UA / RU
Поддержать ZN.ua

Хиппи Алик Олисевич: "Волосы были для нас символом свободы"

Алика Олисевича всегда можно увидеть за столиком легендарной львовской кофейни "Вір­менка". Именно здесь в свое время собирались матерые рокеры, хиппи и просто все свободные и интересные люди. Алик остается одним из самых ярких представителей хиппи Львова, он не предал своих убеждений, и у него за плечами - истории, достойные отдельного фильма.

Автор: Екатерина Гладкая

Алика Олисевича всегда можно увидеть за столиком легендарной львовской кофейни "Вірменка". Именно здесь в свое время собирались матерые рокеры, хиппи и просто все свободные и интересные люди. Алик остается одним из самых ярких представителей хиппи Львова, он не предал своих убеждений, и у него за плечами - истории, достойные отдельного фильма.

О сопротивлении системе

Родился я во Львове в семье рабочих. Моих родителей Александра и Таисию Олисевичей в 1941-м вывезли на работу в Германию, где в 1945-м они попали в руки СМЕРШ.

Отца забрали в дисциплинарный батальон, штурмовавший вместе с другими Берлин, а потом подвергли заключению на 10 лет. Мама отбыла в заключении пять лет, где заболела туберкулезом.

Освободившись, перебралась во Львов. В семь лет маму я потерял. Какое-то время находился в интернате для "трудных детей". Именно там, а со временем в школе, я стал потихоньку узнавать о музыке Запада.

В десять лет я купил у одного дядьки джинсы Levis за три рубля. Мой отец их терпеть не мог и через некоторое время штаны сжег. В том же году, вспоминаю, нашел публикацию в журнале "Вокруг света": Генрих Боровик напечатал большую статью о хиппи Сан-Франциско. Это меня поразило! Я зачитывал тот журнал до дыр. А дальше понеслось - искал единомышленников и погрузился с головой в это течение.

Еще подростком решил, что, когда вырасту, обязательно буду носить длинные волосы, буду много путешествовать и не буду играть по общественным правилам. Так и произошло. Я остался собой.

Сейчас работаю осветителем в Национальной опере во Львове. Путешествую. Чувствую себя свободным.

Хиппи Алик

Аликом меня называли с детства, но в среде "свободных людей" эта форма имени Олег за мной закрепилась на всю жизнь.

В июне 1972-го, во время поездки в Каунас, я присоединился к движению хиппи (это случилось вскоре после самосожжения молодого литовца Ромаса Каланты в мае 1972 г. в знак протеста против русификации и советской оккупации Литвы). По этой причине я не поступал в институт и отказался служить в советской армии.

Зато участвовал во многих встречах хиппи в Балтии и других странах - бывших республиках СССР. Меня не раз задерживали в молодости. Но я прокладывал свой путь к свободе и никогда не вписывался в каноны. Всегда внутренне чувствуешь, когда за тобой - правда.

Повлияли на меня и образы Иисуса Христа, а также индианская любовь к свободе. Это микс увиденного и услышанного, но больше всего - это внутреннее ощущение, что ты - это ты.

О философии хиппи

Философия хиппи - общие принципы любви, мира, свободы, но в Западной Украине была своя специфика, поскольку мы еще выступали против Коммунистической партии, за восстановление собственной идентичности. То есть украинское движение характеризовало еще этот идеологический аспект.

Как говорил мой друг Илько Лемко, в то время просто быть причастным к рок-музыканту означало оказаться вне системы, закрыть себе путь к учебе, работе. Словом, так или иначе, ты попадал "в политику".

Во Львове мы были настоящим сообществом, никто никому ничего не навязывал, не диктовал. Младшие учились от старших и наоборот.

Польские хиппи

Украинские и польские хиппи были похожи между собой. В 1967-м в городах Восточной Европы примерно одновременно начались протесты. Я сейчас исследую эти движения.

В Польше самые большие облавы были в том же 1967-м и 1970-м. Меня поразило, что в стране, которую мы считали более демократической и лояльной к "длинноволосым" (как нас тогда называли), их преследовала Служба безопасности. Они создавали единую базу на этих людей.

В основе польского движения был круг из 300–500 чел. Против них организовали целую спецоперацию. Она называлась "Порядок". Туда входили представители СБ и врачи, доказывавшие, что хиппи разводят вшей, поскольку носят длинные волосы. Молодежь силком отправляли в кождиспансеры, сумасшедшие дома и в участки. Мы никогда не были удобны системе.

О волосах

Волосы же были символом свободы. Это был более чем внешний атрибут. Знаю, что неоднократно люди накладывали на себя руки, если их насильно стригли. Прическа была формой сохранить себя.

Нас часто искали по фотографии в паспорте. Как только длинноволосый - под подозрением и надзором.

Хиппи. Москва

Хиппи в Москве общались группками, встречались на Пушкинской и в других местах, позже - в своих кафе. Они долго держались в подполье и фактически заявили о себе лишь в 1967 г. После этого западная печать начала о них писать.

Среди них было много музыкантов. Именно атмосферу этой среды и изобразил Сукачев в своем фильме "Дом Солнца". А главный персонаж фильма, мальчик по имени Солнце, был одним из лидеров московских хиппи.

О Солнце

У меня дома есть фотография 1972 г. из Таллинна, на которой - реальный Солнце. Он был причастен к первому поколению хиппи, начинавших движение в СССР. Солнце родился в Москве в 1949 г.

