UA / RU
Поддержать ZN.ua

Михаил Щепкин: с Шевченко и Гоголем рядом

За долгие годы сценической деятельности Щепкин знал немало актерских успехов. Вершиной его актерского мастерства стала роль Городничего в "Ревизоре". После этой роли, по воспоминаниям Панаева, у Щепкина к Гоголю возникло особое чувство. Когда он говорил о нем, лицо его сияло, на глазах были слезы.

Автор: Светлана Муштенко

В этом году исполняется 150 лет со дня ухода в мир иной выдающегося актера XIX века, мастера украинской и русской сцены Михаила Семеновича Щепкина. Он играл в пьесах Ивана Котляревского, дружил с Николаем Гоголем и Тарасом Шевченко... Именно об этих двух фигурах в его жизни наш рассказ.

"Ходить гарбуз по городу, питається свого роду", - этими словами освящено знакомство Гоголя и Щепкина. Было это в Москве, в июльский день 1832 года.

Вполне вероятно, что незадолго до этой встречи Гоголь видел Щепкина на сцене во время петербургских гастролей, и это побудило его к знакомству.

Сын Михаила Щепкина Петр Михайлович вспоминал, что в их доме часто собиралось многочисленное общество, и тогда стол для обеда накрывали в большом зале. И вот как-то во время обеда в прихожую вошел новый гость, вовсе никому не известный. Он остановился в двери зала и, осматривая всех таинственным взглядом, промолвил: "Ходить гарбуз по городу, питається свого роду: "Ой чи живі, чи здорові всі родичі гарбузові?".

Оказалось, что это был Николай Гоголь, который, узнав, что здесь живет малоросс Щепкин, пришел познакомиться. Несмотря на большую разницу в возрасте, их знакомство переросло в теплую дружбу.

В Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины есть эксклюзивные экспонаты, раскрывающие творческую жизнь гениального актера.

Родился Михаил Щепкин на Полтавщине, в семье крепостных, играл в крепостном театре графа Волькенштейна. Выкупленный из крепостных усилиями Ивана Котляревского и будущего декабриста Сергея Волконского (среди экспонатов - реестровое письмо взносов на выкуп), он связывает свою жизнь с провинциальной сценой, на ней приобретает репутацию талантливого комического актера.

В музейной экспозиции представлены первое издание "Ревизора" Гоголя с дарственной надписью: "Моему доброму и вечному другу Михаилу Семеновичу Щепкину", афиша спектакля "Ревизор" (Городничий - Щепкин), рисунок - Щепкин в роли Чупруна из комедии "Москаль-чарівник".

За долгие годы сценической деятельности Щепкин знал немало актерских успехов. Вершиной его актерского мастерства стала роль Городничего в "Ревизоре". После этой роли, по воспоминаниям Панаева, у Щепкина к Гоголю возникло особое чувство. Когда он говорил о нем, лицо его сияло, на глазах были слезы.

Симпатию к Гоголю Щепкин сохранил до последних своих дней. По свидетельству слуги Щепкина, к Гоголю были обращены и последние мысли актера на смертном одре.

Их последняя встреча была недолгой и проходила в разговоре о Боге. Щепкин застал Гоголя за письмом в окружении большого количества религиозных книг. "Нащо це? - спросил Щепкин. - Так багато написано про спасіння душі, а все це є в Євангелії". "Треба!" - ответил Гоголь.

Тогда Щепкин рассказал об одном случае. Пришел он как-то в церковь. Людей в храме было много. Стоя на службе, подумал: ведь это же все они просят у Господа помощи... "І нащо тобі, Господи, мирські біди? Ти сотворив світ, прекрасну природу, якою я насолоджуюсь і дякую Господові всією душею". На этих словах Щепкина Гоголь быстро встал, обнял его и почти закричал: "Оставайтесь всегда при этом!".

