UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нежность черной дыры

Асимметричные заметки. Джордж Сорос - личность известная: финансист, филантроп, философ, человек, пытавшийся в одиночку перекраивать современный мир. Создатель вооружил его острым ощущением судьбы не только отдельного человека, но и целых стран.

Автор: Валерий Грузин

Пока крымчане привыкают к тому, что русский человек состоит из тела, души и паспорта, остальной мир гадает - что произойдет дальше. Рациональное мышление, знания и аналитические расчеты мало помогают поиску правильных ответов.

С одной стороны, по наблюдениям популярного в начале XX века писателя Дмитрия Мережковского (это он ввел в обиход понятие "хам" в его нынешнем значении), одна из глубочайших особенностей русского духа заключается в том, что русских трудно сдвинуть, но когда они сдвинулись, то доходят во всем - добре и зле, истине и лжи, мудрости и безумии - до крайности.

С другой стороны, критическое развитие событий в последние десятилетия новейшей истории никогда еще так сильно не зависело от воли одного человека. Имя его известно, намерения - тоже, а вот когда он решится их осуществить - вопрос. Кто же возьмется предсказать, когда иссякнет подземная мощь начавшего извергаться вулкана? В такие времена невольно начинаешь придавать значение интуиции, предсказаниям и даже знакам.

И поглотила три звезды

Знаки человеку подаются постоянно. Странам - тоже. А вот умение распознавать их смысл дается не всем. К примеру, в Древнем Египте к столь ответственному делу допускались только жрецы. Но и они промахивались. Когда в небе появилась новая звезда, которая тут же поглотила три соседних, жрецы только покачали головами. Мощь черной дыры их не смутила. А зря - именно тогда родился человек, повлиявший на судьбу египтян самым решительным образом.

Новорожденного положили в корзину и отправили нильским крокодилам на завтрак. Но вмешался случай - корзину выловили, и она попала на глаза царской дочери. Очарованная чудом спасения, та возжелала усыновить найденыша. Жрецы снова покачали головами и, хотя могли вмешаться, не сделали этого. Более того, позволили родной матери из евреянок (так называли тогда это племя) стать его кормилицей.

Ребенок по имени Моисей был смышленым. Фараон души в нем не чаял и позволял ему примерять свою корону. Опять же, зря, поскольку дело кончилось Великим Исходом, и племя под предводительством Моисея после сорока лет скитаний по пустыне стало народом. Тем самым, который на столбовой дороге исторического развития, кажется, навсегда обогнал потомков жрецов и фараонов. По крайней мере, сегодня нелегально проникающие на территорию Израиля, то есть чужого для них государства, египтяне изо всех сил цепляются за любую возможность избежать депортации в государство родное - Египет. Кто знает, сумей жрецы прочитать знак Небес, возможно, еврейское племя не обрело бы вождя и растворилось, как народности Нубии, Напаты, Мероэ и множество других племен, в море египетском?

Давно это было. Да и было ли? А вот знак, поданный в наше время, видели миллионы современников. В тот день папа римский возносил молитву за Украину и по ее завершении выпустил из рук двух белых голубей. Толпа, запрудившая площадь перед собором Святого Петра (кстати, одно из самых намоленных в мире мест), напряженно наблюдала, как на голубей напали черная ворона и морская чайка. Будто в засаде поджидали. А через пару недель соседняя страна наглейшим образом оттяпала у суверенной Украины аппетитный кусок территории.

Последствия этого события еще долго будут подсчитывать, но факт унижения нынешнего поколения украинцев уже очевиден. Унизили, ухмыляясь. И это унижение не теряет своей оскорбительной сути, независимо от разговоров о якобы численном превосходстве захватчика. Новое украинское руководство решило, что в век электроники неразумно идти наперекор рациональным расчетам и здравому смыслу.

Он и в Греции был - здравый смысл. И трезвый расчет тоже. Но были вещи и поважнее. Когда двадцать пять столетий назад триста спартанцев перегородили узкий горный проход у Фермопил, встав на пути стотысячного войска персов, вторгшегося в среднюю Грецию, они вряд ли руководствовались здравым смыслом, ибо с любой точки зрения это была безнадежная затея. Однако и через толщу времен поражает уровень самоуважения спартанцев, их презрение к трезвому расчету, столь ярко отразившемуся в известном диалоге. Напомним его:

- Варвары уже рядом! - докладывал дозорный царю.

