экономики, Министерство аграрной политики и корпорация "Укрвинпром" подписали меморандум.
В нем, в частности, речь идет о том, что украинская делегация в переговорах по созданию Зоны свободной торговли в рамках подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС должна "отстаивать права украинских производителей на дальнейшее использование 6 (шести) наименований: шампанское Украины, коньяк Украины, кагор, портвейн, мадера, херес. При этом настаивать на дальнейшем использовании этих названий в Украине для маркирования винодельческой продукции".
Впрочем, мы не только диктовали свои законные условия, но и готовы были пойти на уступки. Скажем, отказаться маркировать кальвадос, токай, марсалу, малагу, если бы ЕС согласился установить переходный период - десять лет, пока мы выведем на рынок аналогичные напитки под новыми названиями. Но в наибольшей степени украинские виноделы опасались, что именно в переходный период внутренний рынок будет "залит" евросоюзовским импортом, и требовали задействовать механизмы, которые могли бы защитить их и потребителей от чужого винно-коньячного наводнения.
Что происходило на межправительственном уровне - тайна за семью печатями. Так же, как с засекреченными показателями при подготовке Украины к вступлению в ВТО. Зато представители отечественной винодельческой отрасли на протяжении 2010–2011 гг. провели нелегкие переговоры с Европейским комитетом производителей вин, Европейской организацией алкогольных напитков, Федерацией вина и алкогольных напитков Франции, Межпрофессионным комитетом производителей вин Шампани и Национальным межпрофесионным бюро Коньяка. На всех встречах-консультациях официальным наблюдателем выступали представители бизнес-совета Украина-ЕС.
Венцом переговорного процесса стало подписание в мае 2011 г. согласованного протокола представителей винодельческой промышленности Украины и Евросоюза. В нем отмечается: "При обсуждении представители промышленности ЕС признали историческое наследие, культурные традиции украинской винодельческой промышленности и согласились, что на данный
момент Украина может использовать кириллические транслитерации некоторых чувствительных географических указаний ЕС (в частности "Херес" (Херес, Jerez/Sherry/Xerez), "Порто" (Порто, Porto), "Мадера" (Мадейра, Madeira), "Кагор" (Кагор, Cahors), "Коньяк" (Коньяк, Cognac) и "Шампанское" (Шампань, Champagne) на внутреннем рынке в пределах международного права..." Такое понимание достигнуто впервые в истории отношений с европейской стороной.
В мировой практике существует использование географических указаний другими странами. Право украинской стороны на использование этих названий следует из Соглашения TRIPS (статья 24, параграфы 4 и 6) о защите прав интеллектуальной собственности в рамках ВТО. Это также закреплено и в законодательстве Украины. В соответствии с положениями Соглашения TRIPS о "дедовском праве" (grandfather law), страны, производившие продукцию до 1994 г., имеют право продолжать производить ее на своей территории. Тем более Украина никогда не экспортировала в ЕС продукцию под названием "шампанское" или "коньяк".
Попутно отмечу, что на упоминавшейся презентации-дегустации украинской винодельческой продукции в феврале 2013 г. в штаб-квартире МОВВ никто не обвинил наших виноделов, что они неправомерно используют географические названия "коньяк Украины" и "шампанское Украины". За международное взаимопонимание можно было бы осушить бокал-другой "напитка богов". Если бы в руки не попала последняя редакция проекта Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и его государствами-членами, в котором предыдущие "винные" договоренности исчезли, словно корова языком слизала.
Статья 208 указанного документа Украине регламентирует только десятилетний переходный период на использование наименований "шампанское", "коньяк", "портвейн", "мадера", "херес" и др. Хотя для коньяка, например, в зависимости от "долголетия" коньячных спиртов предполагался более длительный срок. Неизвестно также, сможет ли Украина после переходного периода пользоваться "иностранными" названиями хотя бы на собственной территории. Более того, мы теряем право выставлять на международных аукционах и выставках коллекционные напитки под упомянутыми наименованиями.
На Международной выставке в Сеуле по итогам дегустационного конкурса массандровский "Портвейн Ливадия" завоевал первое место. Посольство Португалии по этому поводу выразило ноту протеста и усомнилось в праве Украины представлять это вино, производство которого предприятие наладило с 1891 г. Замечу, что инцидент произошел еще до подписания обязательств, которые содержались в проекте соглашения. В случае потери преференций Украина будет подвергаться дискриминационным нападкам с любой стороны.
