UA / RU
Поддержать ZN.ua

Блокирование Керченского пролива: вызовы, угрозы и возможности

Ограничение или фактическое закрытие прохода судов и транзита грузов через Керченский пролив может привести к значительным негативным последствиям для национальной экономики Украины.

Автор: Игорь Гужва

Несмотря на незначительную долю в общем грузовом обороте, отечественные порты Азовского моря сохраняют важное значение для развития горно-металлургического комплекса, сельского хозяйства и добывающей промышленности Украины.

Так, в 2017 г. грузовой оборот Мариупольского порта составлял 6,5 млн т, Бердянского - 2,4 млн при общем грузовом обороте торговых портов Украины в 132,6 млн т. В частности, в 2017-м через Мариупольский и Бердянский порты было экспортировано 4,7 млн т черных металлов, или 25,8% всего экспорта по этой товарной группе. Для зерновых культур соответствующая доля составила 4,4%, строительных материалов (а именно: минеральных ресурсов, используемых в строительстве) - 4,7%; через Мариупольский порт ввезено 3,9% импортированного угля.

При этом следует отметить, что на протяжении 2015–2017 гг. в результате разрушения части производственно-экспортного потенциала Донбасса в связи с оккупацией и ведением боевых действий в сочетании с падением мирового спроса на основную продукцию, производимую в регионе (черные металлы), доля Мариупольского порта в общем грузовом обороте морских торговых портов Украины сократилась с 6,5 до 4,9%, а Бердянского - с 3,1 до 1,8%.

По результатам экономико-математического анализа, выполненного на базе Государственного научно-исследовательского института информатизации и моделирования экономики, установлено, что полная остановка товарооборота через Керченский пролив приведет к сокращению ВВП Украины на 12,7 п.п., в частности, за счет сокращения промышленного производства на 14,3%, сельского хозяйства - на 0,6 и сектора услуг - на 12,7%. Годовые поступления в государственный бюджет сократятся на 16,5%.

На отраслевом уровне наибольшие убытки понесет черная металлургия, производство которой упадет на 21,9%. Производство стройматериалов снизится на 8,7%, электроэнергии - на 8,0, зерновых - на 3,0%, предоставление транспортных услуг сократится на 6,0%.

Вместе с тем следует отметить, что более реалистичен сценарий полной или частичной переориентации товаропотоков на другие торговые порты Украины. Это не мгновенное и не простое решение. Но результаты моделирования свидетельствуют, что обеспечение полного перенаправления грузов из Мариупольского и Бердянского портов на обслуживание в другие торговые порты Украины принесет значительно меньший негативный эффект для отечественной экономики.

В случае развертывания такого сценария можно ожидать снижения ВВП на уровне 1,77%, промышленного производства - на 3,1, сектора услуг - на 0,17%. Несмотря на общую рецессию, сектор транспортных услуг вырастет на 0,75%. К этому также надо добавить, что реализация сценария переориентации потребует времени, организационных и финансовых ресурсов для модернизации логистической инфраструктуры.

Вместе с этим, независимо от дальнейшей судьбы вопроса с прохождением судов через Керченский пролив, считаю целесообразным сформировать и реализовывать следующие политики развития Приазовья:

- диверсификация структуры производства и экспорта в сторону продукции с высоким уровнем обработки, внешняя торговля которой, в отличие от сырья и полуфабрикатов, в меньшей степени зависит от перевозок морским транспортом и колебаний мировых цен на сырье;

- активизация разработки месторождений шельфа Азовского моря и переориентация Мариупольского и Бердянского портов на обслуживание углеводородов путем построения соответствующих терминалов, следствием чего станет не только сохранение работы этих портов, но и ослабление зависимости от импорта энергоносителей;

- государственное стимулирование развития транспортно-логистической инфраструктуры как на региональном, так и на государственном уровнях (создание условий для государственно-частного партнерства, предоставление государственных дотаций и субвенций для строительства и обустройства терминалов мультимодальных перевозок и общего развития торгово-промышленной и транспортной инфраструктуры);

- развитие туристического и рекреационного потенциала Приазовья, что обеспечит стимулирование занятости местного населения. Следует отметить, что туристско-рекреационный сектор обеспечивает каждое 15-е рабочее место в странах с высоким уровнем развития, создавая таким образом больше всего рабочих мест.

Безусловно, залогом успеха реализации инициатив по диверсификации торгово-промышленной модели региона и страны в целом станет принятие и реализация на национальном уровне ряда стратегически важных решений.

Во-первых, речь идет об обеспечении на законодательном уровне налоговых и других преференций резидентам индустриальных парков, в частности освобождение новообразованных высокотехнологических предприятий в рамках индустриальных парков от уплаты корпоративного налога, НДС на импортное оборудование и узаконение возможности освобождения индустриальных парков от уплаты земельного налога, что суммарно обеспечит конкурентные преимущества для инвестирования в перерабатывающую промышленность в Украине.