- Стало быть, и мы рядом с ними, - заметил Леонид.

- Но из-за варварских стрел не видно солнца! - восклицал воин.

- И хорошо, - отвечал царь, - будем сражаться в тени.

Царь Леонид прожил 28 лет, так и не познав тягот унижения. И остался жить в веках.

Где ты, спартанский царь Леонид? У нас 25 мая выборы.

Что во времена спартанцев, что в наши дни цена человека остается прежней. Она достаточно проста и определяется тем, как человек противостоит внешнему окружению.

В качестве сотрудника Секретариата ООН мне довелось быть свидетелем войны за Кипр. Тогда, в начале 70-х годов, в Совете Безопасности дни и ночи шли переговоры в попытке остановить агрессию Турции, которая вероломно вторглась на остров, прикрываясь поводом защиты прав турецкого населения. Ценой невероятных усилий огонь удалось остановить. На Кипр ввели войска ООН. Но если бы потомки царя Леонида не вцепились зубами в свою землю, быть всему Кипру турецким. И мир бы это принял. Как и то, что хотя бы степной Крым мог остаться украинским, будь мы немного спартанцами.

В политологии бытует термин - limits of power (границы силы). Он, в частности, означает, что страна, например, США или Россия, даже обладая достаточной силой для достижения желанной цели в какой-либо точке земного шара, не в состоянии использовать ее на полную мощь по причине наличия этих самых границ. Где они начинаются и где заканчиваются - каждый раз вопрос напряженных поисков, потому как ответ на него не всегда носит рациональный характер.

(Зло)вещее предсказание

Сегодня в это сложно поверить, но так оно и было. В 1992 году на залитой майским солнцем крыше уютного отеля в Буде собрались директора фондов Сороса (мне довелось быть первым директором такого фонда в Украине). Тогда лишь зеркальная гладь Дуная выглядела ласковой, а вот кровь в жилах участников кипела в ожидании перемен, грядущих после развала советской империи. Эйфория радостных предчувствий свободной жизни била через край. Прямо как в известных стихах киевской (по происхождению) поэтессы Юнны Мориц: "Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли, фонтаны били голубые и розы красные цвели…" Схожие настроения царили повсеместно и подогревались даже такими далекими от лихой романтики институтами как "Дойче банк", предрекавший Украине быстрый прогресс, основываясь на ее потенциале и щедрых ресурсах.

Джордж Сорос лукаво потешался над моими приступами эйфории и в конце концов доверительно сообщил:

- Твоя страна на два десятилетия превращается в черную дыру. Хотя кое-кому обитать в черной дыре будет весьма комфортно. А кончится все войной с Россией. Вы начнете отбирать у нее нефть и газ, а она силой оружия будет отбирать у вас то, что нужно ей.

Упомянутые два десятилетия я, по понятным причинам, помалкивал, но пришло время вспомнить. Живы и свидетели того разговора. Не политологи, не журналисты, а люди с мировыми именами: Юджин Дорнбуш, автор библии экономистов "Макроэкономика" (перевод на украинский 1995 г.), Самюэль Фридман, чья книга "Сценарии XXI века" в 2014 г. вошла в список книг обязательных для прочтения политиками высокого уровня, и Андерс Ослунд, возглавлявший Стокгольмский институт войны и мира.

Что послужило материалом для столь точного прогноза, на который не сподобился ни один украинский политик? Откуда и почему возник импульс? Что это за человек, способный улавливать вибрацию будущих событий?

Один из богатейших людей мира Джордж Сорос - личность известная: финансист, филантроп, философ, человек, пытавшийся в одиночку перекраивать современный мир. Создатель вооружил его острым ощущением судьбы не только отдельного человека, но и целых стран.

Тем, кто по доброй украинской традиции привык все "помацати руками" и не особо доверять разным там эмпиреям, напомним, что именно дар предвидения принес Соросу вполне конкретные миллиарды долларов, часть которых он, кстати, потратил на Украину. Он признавался, что нередко успех в биржевых операциях приносило умение предвидеть начало перемен на миг раньше других. Мало того, что дар этот уникален сам по себе, но в случае Сороса он еще и опирался на мощные внутренние силы. Думается, что рассказанный мне эпизод поможет оценить масштаб его личности.

