UA / RU
Поддержать ZN.ua

Замечтались

Какие риски заложены в проект госбюджета следующего года

Автор: Юлия Самаева

Парламент, несмотря на многочисленную критику, все-таки принял к рассмотрению проект Госбюджета на следующий год. Разбираемся, что же нас ждет в 2021-м и будет ли «рестарт», обещанный министром финансов.

В этом году наша экономика за первое полугодие сократилась на 11,4% год к году. Подкосила ее не столько пандемия, сколько ее последствия — старт мирового экономического кризиса и внутренний карантин. Наши экономические успехи и раньше были сомнительными, а сейчас и подавно. Да, послабление карантинных ограничений немного восстановило потребительский спрос, и розничная торговля начала потихоньку оживать. Но ожидаемый Минфином рост экономики уже в четвертом квартале маловероятен: пассажирооборот за семь месяцев 2020-го сократился на 56%, строительство — на 4,6, промышленное производство — на 7,7, переработка — на 6,6%. По отраслям ситуация еще хуже: машиностроение упало на 21,3%, металлургия — на 10,6, агропроизводство — на 11,2%. В результате пострадала и внешняя торговля: экспорт снизился на 7,5%, а импорт провалился на 17,4%. Убытки предприятий выросли почти в пять раз (!) — до 205 млрд грн.

Согласитесь, все это должно было бы мотивировать Минфин подготовить такой бюджет следующего года, который бы максимально стимулировал восстановление экономики. Но проект, представленный правительством парламенту, только называется бюджетом возможностей для развития. Это бюджет мечтателей и фантазеров. Начнем с макроэкономических предположений, заложенных в проект правительством.

Одним из главных предположений базового сценария прогноза является завершение пандемии COVID-19 в 2020-м и возобновление положительного тренда развития экономики. Сомнительно как первое, так и второе. Судя по статистике распространения вируса в Украине, мы даже первую волну еще не прошли, а наша логарифмическая кривая числа новых случаев заражения неуклонно ползет вверх, то есть ситуация будет, скорее, улаживаться, чем улучшаться. Желаемое восстановление экономики тоже под вопросом, потому что для этого нужно иметь, по крайней мере, какие-то предпосылки, которые бы этому восстановлению способствовали, например, рост потребительского спроса и капитальных инвестиций, налоговые стимулы для увеличения производства, предпосылки для роста товарооборота, повышение цен на наш ключевой экспорт. Поскольку мы не ожидаем ничего из перечисленного, непонятно, за счет чего Минфин планирует в 2021-м достичь: роста ВВП на уровне 4,6%; повышения потребительских цен на 7,3% и увеличения экспорта товаров и услуг на уровне 2,9%. А если мы закладываем нереалистичные показатели, то и бюджет получим далекий от реальности.

Мы наполняем

Выполнение доходной части бюджета следующего года — это наша с вами обязанность, поскольку основным источником его наполнения станут налоговые поступления, при этом существенно выше ожидания именно по «зарплатному» налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и внутреннему НДС, который все мы платим при покупке товаров.

Минфин рассчитывает, что НДФЛ вырастет благодаря повышению минимальной заработной платы (МЗП) с 4815 до 6250 грн, а внутренний НДС — в результате борьбы с «тенью». Но сам по себе рост МЗП на увеличение налогового сбора окажет косвенное влияние, потому что правительство не может предвидеть, как к повышению МЗП отнесется бизнес. Не уйдет ли часть зарплат в «тень», чтобы снизить налоговую нагрузку на производителей, которые сейчас не в лучшей форме? Благодаря действующей налоговой системе, даже вполне легальных способов снизить налоговую нагрузку на зарплатные фонды сейчас хватает.

Рассчитывать на детенизацию и рост внутреннего НДС — тоже риск: мы уже писали, что сейчас весь успех борьбы с НДС-схемами непосредственно зависит от воли руководства Минфина и налоговой. А если их планы по детенизации изменятся или заменят самих руководителей, то рост внутреннего НДС под вопросом. Конечно, правительство заложило в макропрогноз 7-процентную инфляцию, и при повышении цен вырастет и внутренний НДС. Но и эта цифра сомнительна, учитывая, что в августе инфляция в годовом измерении равнялась всего 2,5%, а инфляционная цель НБУ остается на уровне 5%. Желание правительства за наш счет профинансировать доходы госбюджета понятно, но, как видим, рискованно.

При этом неналоговые поступления в госбюджет, наоборот, сокращаются. Госкомпании, направившие в этом году в бюджет 70 млрд грн дивидендов, в следующем должны уплатить только 24 млрд. Национальный банк должен перечислить 33 млрд грн, хотя его вклад в государственную казну в этом году был на уровне 43 млрд.

В целом доходная часть государственного бюджета составит 1060 млрд грн и по сравнению с нынешним годом увеличится на 9%. И это было бы вполне оправданным предположением, если бы расходы госбюджета отвечали его прогнозируемым доходам, а бюджетный дефицит, согласно проекту, составлял 6% ВВП, или 270 млрд грн.