Что еще выторговали для отрасли отечественные виноделы и со временем потеряли из-за бездарности и амбициозности наших правительственных чиновников? В Киев приезжали европейские эксперты, определяли с украинскими специалистами сумму материальной помощи для ребрендинга спорных наименований продукции, разработки и внедрения новых маркетинговых стратегий, поддержки законодательно-нормативного урегулирования вопросов, связанных с разработкой регламентов, новых стандартов, технических условий, повышения квалификации и стажировки специалистов.
Зарубежные гости пытались экстраполировать европейский опыт на украинские реалии. Они руководствовались сложившейся практикой: страна, вливающаяся в евросоюзовскую семью, в рамках договора о зоне свободной торговли готовит отдельное соглашение по вину. В нем прописывают все нюансы - от производства вплоть до торговли. Почему эта отрасль в таком фаворе? Да потому, что виноделие в ЕС каждый год наполняет бюджет почти 4 млрд евро и является основным экспортным потенциалом. В 22 странах из 28 членов Евросоюза налажено промышленное производство вина.
Значит, приезжие европейцы занимались у нас обезьяньей работой? Поскольку последняя редакция проекта Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС не содержит ни одного пункта из обоюдных наработок! Возникает вполне резонный вопрос: кто отдал на поругание винодельческую отрасль Украины? Если это "недосмотр" правительственного уполномоченного по вопросам европейской интеграции Валерия Пятницкого, то подобные огрехи наблюдались за ним и при вхождении Украины в ВТО.
Тогда орденоносный полпред также отвечал за интеграционные процессы с этой организацией. Украина так торопилась вступить в нее, что пренебрегла многими тарифными нюансами. Они аукнулись после четырех лет членства в ВТО. Правительство признало, что продешевило со ставками импортных пошлин и заявило о намерении повысить их на 371 товарную позицию.
224 из них касаются именно аграрной продукции.
Очевидно, прошлые ошибки не стали уроком. В сущности, в этот раз какой-то чиновник (не тот ли Пятницкий?) проигнорировал официальную позицию Кабмина, высказанную премьером: Украина согласится на переходный период в том случае, если получит определенную компенсацию или техническую помощь. Потеря виноделами преференций открывает зарубежным конкурентам беспрепятственный доступ к украинскому рынку. Вот чем пахнет "самодеятельность" наших чиновников! А если точнее, то следует говорить о политико-экономическом заговоре против Украины.
Мы мастаки выпятить грудь колесом и уверять, что полностью гармонизировали законодательство, стандарты, технические регламенты и готовы войти в Евросоюз. Вы только свистните - мы уже тута! А на самом деле?
Если, согласно директивам ЕС, в Греции, Испании, Италии, Португалии, Австрии, Люксембурге, Нидерландах, Румынии, Словакии, Словении, Швейцарии, на Кипре ставки акцизного сбора на тихие и игристые вина равны нолю, то Украина в очередной раз их поднимает. Россия и та исключила виноградные, игристые и шампанские вина из списка алкогольных продуктов, переместив их в категорию "сельхозпродукция". А это означает, что вино перестало быть подакцизным товаром.
В Украине же на протяжении 2009–2010 гг. ставки акцизного сбора на тихие и игристые вина, среди которых и шампанское, повышали пять раз. Однако с ростом поступлений в бюджет (2009 г. - 413 млн грн, 2010-й - 500 млн, 2010 г. - 620 млн грн) резко сократилось производство вин этой категории. Если в 2009 г. объемы составляли 22,8 млн дал, то в 2011-м - 17 млн. Меньше стало и шампанского. Спад производства в первом полугодии 2013-го против соответствующего периода прошлого года
составил 7,3%.
Если же к акцизам добавить другие действующие фискальные механизмы (лицензия на продажу, сертификат на экспорт и пр.), то становится очевидным незавидное положение украинских виноделов на фоне государственной поддержки экспорта продукции европейских коллег. Последние подсчитали: если до 2020 г. не увеличат насаждения виноградников, то проиграют конкуренцию третьим странам мира - Китаю, Чили, Южно-Африканской Республике...
А если и те и другие со своим вином оккупируют Украину? То наша винодельческая отрасль неизбежно выпадет в глубокий осадок.