Из освобожденной советскими войсками Венгрии Сорос подростком бежал в Англию. В попытках раздобыть денег оказался у дверей фонда, обещавшего материальную помощь таким, как он. Контора помещалась на втором этаже, куда вели ступени, сваренные совсем как у нас - из черных стальных плит. Накануне он сломал ногу и передвигался на костылях. Вскарабкаться наверх стоило неимоверных усилий, но пришлось, ведь в кармане не звякали даже пенсы. Чопорный клерк-англичанин ознакомился с бумагами и отказал по какому-то пустяковому поводу. Скатившись вниз и больно ударившись о железяки загипсованной ногой, юноша, которому не исполнилось и 19 лет, обиду не проглотил и дал себе обещание поставить эту страну на колени. Ни больше ни меньше - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Британскую империю, над территорией которой до начала недавней войны не заходило солнце.

Обещание он сдержал. В последний четверг октября 1991 г., который англичане окрестили "черным", Сорос мобилизовал все свои ресурсы и поставил их на кон, скупив утром на Лондонской бирже акции немецких компаний, а вечером выставил их на продажу повышением. Для того чтобы удержать курс фунта стерлингов, англичанам нужно было не менее десятка миллиардов долларов. Сорос просчитал, что за столь короткий период времени такой суммы им не собрать. Так и произошло: курс фунта резко упал, а Сорос закончил день с прибылью в миллиард долларов.

Заработать за один день миллиард (по нынешнему курсу все десять) - это надо уметь. Но надо было и уметь рискнуть всем, что имеешь. Для такого поступка нужны не только мозги, но и характер.

Англичане поносили имя Сороса на все лады, хотя стоило припомнить имя их чопорного соотечественника, мелкого клерка, отказавшего в незначительной помощи пареньку-эмигранту со сломанной ногой и без единого пенса в кармане. А дело, возможно, было в том, что чиновник пребывал в плохом настроении из-за какой-то житейской неудачи. В истории всегда так - один человек по своим личным мотивам может зацепить судьбы многих.

А Сорос, окончив в 1952 году Лондонскую школу экономики, создал фонд "Квантум" и заработал столько денег, что уже не смог бы их потратить. Он приобретал и терял, но этих ощущений ему было мало.

Когда мощь советского блока находилась на излете, Сорос открыл фонд в родной Венгрии, затем и в других странах, продвигая идею открытого общества. Действовал нестандартно. Вот пример. В конце 80-х в социалистическом лагере копировальные аппараты хранились в режимных условиях, как правило, за дверями, оббитыми железом, воспроизведение каждой копии фиксировалось в специальном журнале. В Будапеште Сорос решил проблему изящно, не вступая в конфликт с системой. В обычный будний день он подарил 800 копиров различным организациям, и режим контроля утратил смысл.

Его "поход на Восток" напоминал прежнюю стратегию освоения "туземных пространств": сначала заходят миссионеры с крестом, затем филантропы с деньгами, а уже за ними - "Кока-кола" и "Макдональдс" со своими интересами. Пройдя весь цикл создания его фонда в Украине, могу утверждать, что нишу "филантропа" Сорос не занимал.

"Я знаю, что не являюсь тем, за что меня превозносят, - откровенно признался Сорос в интервью американской прессе. - Я не являюсь филантропом в той мере, в какой предполагает количество раздаваемых мною денег. Это происходит только потому, что я не придаю значения деньгам".

Действительно, он не раз сожалел, что до своей кончины не сможет раздать все деньги, хотя желал этого, естественно, не доверяя никому, кто смог бы сделать это так, как он сам. Его занимало нечто другое и в достижении этого "другого" деньги играли лишь роль средства.

Предпочитающий жить в Лондоне американский гражданин Джордж Сорос по происхождению венгерский еврей, но черточки психотипа, который в обиходе принято считать jewish, в нем не просматривались. Не помогал Израилю, не поддерживал проекты с еврейской тематикой, что дало повод еврейской общине его родной Венгрии обвинять его в антисемитизме. Однажды он привез на просмотр в Киев дюжину кандидатов на пост директора фонда в Москве (прежний в очередной раз проворовался, а, как всегда считал Сорос, в Украине дела обстояли лучше, чем в Москве). Всех отверг на том основании, что они были возрастными и слишком jewish. Сорос был убежден, что нельзя преодолеть антисемитизм, если вести себя как tribe (переводится как "племя"; на западе также используется как признак для идентификации истинного происхождения человека, который, будучи евреем, "косит" под представителя другой национальности). По убеждению Сороса, единственный способ преодолеть антисемитизм - отказаться от "племенного" подхода, уйти от частной идеи к универсальной идее открытого общества.