Во-вторых, внедрение практики бесплатного присоединения к инженерным сетям, что будет способствовать устранению чрезмерных инвестиционных расходов, неоправданных затрат времени, а также коррупциогенных факторов при строительстве новых и модернизации существующих объектов транспортной инфраструктуры (линии и сети электропередачи, связи, сети тепло- и водоснабжения и водоотвода, газоснабжения и другие объекты газораспределительной системы, другие наземные или подземные коммуникации и т.п.) и объектов социальной инфраструктуры (детских садов, учебных заведений, больниц, амбулаторий, спортивных комплексов и т.п.).

В-третьих, целесообразно существенно уменьшить или отменить рентную плату за пользование недрами для добычи нефти и конденсата, газа и железной руды. Вместо этого ввести налоги на экспорт сырья с дальнейшим направлением полученных средств на финансирование мер по внедрению новых технологий в промышленной сфере.

Кроме того, необходим запуск Экспортно-кредитного агентства с целью государственной поддержки и продвижения экспорта продукции с высоким уровнем обработки путем гарантирования, страхования и удешевления процентной ставки по кредитам на внешнеэкономическую деятельность. Напомню, Верховная Рада приняла соответствующий закон еще в 2016 г., им предполагалось создание ЭКА на протяжении шести месяцев. Но даже при наличии соответствующих средств в государственном бюджете (в 2018 г. бюджетом предусмотрено 200 млн грн на деятельность ЭКА) правительство только имитирует работу по созданию этого чрезвычайно важного учреждения.

Не лишним будет и усовершенствование системы государственных закупок, в частности, внедрение многофакторной модели оценки тендерных предложений при проведении государственных закупок, обязательного критерия локализации (наличия местной составляющей в составе предмета государственной закупки) и пятилетнего планирования госзакупок. Именно таким образом государственные закупки могут стать инструментом стимулирования развития промышленности и повышения занятости.

Долгожданным и на данный момент неотложным является и создание полноценной сети иностранных торговых представительств. Вместе с внедрением в 2013 г. института заместителя министра экономического развития и торговли - торгового представителя Украины предполагалось создать сеть зарубежных торговых представительств, подчиненных МЭРТ. Основной целью торговых представительств являются лоббирование интересов Украины непосредственно в стране пребывания, в частности продвижение украинских товаров и услуг, привлечение инвестиций, содействие общей деятельности, предупреждение торговых споров и другие меры в интересах Украины 24/7. К величайшему сожалению, даже при наличии соответствующих средств в государственном бюджете правительство так и не создало ни сети торговых представительств, ни структуры по специализированной подготовке кадров для работы в торговых представительствах. При этом в условиях эскалации в мире торговых войн, увеличения дефицита платежного баланса Украины, дальнейшей примитивизации структуры отечественного экспорта промедление с кадровым решением по заместителю министра - торговому представителю опасно.

Еще одно требование времени - это имплементация Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли. Украина одной из первых ратифицировала новейшее соглашение ВТО. И недаром, ведь именно в Украине показатели стоимости и времени на проведение экспортно-импортных операций едва ли не самые высокие в мире. Так, именно из-за чрезмерной бюрократии и коррупции большинство украинских предприятий отказываются от внешнеэкономической деятельности. Независимыми украинскими экспертными объединениями в сотрудничестве с профильными международными организациями на протяжении 2013–2014 гг. был наработан комплексный пакт документов по упрощению, гармонизации и автоматизации экспортно-импортных операций. Однако на сегодняшний день реализовано около 5% необходимых мер из-за бездеятельности профильных органов государственной власти.

Заключение экономически обоснованных соглашений о свободной торговле и пересмотр существующих - это также необходимость. Так, именно экономически обоснованными должны быть решения о начале переговоров и условиях заключения соглашений о свободной торговле. Вместо вообще не экономических терминов наподобие таких, как "Канада наш стратегический партнер…" или "Канада далеко, ничего страшного…" либо же "емкость рынка в Китае - страшная; только накормить и одеть почти полтора миллиарда человек - весьма нетривиальная задача", должны использоваться профессиональные подходы, методы и инструменты экономического анализа моделирования и прогнозирования. А переговоры - проводиться специально подготовленными кадрами.

Пересмотр таможенно-тарифной политики в интересах отечественной промышленности - внедрение минимальных ввозных пошлин на импорт сырья и комплектующих и увеличение пошлин на импорт готовой продукции и экспорт сырья. Внедрение взвешенной таможенно-тарифной политики в сочетании с вышеупомянутыми мерами обеспечит благоприятные предпосылки для развития собственного производства товаров и услуг для внутреннего и внешнего рынков.

В завершение следует подчеркнуть, что потенциал переговорного процесса по прохождению судов по Керченскому проливу реализован не в полной мере. Наряду с этим риски и угрозы должны стимулировать активные действия бизнеса и власти по индустриализации и модернизации страны.