Вследствие российского вторжения в Украину города и громады подверглись огромным разрушениям. Нанесенные инфраструктуре убытки уже сейчас оцениваются в миллиарды долларов США. И хотя средства на восстановление планируют получать из разных источников, громады уже сейчас ищут пути привлечения финансирования.
Для обеспечения стабильных подходов в послевоенном восстановлении городов альтернативным вариантом привлечения средств может стать выпуск зеленых облигаций. В Украине для этого финансового инструмента в последнее время была наработана соответствующая нормативно-правовая база. В частности, Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О рынках капитала и организованных товарных рынках» в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения привлечения инвестиций и внедрения новых финансовых инструментов» от 19.06.2020 №738-IX. Закон ввел в обращение зеленые облигации и установил правила для участников рынка, в том числе для эмитентов. Так, эмитентом таких облигаций, среди прочих, может быть территориальная громада в лице представительного органа местного самоуправления. Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку одобрила Рекомендации по реализации или финансированию проектов экологической направленности путем эмиссии зеленых облигаций (решение от 07.08.2021 №493). Этим решением комиссия разъясняет, каких принципов должен придерживаться эмитент, чтобы привлекать средства таким образом. В начале 2022 года правительство одобрило Концепцию внедрения и развития рынка зеленых облигаций в Украине. Документом определен ряд направлений и задач, которые будут способствовать развитию этого рынка в Украине, в том числе по поддержке эмитентов и внедрению соответствующих стимулов.
Для органов местного самоуправления развитие рынка зеленых облигаций может иметь существенный эффект в привлечении средств для восстановления территорий. Этот инструмент позволяет привлекать средства одновременно как на внутреннем, так и на внешнем рынках, как на существующие, так и на новые дорогостоящие проекты. Это могут быть проекты в сфере альтернативной энергетики, энергосбережения, утилизации и переработки отходов, внедрения экологически чистого транспорта, использования земельных и водных ресурсов, сохранения флоры и фауны, адаптации к изменению климата, а также другие проекты, направленные на защиту окружающей среды, внедрение экологических стандартов, сокращение выбросов в окружающую природную среду.
Привлечение финансовых средств путем выпуска зеленых облигаций в последнее время приобрело необычайную популярность во многих странах. И, несмотря на то, что зеленые облигации — относительно новый финансовый инструмент, их выпуск на мировом рынке растет в геометрической прогрессии. При этом увеличивается и доля выпуска таких облигаций органами местного самоуправления, которые становятся весьма активным игроком в этой сфере. Вместе с тем в мире активно формируется сообщество социально ответственных инвесторов, которые отказываются вкладывать средства в «грязные» проекты и переориентируют потоки капитала в проекты, не наносящие вреда окружающей среде.
Органы местного самоуправления могут восприниматься как одна из наиболее кредитоспособных групп потенциальных эмитентов зеленых облигаций в Украине. Города имеют высокий потенциал заимствований и положительную историю выпуска облигаций. За время независимости Украины 18 муниципалитетов стали эмитентами ценных бумаг. Большинство местных заимствований осуществлялись для реализации проектов развития городов, которые, собственно, имели экологическую направленность (внедрение энергосберегающих технологий на коммунальных предприятиях, реконструкция сетей внешнего освещения городов, строительство когенерационных станций, реконструкция и капитальный ремонт жилищного фонда, реконструкция тепловых сетей, систем теплоснабжения и горячего водоснабжения).
Но сейчас хотелось бы выделить четыре сдерживающих фактора в выпуске зеленых облигаций органами местного самоуправления и привлечении соответствующего финансирования.
Во-первых, законодательством установлено, что порядок отбора и сопровождения проектов экологической направленности, финансируемых за средства государственного и местных бюджетов, определяет Кабинет министров Украины. Правительство поручило разработать этот акт ряду министерств, которые должны были закончить работу над ним еще в январе 2021 года. Но работа над документом еще продолжается.