На наших просторах не водятся люди такого масштаба и, соответственно, с такой визией. До тех пор, пока мы не уразумеем, что продвигать интересы Украины можно значительно эффективнее, если не захлебываться от восторга по поводу национальной исключительности всего украинского, а сосредотачиваться на ценностях, добытых всем человечеством. Сколько раз мы были свидетелями того, как под прикрытием щита, на котором начертано "Я - українець!", протаскивались личные амбиции и шкодливые коммерческие интересы. Признав этот факт, много легче восстанавливать гумус на общих с восточным соседом территориях культурного пространства.

Сорос равномерно источал добрые чувства ко всем. Хотя, будучи великолепным физиономистом, иногда опускал перед человеком шлагбаум лишь на том основании, что у человека были слишком пустые или лживые глаза. Как по мне, он обладал редкостным запасом искренности и достаточной внутренней силой не изменять ей в любых обстоятельствах.

Мортон Абрамовитц, бывший посол США в Турции, президент Фонда Карнеги говорил о Соросе: "Он не подготовлен, подвержен идиосинкразии, но добирается туда, куда нужно… он единственный парень в Соединенных Штатах, кто имеет свою собственную международную политику и способен проводить ее в жизнь".

В последние десятилетия на голову Сороса вылиты тонны обвинений в том, что он выполняет прямые поручения правительства США. Заместитель Государственного секретаря США Строуб Тэлботт пояснил, как это происходит на самом деле: "Я скажу, что деятельность Сороса не совсем идентична с иностранной политикой правительства США - но она совместима с ней. Мы пытаемся синхронизировать наш подход к бывшим коммунистическим странам с Германией, Францией, Великой Британией и с… Джорджем Соросом". Тэлботт зашел столь далеко, что назвал Сороса "национальным ресурсом, реальным сокровищем нации".

What makes him tick?

Ранней весной 1990 года, сойдя по трапу рейсового самолета в Борисполе, Сорос отозвал меня в сторонку и произнес слова, которые выплавились в код дальнейшего поведения: "Больше всего попрошу тебя беречь мое имя. Кстати, и твое тоже. Если получится, то увидишь, что через пять лет оно будет приносить деньги".

Почти полгода фонд не видел его денег, правда, позже Сорос признался: хотел посмотреть, чего мы стоим. А далее принялся сеять семена. Кое-что поклевали хищные птицы, но и всходов на поле открытого общества взошло немало. Сорос никогда не давал прямых указаний - сколько, кому, и с какой целью выделять денег, но жестко настаивал на принципе: под идею деньги не давать, помогать тем, кто сумел самостоятельно подняться с колен и сделать первый шаг.

Сложно найти более точную метафору для определения жизненного пространства, нежели это сделал Уильям Теккерей, давший название своему знаменитому роману "Ярмарка тщеславия". Действительно, разве встретишь человека, равнодушного к тому, что скажет о нем княгиня Марья Алексеевна, сосед, избиратель, пресса, любимые и нелюбимые, близкие и далекие люди.

В жизни мне повезло: так уж случилось, что пообщаться выпало с множеством великих писателей, признанных мастеров культуры, ученых, лауреатов Нобелевской премии, государственных мужей, людей, определявших лик современного мира. И мне всегда казалось, что среди них только два Святослава (Рерих и Рихтер) были равнодушны к мирской славе. Долгое время причислял к ним и Джорджа Сороса. Несколько лет подряд он прилетал в Киев в одном и том же пиджаке. Даже таможенник в Борисполе это заметил, удивившись, как это - богатейший человек мира летает не на собственном, а на обычном рейсовом самолете? Джордж ответил, что предпочитает тратить деньги на помощь стране таможенника.

