UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лесные страсти, или Плюсы и минусы моратория на экспорт кругляка

Колоссальные масштабы и темпы уничтожения лесного фонда Украины привели к экологической катастрофе на Западе Украины. Вместе с тем стремительный упадок отечественной деревообрабатывающей промышленности привел к не менее катастрофическим последствиям для экономики региона.

Автор: Игорь Гужва

Колоссальные масштабы и темпы уничтожения лесного фонда Украины привели к экологической катастрофе на Западе Украины. Вместе с тем стремительный упадок отечественной деревообрабатывающей промышленности привел к не менее катастрофическим последствиям для экономики региона. Откладывать решение этой проблемы в дальнейшем равнозначно преступлению - для исправления плачевного состояния в отрасли необходим комплексный и системный реформационный подход.

Только с момента посткризисного восстановления экономики в 2010 г. Украина ежегодно экспортировала 4,5–5,5 млн т (или 5,4–6,6 млн кубометров) лесоматериалов в необработанном состоянии. И это не учитывая незаконной заготовки и вывоза леса. В 2015 г. такой экспорт принес украинской экономике только 345 млн долл. валютных поступлений, или 0,9% общей выручки от экспорта. Эта цифра абсолютно несопоставима с масштабом потерь: по оценкам экспертов, бесконтрольная вырубка лесов на Западе привела к уменьшению показателя лесистости с 16% в 1996 г. до 11% в 2015 г. Для достижения оптимального уровня лесистости в 20% в Украине сегодня нужно высадить новые деревья на территории площадью около (!) 2,5 млн га.

Более того, стремительно ухудшается и качество лесных ресурсов. Сегодня наибольшую площадь в лесных насаждениях занимает молодняк (45,4%) и средневозрастные насаждения (37,7%), а доспевающие и спелые древостои составляют только 10,1 и 6,8% соответственно. При существующих темпах вырубки Украина в недалеком будущем сможет экспортировать разве что пни.

Проблему усугубляет еще и то, что из всей произведенной древесины вывозится за границу самая качественная. То есть на экспорт идет в основном необработанное сырье первого сорта (это свыше 70% годового объема всей заготовленной древесины). Вместе с тем для внутренней переработки чаще всего доступна древесина только второго и третьего сортов - доля такого сырья в общем объеме внутренней переработки частными компаниями составляет приблизительно по 80–90% для обоих сортов.

Таким образом, мы оказались в парадоксальной ситуации, когда низкокачественные лесоматериалы идут на закрытие топливно-энергетических потребностей. Вместе с тем строительные компании покупают полуфабрикаты из древесины, например брус, в странах ЕС. При этом не является тайной, что эти товары изготовлены из... украинского лесоматериала.

Лесной мораторий

В таких условиях парламент решил ограничить экспорт необработанной древесины. Соответствующим законом предусмотрено введение сроком на десять лет моратория на экспорт лесоматериалов в необработанном состоянии, а также принятие и выполнение комплексной программы стабилизации и развития лесоперерабатывающей отрасли. Сопровождаться она должна дальнейшим ограничением потребления лесоматериалов со стороны внутренних предприятий деревообработки. Мораторий вступил в силу с 1 ноября 2015 г. для всех видов древесины, кроме сосны, относительно которой ограничения начнут действовать с 2017 г.

От редакции. Стоит отметить, что по уже устоявшейся "украинской традиции", кроме гражданской заботы об общественных интересах, за предложенными депутатами инициативами может стоять и сугубо предпринимательская заинтересованность в их внедрении. Как, например, с требованием о запрете вывоза необработанной древесины с транспортной влажностью более 22%. Ведь потенциальным выгодополучателем от внедрения этой нормы является один из инициаторов закона - Остап Еднак, жена которого является совладельцем предприятия "Интервудкоммерц", которое может "подсушить" свежую древесину до установленных процентов и с удовольствием расширить свою клиентскую базу. Да и истеричное противостояние многих заинтересованных сторон свидетельствует о том, что введение моратория было обусловлено не так заботой о развитии деревообрабатывающих и перерабатывающих предприятий, как попыткой передела рынка в пользу новых игроков. Но международная общественность, не интересующаяся столь пикантными подробностями украинских государственных решений, также неоднозначно восприняла введение моратория.

Очевидно, что в свете взятого курса на евроинтеграцию такой шаг вызвал обеспокоенность у наших западных партнеров. Происходило это в основном из-за отсутствия официальной позиции Киева. Украина четко понимает свои права и обязательства в рамках ВТО, Соглашения о ЗСТ с ЕС и других соглашений о свободной торговле относительно невведения новых пошлин и ограничительных мер в торговле. Но не следует забывать, что нигде в мире либерализацию международной торговли не воспринимают как самоцель. Главной целью является все же улучшение благосостояния в странах мира. Поэтому обоснованное и мотивированное введение защитных мер в торговле на временной основе возможно.