Гоголь тоже был чрезвычайно благосклонен к Щепкину. Оба они знали и любили Украину. Часто оживленно беседовали о ней, сидя в дальнем уютном уголке гостиной, - об обычаях, одежде малороссов и, конечно, о кухне. Под конец разговора упоминались вареники, голубцы, паляницы... Винам, по воспоминаниям Щепкина, Гоголь давал названия "Квартальный", "Городничий" - как хорошим распорядителям, всегда найдущим себе место в набитом желудке. А водку "жженку" за то, что горит синим пламенем, прозвал "Банкендорф". "А что, - говорил он Щепкину после вкусного обеда, - не отправить ли теперь Банкендорфа?".

Дружба М.Щепкина с другим великим украинцем - Тарасом Шевченко - открывает еще одну страницу биографии гениального актера.

Напомню, что весной 1839 г. Михаил Щепкин приехал на гастроли в Петербург. Афиши извещали, что впервые на петербургской сцене будет показана постановка пьесы И.Котляревского "Наталка Полтавка". В роли выборного Макогоненко - Щепкин. Это событие не могло не привлечь внимание молодого украинца, слушателя художественной академии Тараса Шевченко, пылкого почитателя театра. Неизвестно, познакомились ли они лично в тот приезд Щепкина, но игра актера поразила молодого художника и поэта.

В 1843 г., когда Шевченко приехал в Москву, он сделал все, чтобы разыскать Щепкина. При встрече подарил актеру "Кобзарь". И с того времени Щепкин всегда включал в свой репертуар стихи Шевченко.

Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях правнучка Щепкина Т.Щепкина-Куперник: "І раптом Щепкін... одержав маленьку, непоказну на вигляд книжку "Кобзар" українською мовою. Свіжість почуттів, простота, музичність наспіву, живо нагадали Щепкіну пісні милої йому України. Він один із перших угадав у Шевченкові майбутнього великого поета і почав пропагувати в літературних і професорських колах Москви вірші молодого поета, і читав їх постійно. Коли Щепкін дізнався, що Шевченко, як і він, з кріпаків, і лише якихось два-три роки тому його викупили на волю, він глибоко зрозумів той біль і тугу, що чулися в піснях поета. Він скоро став звати його "братком", і це не було пустим словом - Щепкін полюбив його як сина. Вони використовували кожну нагоду, щоб зустрітися".

В феврале 1844 г. в Москве Шевченко подарил Щепкину стихотворение "Чигирине, Чигирине".

Щепкин сыграл особую роль в формировании театральных вкусов Шевченко. Общение с актером и его сценическими жемчужинами много дало поэту в оценке драматургических произведений, актерской игры, работы режиссера. Он часто пользовался даже терминологией этого корифея русского театра.

В ссылке Шевченко так тосковал по театру, что зимой 1850 г. принял участие в любительском спектакле по пьесе Островского "Свои люди - сочтемся".

И вот Новопетровское укрепление уже позади. Туда Шевченко ехал молодым и энергичным, а назад на рыболовецкой лодке в Астрахань возвращался старый на вид, изможденный человек. Он нарисовал два автопортрета (до и после ссылки), дающие нам печальное представление о тяжелых обстоятельствах его жизни в ссылке. Последний автопортрет, где поэт изображен на 43-м году жизни, художник подарил Щепкину.

В 1857 г. Щепкин отправился в Нижний Новгород - там после ссылки остановился Шевченко. Единственной целью поездки была встреча с самым дорогим другом, называвшим актера в письмах "єдиним другом", "великим чудотворцем".

В марте 1860 г. Щепкин приехал в Петербург. Об этом приезде остались воспоминания К.Юнге: "Вчора у нас обідали Щепкін і Шевченко. Після обіду ми всі посідали у вітальні, й Щепкін читав нам. Він був у піднесенні і читав чудово. Він читав, як купець графа приймав, Скупого рицаря, миле оповідання мисливця, кілька віршів Шевченка, які він так хороше читає".

Это была последняя встреча двух выдающихся мастеров. В 1861 г. умер Шевченко. Два года спустя, 11 августа 1863-го, перестало биться сердце Щепкина. Похоронили его на Пятницком кладбище среди могил близких духом ему людей, рядом с другом и учителем - профессором Грановским, как он сам и завещал.