Его равнодушие к прессе, аплодисментам, портретам и патоке лести, которую низвергали потоками даже власть имущие в расчете заполучить его деньги, ломало представление о человеческих слабостях. Казалось, он был прост, немногословен, даже застенчив и уж точно не искал признания окружающих. Казалось. Очевидно, более важным для него было то, как он воспринимает себя сам. С отроческих лет он верил, что станет новым Джоном Мейнардом Кейнсом или Альбертом Эйнштейном. Он стал, кем стал, но всегда думал о себе как о философе (и ныне ценит философов, недаром же более 15 лет - что в его системе случай неслыханный - держит директором своего фонда в Украине реального доктора философских наук).

Человек из его близкого окружения однажды поделился с американской прессой инсайдерскими наблюдениями: "Для него очень сложно признать, что кто-то может быть равен ему или даже выше его: настолько он конкурентен. И когда он имеет дело с президентом страны, возникает вопрос, кто из них значит больше?"

Вспомним случай с Вацлавом Гавелом, к которому Сорос относился с восхищением. Но стоило Гавелу уделить ему меньше внимания и их отношения утратили свою сердечность.

В начальный период деятельности фонда в Украине, которую Сорос называл "банановой республикой без бананов", его личность воспринимали слишком уж примитивно: дескать, вот вложит Сорос много денег и все начнет работать.

Помнится, в начале 90-х арендованный реактивный самолет Cessna подлетал к Донецку. При заходе на посадку открылся индустриальный пейзаж с терриконами. Помощник Сороса Энтони Рихтер спросил у шефа: "Джордж, тебе когда-нибудь приходилось садиться в центре мусорника?" Мрачные впечатления усугубились после прогулки по городу.

В местном "кремле", резиденции бывшего советского руководителя, где нас приютили, дубовые столы прогибались под тяжестью ваз с черной и красной икрой, поставленных ярусами друг на друга блюд с изысканной снедью. Выйдя во двор, забитый эксклюзивными иномарками, Сорос поинтересовался, почему это вместо указанной в программе встречи с руководством региона состоялась встреча с мафией? Мы пытались пояснить, что в условиях Украины это идентичные понятия, но возникли "трудности перевода". Стороны так и не поняли друг друга. Хозяева Донбасса, среди которых были и узнаваемые сегодня лица, никак не могли уразуметь, почему богач не желает вкладывать деньги в регион с дешевой рабочей силой. В свою очередь, Сорос не мог растолковать им, что самые выгодные вложения - это вложения в людей, и что именно этим он и собирается заниматься в Украине.

Подобные диалоги повторялись многократно в разных местах. Бизнесмены и руководители всех рангов отказывались понимать мотивы, по которым миллиардер предпочитал отдавать деньги вместо того, чтобы их брать. Куда им? Они на такие высоты не взбирались.

Объясняя причины, по которым он не занимался инвестиционной деятельностью, Сорос однажды признался американскому журналисту Кони Бруку, напечатавшему, возможно, самое глубокое исследование о личности Сороса в снобистском журнале "Нью-Йоркер": "Создавая фонды, я как бы обретаю возможность играть роль Бога, не так ли? Я нахожусь выше этого, за пределами этого, щедрым, дальновидным, богоподобным - ОК? Становясь инвестором, я опускаюсь на землю, становлюсь простым игроком".

Итак, вот он нерв - роль Бога. А боги не суетятся и не пытаются что-то там из себя изображать. Они не идут на выборы и не ищут мелких выгод. Собственно, это проясняет истинную цену его предсказания о войне с Россией, его оценку и видение дальнейших событий, даже если это нам не совсем нравится. Буквально на днях, обращаясь к западным политикам, он посоветовал им не злить Путина, а сосредоточиться на помощи Украине. Не очень он верит и в действенность санкций, потому как он, Сорос, как никто другой остро чувствует и тонко понимает глубинные мотивы и особенности характера правителя великой страны.

Ему вторит другой человек, к мнению которого лично я отношусь с доверием. Ходорковский. Человек, доказавший, что и в России можно не ронять достоинства. У него было достаточно времени поразмышлять. Ходорковский уверен, что санкции не заставят Путина отступиться от своих планов. Золотовалютные запасы, да и общий запас прочности России позволят Путину гнуть свою линию не один год, невзирая на реакцию Запада. Единственное, к чему Путин неравнодушен - это настроения людей внутри страны. А эти настроения сейчас не в пользу Украины и над их изменением нужно основательно поработать не один год.