Следует также вспомнить мировой опыт по введению подобных мер. Классический пример - Канада, где на законодательном уровне запрещен экспорт необработанной древесины, рыбы и т.п. И именно эти ограничения вошли в недавно заключенное Соглашение о свободной торговле между Украиной и Канадой. То есть весь мир, в том числе и Украина, такие ограничения воспринимает.

Самозащита

Попробуем проанализировать международное законодательство. Ситуация в нашей лесной отрасли является достаточным основанием для принятия закона о временном ограничении экспорта леса. Такая позиция основывается на положениях ГАТТ 1994, в частности статей:

- XI:2(а) относительно возможности введения странами - членами ВТО временных запретов или ограничений экспорта товаров с целью предупреждения или ослабления критического дефицита товаров, имеющих весомое значение для страны-экспортера;

- XX(g) относительно возможности стран - членов ВТО принимать меры, касающиеся сохранения исчерпывающихся природных ресурсов, если такие меры применяются вместе с ограничением внутреннего производства или потребления.

То есть положениями соглашений о свободной торговле также предусмотрена возможность введения ограничительных мер в торговле из соображений безопасности, угрозы жизни и здоровью населения, экологии, культуры и т.п.

С другой стороны, следует признать, что процедура введения этих мер, к сожалению, была осуществлена с грубым нарушением принципа транспарентности. Так, страны - члены ВТО обязаны заранее информировать международное сообщество о принятии новых законов или каких-либо изменений в существующие законы и другие правовые акты, которые существенным образом влияют на торговлю.

Несмотря на обращение парламента к правительству с просьбой официально информировать ВТО и торгово-экономических партнеров Украины о сути и целях введения моратория, профильные правительственные структуры грубо нарушили соблюдение принципа транспарентности. Вследствие этого нанесен ощутимый удар по международному имиджу Украины как надежного и предсказуемого торгового партнера, а иностранные деловое и правительственное сообщества оказались в информационном вакууме.

Более того, в ответ на вопрос встревоженных иностранных партнеров из уст некоторых наших членов правительства часто звучат уверения, что введение моратория является простым недоразумением, которое вскоре будет отменено. Понятно, что со времени принятия решения о моратории правительство ощущает определенное давление со стороны официального Брюсселя. Представители Словакии, Венгрии, Румынии и Польши регулярно поднимают вопрос отмены ограничений на вывоз лесоматериалов из Украины. Понятно, ведь от этого страдает их деревообрабатывающий бизнес.

Влияние моратория

В подобных условиях правительству следует безотлагательно обратиться в Еврокомиссию с предложением рассмотреть возможность организации совместных проектов по решению этих проблем. Не секрет, что существование контрабандных схем вывоза из Украины леса было бы невозможно без участия таможенников с европейской стороны.

Кстати, в переговорах можно апеллировать к результатам экономического моделирования специалистов Государственного научно-исследовательского института информатизации и моделирования экономики. Они подсчитали, что закрытие экспорта леса поможет сократить объемы его вырубки в Украине на 38,2%. Вместе с тем цены на лесоматериалы для деревообрабатывающей отрасли упадут в среднем на 8%.

Впрочем, от простого запрета экспорта леса положение отечественных деревообработчиков улучшится незначительно: объемы производства продукции из древесины вырастут только на 0,18%, ее экспорта - на 0,44%. Более эффективно на положительную динамику деревообрабатывающей промышленности Украины повлияет улучшение доступа к передовым технологиям деревообработки и иностранным инвестициям. В этом случае производство продукции из лесоматериалов вырастет на 9,6%, экспорт - на 22,4%.

Следовательно, следует побеспокоиться и об обеспечении условий для улучшения доступа украинских деревообработчиков к ведущим мировым технологиям. Среди прочего, этому может помочь освобождение закупки иностранного деревообрабатывающего оборудования от налога на добавленную стоимость и взимания импортной пошлины. Кстати, законопроекты с такими инициативами уже зарегистрированы - №2617 и 2618. Их принятие станет существенным дополнением к мораторию на экспорт леса. Ведь в условиях, когда проценты по лизинговым операциям на поставки оборудования достигают 28% в гривне и 16% в долларах, других возможностей развития деревообрабатывающего производства просто нет.

Но все надо делать комплексно, только в этом случае производитель будет обеспечен сырьем, а диалог с внешними партнерами будет прозрачным и конструктивным.