Во-вторых, Концепцией внедрения и развития рынка зеленых облигаций предусмотрено введение стимулов для развития указанного рынка. В международной практике стимулы часто применяются как для инвесторов, так и для эмитентов, в частности для органов местного самоуправления. Так, в США имела успех практика налогового стимулирования муниципалитетов и инвесторов. В рамках программ Clean Renewable Energy Bonds и Qualified Energy Conservation Bonds муниципалитетам-эмитентам предоставляли денежные субсидии от правительства на снижение процентной ставки по выплатам по зеленым облигациям, а инвесторам предоставляли налоговые льготы. В Индии есть государственные программы поддержки проектов, реализуемых на загрязненных земельных участках (brownfields). Стимулы предоставляются муниципалитетам, которые выпускают зеленые облигации с целью реализации проектов в сфере возобновляемой энергетики.
В Украине целесообразно было бы разработать соответствующие программы поддержки и стимулирующие механизмы для органов местного самоуправления. Таким стимулом, например, могли бы быть компенсации по выплатам процентов. Также нужно обратить внимание на нынешние подходы в налоговом стимулировании. На сегодняшний день в Украине проценты от ОВГЗ не облагаются налогом на доходы физических лиц. С одной стороны, это приводит к недополучению доходов государственным бюджетом. С другой — привлекает инвесторов и стимулирует рынок. Но, безусловно, было бы уместно установить единые гармонизированные правила, которые бы обеспечили конкурентное развитие всех инвестиционных инструментов с учетом лучших европейских практик. И если мы облагаем налогами доход, то его следует облагать налогами везде.
В-третьих, для каждого выпуска зеленых облигаций эмитент должен привлекать независимого внешнего контролера (верификатора) для защиты интересов инвесторов, предоставления гарантии соблюдения эмитентом ключевых признаков зеленых облигаций, предотвращения гринвошинга. В Украине до сих пор не упорядочен рынок этих услуг. В Рекомендациях НКЦБФР такие субъекты выделены весьма абстрактно. Так что для упорядочивания и снижения стоимости услуг по оценке «зелености» ценных бумаг необходимо установить правовой режим аккредитации верификаторов зеленых облигаций.
В-четвертых, в большинстве органов местного самоуправления не хватает знаний по подготовке выпуска зеленых облигаций. Сегодня важно повышать осведомленность заинтересованных муниципалитетов относительно принципов и механизмов их выпуска, а также привлекать ключевых игроков на рынок. Прежде всего это могут быть международные финансовые организации, которые смогут улучшать кредитное качество зеленых облигаций и инвестировать в ценные бумаги. При этом надо поддержать подготовку пилотных проектов по выпуску облигаций муниципалитетами, поскольку это потребует значительных расходов и привлечении специалистов. Это возможно было бы осуществить в рамках программ помощи ЕС, правительств иностранных государств, международных организаций и донорских учреждений. На первом этапе такую поддержку можно было бы предоставить городам, имевшим опыт в осуществлении местных заимствований, на следующих — имеющим готовые технико-экономические обоснования соответствующих проектов, которые могут решить важные местные проблемы и одновременно окажут положительное влияние на окружающую среду.
Вместе с тем будущие эмитенты должны просчитывать все риски реализации таких проектов и использовать лучшие мировые практики, чтобы избежать невыплаты своих долговых обязательств.
Принимая во внимание важность привлечения городами «зеленого» финансирования на восстановление территорий, сегодня следовало бы устранить факторы, сдерживающие органы местного самоуправления от выпуска зеленых облигаций. Это сыграет важную роль в восстановлении страны в целом, поскольку уже первые выпуски зеленых облигаций городами могут создать мультипликационный эффект и дадут толчок цепной реакции, а положительные истории выпуска улучшат инвестиционную привлекательность, деловой климат и конкурентоспособность городов.