Война с Россией?

Сегодня найдется немало людей, которые вроде автора книги "Украина - не Россия", воскликнут: "Да что вы! Война может быть, но только торговой, а чтобы стрелять друг в друга?! Такого быть не может!" Не смешите - и может быть, и уже было, и, не приведи Господь, еще…

8 марта 1169 года, на второй день Великого поста, удельный князь Суздальский Андрей с великими силами подступился к Киеву. Мстислав, как и нынешняя Украина, не был готов к войне, помощь с Волыни не подоспела, и он был вынужден сражаться в одиночку. Отважно бился три дня и три ночи, но слишком уж велик был перевес агрессора, и он не устоял. Как дикая орда лютовали суздальцы в городе. По записи летописца, два дня грабили они и жгли дома, мордовали киевлян, жен их и девиц забирали с собой, стариков и детей убивали без жалости, обдирали церкви и монастыри, забирали иконы, книги, ризы, колокола. И воцарились в Киеве великая печаль, скорбь и слезы.

Не раз брали Киев всякие князья, но ни один из них не разрушал город. На сей раз пришел лютый враг, пришел не завоевать, а уничтожать. Погром Киева повторил и брат Андрея Суздальского Всеволод. Как такое могло произойти и почему?

Север Ростово-Суздальской земли издавна заселяли племена чудские и финские, но, смешиваясь со славянскими невольниками и дружинниками князей, будучи слабее славян в культурном отношении, они постепенно теряли свои обычаи, язык, перенимали христианскую веру. Возникшее из этой мешанины новое племя, которое стало называться великороссами, отличалось не только внешним видом, но и склонностью к торговле, дракам, пьянству. В общественной жизни они предпочитали полагаться на княжью волю. Посему и князьям было любо жить среди такого покорного народа, а не в каком-то Киеве с его библиотеками и независимым отношением к властям. Не случайно же Андрей Суздальский, завоевавший престол Великого князя, не пожелал остаться в Киеве, а подался в свой Владимир на Клязьме.

С тех пор, собственно, и наметились те различия, которые проявляются столь очевидно в наши дни. Северные князья прибрали к рукам всю общественную и политическую жизнь, не оставляя никакой свободы людям, а те и не особо возражали - может, им даже нравилось, что за них решали, как им быть и чего хотеть. А вот на юге все было наоборот: и в быту, и в общественной жизни славяне терпеть не могли никакого угнетения, они желали быть равными и вольными.

Великороссия, которая вначале называлась Великим княжеством Московским, а затем - Московским царством, и те земли к югу от нее, которые впоследствии стали Украиной, все больше отдалялись друг от друга. Они жили каждый своей отдельной жизнью, имели свою историю, порядок, обычаи, свой отдельный язык и письменность, и лишь через пять столетий часть Украины решила связать свою судьбу с московитами.

Таков контур событий, главное течение которых порой обозначено лишь пунктирной линией. В реальности исторический процесс носит куда более сложный, многослойный, противоречивый, а порой и малообъяснимый характер. Например, с какой это стати казачьи ватаги, которые завоевывали Сибирь ради пушнины, рыбы и зверя, шли все дальше и дальше на восток уже не ради добычи, а ради "русского величия"? Ведь, в основном, это были крестьяне, бежавшие от гнета помещика, менявшие свое привычное занятие на охотничий промысел, таким образом попадая в еще большую зависимость от купцов. В то же время, почему бежавшие от гнета помещиков на юг, в земли столь полюбившейся Путину Новороссии, те же русские крестьяне превращались в запорожских казаков или их потомков и с оружием в руках боролись против всяческой зависимости, в том числе, и от "русского величия"? Все эти "почему" остаются, но в наши дни начинают проясняться с явной очевидностью.

Среди россиян сегодня популярна шутка: "Кто сказал: "Россия - это мы?", "Россия - это нас…" Она произросла из глубин. Многие века там складывался и укреплялся аппарат тирании, который в итоге, и прежде и теперь, оказался сильнее суммы активных протестов. И тому есть причины: Русь прошла почти тысячелетний путь страшного своей мучительностью становления "сверхнарода". В недрах этих мучений вызревала мессианская идея Третьего Рима, по выражению Даниила Андреева - "…амальгама православно-религиозной исключительности,.. национальной гордыни и свойственных ранним стадиям культуры исторических фантазмов с исходящим от демиурга предчувствием планетарных масштабов будущего и с высокой этическою мечтой, внушаемой Трансмифом христианства".