Увлекался рок-музыкой. У его тусовки были свои места, устраивались квартирники.

В конце 70-х он подторговывал джинсами и увлекался наркотиками. Но дело в другом, среди хиппи всегда находились "стукачи". И наши московские знакомые говорили, что Солнце попался с наркотиками. Ему светило 20 лет, поэтому милиция и КГБ предложили доносить на своих товарищей в обмен на свободу. Он стал это делать, но от этого крайне страдал, начал пить.

Есть такая версия, что именно Солнце в 1971 г. подстрекнул выйти в Москве на демонстрацию против Вьетнамской войны, а потом кучу наших побили, арестовали, отправили в сумасшедшие дома.

Но, с другой стороны, именно после этой демонстрации движение приобрело огромные масштабы, породило целый ряд рок-групп.
В тех же кругах был, например, Андрей Макаревич и др.

Но я Солнце не осуждаю, ибо времена были страшные, и далеко не все могли выдержать давление. Я его видел уже позже, в середине 80-х, в Москве, на Арбате. Выглядел он разочарованным и одиноким. Многие от него отвернулись. Солнце умер в 42 года.

О наркотиках

Их употребляли потому, что многие не могли выдержать жестокой действительности. Некоторые из-за этого заливались алкоголем. Это была безысходность внутри системы. К сожалению, многие хиппи умерли именно из-за наркотиков, одни погибли от пыток милиции, другие спились. Далеко не всегда все было солнечно.

Но вокруг нас множество стереотипов, дескать, если обкуренный - это хиппи. Это не так. Я, например, до 30 лет вообще не пил, сейчас могу максимум бокал вина выпить, никогда не держал сигареты.

Об Amnesty International

Она была основана в 1961 г. английским адвокатом Питером Бененсоном. В ноябре 1960 г., читая газету, он обратил внимание на историю двух португальских студентов, осужденных к семи годам лишения свободы за то, что провозгласили тост "За свободу".

Эта история настолько возмутила Бененсона, что он решил написать статью для британской Observer, и назвал ее "Забытые узники". Материал привлек внимание читателей к положению людей, которых "подвергли заключению, пыткам и казнили только за то, что их мнение и религиозные взгляды были неприемлемыми для власти".

Так возникла организация. Потом она разрослась, теперь ее представительства есть в
120 странах мира.

В 1987 г. мы в День города Львова провели акцию за мир и свободу, нарисовали несколько десятков плакатов и прошлись по городу. Нас пытались задержать, у меня из рук милиционер хотел вырвать транспарант, нескольких участников акции побили, нескольких исключили из университетов, уволили с работы.

Но я со временем связался с неформальной правозащитной группой "Доверие" в Москве. Целью была дружба между Востоком и Западом, у этой организации были даже
контакты с российскими диссидентами. В частности, где-то в 1983-м я познакомился с Александром Рубчаком, членом "Доверия". После нашей демонстрации он передал информацию об избиении на десяток мировых радиостанций. Он же предложил создать свое объединение во Львове. И мы создали "Доверие" здесь.

Потом такая же группа возникла в Санкт-Петербурге. Так втроем мы и действовали, проводили акции, защищали людей.

С обретением независимости меня познакомили с Мирославом Мариновичем, до этого я знал Вячеслава Черновола, Ивана Геля.

Маринович, очевидно, читал что-то о наших акциях в "Українському віснику", поэтому предложил мне основать представительство Amnesty International во Львове.

В 1993-м мы это сделали. И мне приятно, что наша деятельность была активной, мы проводили акции, объединяли культурных деятелей, изучали литературу по правозащитной тематике. Еще было правило, что мы занимались в основном другими странами, а они, в свою очередь, - Украиной. Таким образом мы пытались обезопасить себя от обвинений со стороны власти в том, что поддерживаем какую-то политическую силу. Но ряд украинских вопросов мы таки решали.

Мы привлекали внимание общественности к нарушению прав человека в Украине, писали статьи, письма в центральный офис в Лондоне. В частности, благодаря Amnesty была отменена смертная казнь, кроме того, мы занимались вопросом пыток со стороны милиции, и десяток работников милиции были наказаны за свои преступления против граждан.

О взрослении

Когда приверженцы течения взрослели, то часто становились частью советской системы. Некоторых мы называли "сезонными хиппи", они могли побыть немного с нами и исчезнуть. В целом, в моде того времени были слова "хиппи", "хиппарь", "хиппую", и некоторые это воспринимали поверхностно. Молодежи нравилась свобода. Мы были открыты для всех.

Молодое поколение обычно новаторское, молодежь является нонконформистами и не хочет мириться со взрослыми. Для кого-то наше движение было бегством от реальности, от серости.

Во Львове основное ядро составляли 60-100 чел. Но ведь в любом движении не может быть много преданных своим идеалам до конца. Как правило, это самые стойкие единицы.

О возрождении движения

Время от времени ренессанс хиппи и так происходит. Тем более в сложный период стремление к свободе и справедливости обостряется. Так что через наше движение прошло уже пять-шесть поколений. Ведь хиппи отстаивают ценности добра, мира, любви и неподчинения системе, ломающей людей.

Поэтому, думаю, в отдельных своих формах движение будет продолжаться до тех пор, пока будет существовать система государства. Хиппи - своеобразные контролеры. И дело не во внешнем виде, а в поступках.