Они тратят

Расходы в проекте госбюджета выросли до 1,3 трлн грн, на 5% по сравнению с показателями этого года. Почти четверть из них — это расходы на социальную защиту и соцобеспечение, только Пенсионному фонду в следующем году потребуется 204 млрд грн. На льготы и субсидии закладывают еще 104 млрд грн. А пенсионерам старше 75 лет правительство обещает еще и повысить выплаты.

Бюджет образования — 12,8% расходов госбюджета, или 174 млрд грн (+34 млрд к плану 2020 года), здравоохранение — 11,5%, или 156 млрд грн (+27,5 млрд). На борьбу с коронавирусом отдельно выделяют 19,4 млрд грн, из которых 2,6 млрд планируют израсходовать на вакцинацию. Зарплаты учителям и врачам с 2021-го предполагают увеличить на 30%.

Традиционно значительную часть средств, немногим более 12%, планируют потратить на безопасность, общественный порядок и судебную власть. Показательно, что расходы на оборону при этом составят 8% и вообще не вырастут по сравнению с текущим годом — 117,5 млрд грн. Хотя, если верить обещаниям правительства, в 2021 году должны увеличиться зарплаты как полиции, так и военных.

Еще 10,5% правительство зарезервировало для экономической деятельности государства, значительная часть которой — это инфраструктурные, преимущественно дорожные, проекты. Формат финансирования несколько изменится: в этом году большая часть средств на дорожное строительство направлялась из одноименного фонда и фонда борьбы с коронавирусом, в следующем году прямое финансирование дорожного строительства сократится с 135 млрд грн до 99 млрд, но вырастут государственные гарантии, которые будут предоставляться отрасли, причем сразу с 19 млрд до 71 млрд. То есть на самом деле расходы на дороги даже превысят нынешние 150 млрд грн.

Недополучат по сравнению с текущим годом: Государственное космическое агентство (-35%), облгосадминистрации (-24%), Министерство энергетики (-19%), Минфин (-15%) и ЦИК (-88%). И только в последнем случае сокращение расходов понятно, ведь выборы на следующий год не запланированы, другие статьи пошли под нож просто потому, что на «социалку» не хватало. Зато финансирование офиса президента увеличили на 40%, а Офиса генпрокурора — на 25%.

Не удержались в правительстве и от поддержки других «драйверов» экономики, увеличив поддержку агросектора почти на 2 млрд, до 15,6 млрд грн, оставив ее для угольной отрасли на нынешнем уровне в 4 млрд и выделив 4,5 млрд грн железнодорожникам на закупку вагонов.

При этом правительственная программа поддержки малого и среднего бизнеса рассчитана в объеме 12 млрд грн. Из которых компенсации процентов по кредитам для микро- и малого предпринимательства — это всего лишь 2 млрд грн, а 10 млрд — это портфельные гарантии.

Однако мы прекрасно понимаем, что все запланированное профинансируют в полном объеме лишь при условии, что наполнение доходной части не провалится. При этом следует помнить, что правительству еще нужно найти 600 млрд грн на погашение и обслуживание государственного долга в 2021-м, и значительную часть этих средств оно планирует занять на внутреннем рынке за счет продажи гособлигаций. То есть мы продолжаем занимать, чтобы возвращать предыдущие долги, и никак не начнем свою задолженность сокращать. Согласно расчетам Минфина, в 2021 году объем государственного долга составит 2,6 трлн грн, или 57,8% от прогнозного ВВП. Параллельно гарантированный государством долг будет равен 304,5 млрд грн, или 6,8% от ВВП.

Таким образом, долговая нагрузка будет расти, как и наша зависимость от займов. Получим ли мы их в необходимом объеме, сейчас неизвестно. В кризис инвесторы обычно обходят стороной долговые инструменты развивающихся стран, считая их весьма рискованными, а госбанки скупить все, что хочет продать Минфин, не смогут. И это первый существенный риск для выполнения государственного бюджета в следующем году. Второй риск — будут ли отвечать ожиданиям правительства налоговые поступления от реального сектора, переживающего сейчас кризис. Третий риск — сбудутся ли макропрогнозы, учтенные в проекте бюджета, например, заложенный в госбюджет курсовой прогноз уже несколько лет выше рыночного курса, а инфляция, наоборот, в последнее время значительно ниже, чем ожидания правительства. Но самое главное, что смущает в этом проекте, — отсутствие хоть каких-то мер, которые могут поддержать экономику и восстановить рост. Почему программа большого дорожного строительства не может это сделать, мы уже подробно описывали, а 12 млрд грн, предназначенных для поддержки малого предпринимательства, вряд ли компенсируют потери, понесенные реальным сектором. Значит, всем нам придется в следующем году сильно напрячься, чтобы профинансировать социальные расходы и уплату долгов, но не экономический рост. Не слишком обнадеживающая перспектива, согласитесь. И, вероятно, правительству во время бюджетного процесса следовало бы учесть текущее состояние экономики и обуздать свои аппетиты при планировании расходов. К сожалению, жажда электоральной поддержки и непонимание последствий невыполнения госбюджета победили здравый смысл.