Издавна и до наших дней, когда православные монастыри уже превращаются в склады автоматического стрелкового оружия. В поисках точки невозврата, увы, приходится признавать, что церковь в России заняла позицию духовной союзницы государства, а позже из союзницы превратилась в помощницу, потом - в слугу и рабу.

Пытаясь рассмотреть видимые знаки некоего невидимого духовного процесса формирования русского архетипа, отметим знак внутренней дисгармонии, который так ярко проявляется в духовной сфере исконно русской способности к неограниченному размаху, богатырской удали, в слитности душевного склада россиян с ширью необозримых лесов и степей.

Этот народ сложно понять и, как утверждают сами русские (кстати, единственный в мире народ, для названия которого используется не существительное, а прилагательное), - "умом Россию не понять". Сложно, почти невозможно рационально объяснить, какими такими импульсами создавалось то географическое целое из странного конгломерата пустынь, тундр, необозримой тайги, густонаселенных и почти незаселенных регионов, которое в общих чертах совпало с границами "сверхнарода" от Балтики до Тихого океана. Но даже расширив границы своей империи, которая в три раза превышает территорию их родины, русские не успокаиваются. Им нужен Крым, Восток Украины, Осетия и кто знает, что еще. Начиная с Петра, ее цари ни секунды не сомневались в том, что России суждена всемирная миссия. Свою первоначальную задачу они усматривали в том, чтобы их "сверхнарод" вырос в собственных глазах в невиданного исполина, создавшего такую сверхдержаву, к которой остальные народы испытывали бы трепет.

Упрямое цепляние российской государственности за историческое мессианство, национально-культурная спесь, ощущение своего мнимого величия ничего, кроме деспотической угрозы, человечеству не несет. Прежде всего, народу русскому, потому что, по прогнозу того же Андреева, "народ, возомнивший себя мессией, а все остальное человечество - блуждающим во тьме, обрекает себя на одно из двух: или на разрушение своей исторической цитадели (вспомним опять-таки еврейство), или на бесплодное кипение и выкипание в самом себе, в тех самых традициях, которые он счел броней против великих культурных и этических соблазнов".

Много лет назад в Нью-Йорке на одной из раскладок я случайно приобрел объемный двухтомник "История всех народов", изданный в 1857 году в том же Нью-Йорке. В библиотеках Киева его не найти, в частных коллекциях, думаю, тоже. Признаюсь, книгу отложил в запасник и достал только сейчас, в попытке посмотреть, как видели Россию полтора столетия назад. И вот, что оказалось. Цитирую:

"История России несколько столетий проявляет неутомимый дух захватничества, который выражается в постоянном приращении территории. Никакого права, никакого уважения к принципам не стоит на пути ее стремления к обладанию новыми землями и властью. Кто бы ни правил Россией, преследовалась одна и та же политика, как будто сама судьба вершила судьбами империи".

Далее рассказывается о русских царях, которые независимо от их характера, привычек, личных предпочтений и взглядов были едины в одном - стремлении прибавить к огромным пространствам империи хотя бы кусочек новой земли.

С тех пор ничего не изменилось. Теперешний правитель России из логики этого ряда не выпадает. Артур Шопенгауэр любил сравнивать людей с часовыми механизмами, которые заводятся и идут, не зная зачем. Путин точно знает зачем. Воздадим ему должное: при массовом измельчении масштабов личности он его наращивает. Как и аппетиты. Исходя из суммы его деяний, стилистики высказываний, линии поведения в общении с лидерами просвещенных стран, вряд ли будет преувеличением догадка о том, что им руководит простенькая, но емкая мечта - стать третьим. Сразу же после Петра Первого и Екатерины Второй. Как бы по возрастающей в этой историко-арифметической линейке.

Лично у меня мало сомнений в том, что эту мечту он будет претворять в жизнь. Думаю, что и Сорос так считает. И не только он. Естественно, мир уже другой. Другим стал и украинский народ, который стремительно формируется в модерную нацию. Возможно, для успешного завершения этого процесса ему придется воевать. Такова жизнь: не успеешь оглянуться, как все опять впереди.

Возможно, я глупый земной человек и в этой ипостаси всегда верил в универсальную справедливость. Ведь непонятно, отчего поколениям предыдущим ценой неимоверных страданий и напряжений, ценой жизни лучших представителей выпала роль защитить само существование моего народа, а нынешнему поколению достались цветочки? Оказывается, все справедливо. Пережив "зиму тревоги нашей", наше поколение оказалось в положении, когда приходится выбирать направление дальнейшей жизни. Или жить по закону, в мире равных возможностей, без наглых олигархов, мелкого и крупного ворья, негласного господства криминала и гласного чванства власть предержащих, или… и дальше пребывать в состоянии, когда все будет зависеть от одного человека, а вокруг…

Грязью чавкая
жирной да ржавою,

Вязнут лошади по стремена,

Но влекут меня
сонной державою,

Что раскисла, опухла от сна.

Пребывая в тревожном ожидании возможных изменений и худшего развития событий, ловлю себя на подленькой мысли: "Хорошо, Восток заберут, но доберутся ли до Киева? Не сорвется ли тот единственный шанс, когда хоть детям удастся пожить в цивилизованном мире?" И знаете, что согревает в эти минуты? Общее согласие кремлевских адептов не брать под свое необъятное крыло Западную Украину. Не брать Галичину. Не брать из-за опасности заразить ядом самостоятельности всю империю. Значит, сумели-таки...

И еще. Из личных наблюдений. В 1990 году в Скопье мне посчастливилось общаться с руководством "Саюдиса", даже помогать в написании устава ныне покойному профессору Кудабе. Когда годом позже в Вильнюсе я стоял у жирно наведенной мелом черты, где литовка бросилась под гусеницы и, лишившись обеих ног, остановила советские танки за 800 метров до телецентра, что тогда означало - до свободы, я еще не знал о том, что и у нас будет Небесная сотня, что и мы достойны… И что не существует такой цены, которую нельзя было бы заплатить за обретение свободы. И что нет такой силы, которую нельзя при этом преодолеть. Даже если у нее две орлиные головы. Они ведь смотрят в разные стороны, а мы - в одну. Знак, однако.

Будем присматриваться к знакам. Их хватает. Рубиновое стекло на кремлевских звездах, через которое неутомимо источается имперский русский свет, как известно, донецкого производства. А вот знаменитая брусчатка Красной площади, которую вознамерились заменить московские власти, могла быть житомирского происхождения. Во всяком случае, российские эксперты посчитали, что наш камень из коростышевских карьеров будет получше валдайского. И в тендерах он лидировал, да так уверенно, что украинские производители уже руки потирали в предвкушении столь аппетитного заказа. И тогда быть кремлевскому комплексу почти целиком украинского происхождения. Но вмешалась политика, вернее ее иррациональные симулякры.

Чтобы узнать, что будет, надо к тому, что было, прибавить то, что есть. А есть то положение, в котором мы очутились: у самого края черной дыры. Физики знают - перед тем, как звезда-гигант превращается в черную дыру, ее ядро сжимается, температура в нем достигает 55 миллиардов градусов, обломки железа величиной в Эверест мгновенно уплотняются до размера песчинки. Пару лет назад американские астрофизики засекли сигналы SOS, исходившие от небесного тела за миг до его превращения в черную дыру (если там была жизнь, возможно ли представить себе тот ужас, который она испытывала?)

Что происходит дальше - не знает никто. Никто не видел черной дыры и не увидит. Там нечего видеть. Это просто пустое место в космосе - "куча ничего", как любят говорить физики. Но если твоя фамилия Янукович, Пшонка или Клименко, в ней можно весьма комфортно устроиться. Изгнав эту "семью", украинский народ обрел исторический шанс круто изменить свою судьбу, все дальше и дальше отползая от нежных объятий черной дыры. Любой ценой. Иначе там можно увязнуть совсем надолго, если не навсегда.

Недаром же еще Андрей Рублев сокрушался: "Русь, Русь. Все-то она, родная, терпит. Все вытерпит. Долго так еще будет?" На что Феофан Грек ответствовал: "Не знаю. Всегда, наверное".

После Майдана, после приступа морального очищения, после нахлынувшей могучей волны патриотизма у многих украинцев выросли крылья. Но человеку крылья даются не для того, чтобы он строил из себя ангела.