UA / RU
Поддержать ZN.ua

Во сколько обошлась Украине победа над «скрутками» НДС и состоялась ли она вообще?

Почти каждая вторая заблокированная налоговая накладная получает свой статус необоснованно

Автор: Вячеслав Черкашин

Злоупотребления с налогом на добавленную стоимость, сокращено — НДС, продолжительное время были (да и остаются) Ахиллесовой пятой национальной налоговой системы. НДС стал в конце прошлого века «любимым налогом» украинских коррупционеров, он не раз был предметом различных карательных акций чиновников и политиков. Но каждая очередная победа приводила только к перераспределению сфер влияния и росту стоимости услуг «преступников от НДС» для бизнеса. Само явление так и не исчезало (все очень быстро возвращалось на круги своя), поскольку его существование возможно и происходит исключительно по «договоренности» с сотрудниками контролирующих органов. Так, согласно заключению временной следственной комиссии Верховной Рады Украины, потери бюджета от «скруток» НДС в начале 2020-го составляли до 30 млрд грн в год.

Но сегодня, как и в мае 2021-го, когда власть объявила первую войну со «скрутками», украинское общество слышит о значительных успехах на этом направлении наподобие «в Украине больше не работают «скрутки» НДС». Попытаемся разобраться, так ли это на самом деле.

«Скрутка» НДС — сленговое словосочетание, означающее кражу налога из бюджета путем уклонения от его уплаты через формирование схемного налогового кредита.

Главным инструментом противодействия «скруткам» с 2017 года выступает система электронного администрирования, базирующаяся на обязанности бизнеса регистрировать все налоговые накладные в Едином реестре и возможности со стороны налоговиков по результатам мониторинга заблокировать такую регистрацию. Указанная система получила название СМКОР и должна была предотвратить масштабные схемы уклонения от уплаты НДС, в частности «скрутки».

СМКОР — система автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки (НН/РК) критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки их регистрации в Едином реестре.

Сравним результаты работы системы мониторинга за последние шесть лет ее существования, в частности ключевые показатели СМКОР за 2017–2022 годы (см. таблицу), взяв сопоставимые пятимесячные промежутки времени — соответственно, май—сентябрь 2018–2020-х и 2022-го. Пиковыми исключениями будут особые периоды работы СМКОР, считавшиеся наиболее агрессивными к налогоплательщикам, а именно: время действия первой версии СМКОР (август—декабрь 2017 года) и так называемая первая война со «скрутками» 2021 года (декабрь 2019-го — апрель 2020-го).

Читайте также: Налог на добавленную жадность

Треть схемного НДС не блокируется

 

Анализ данных за 2017–2022 годы свидетельствует о следующем:

Почему заблокировано и что делать дальше?

Таким образом, на сегодняшний день нет оснований считать, что «скрутки» НДС хотя бы частично преодолены или это произойдет в ближайшее время. Скорее всего, результаты работы контролирующих органов в 2021–2022 годах можно охарактеризовать как небольшой, но важный шаг к постепенному возобновлению контроля государства над сбором исторически высокого по своей коррупциогенности налога.

При этом вопрос формирования схемного налогового кредита не был решен как вследствие слабой комплексной реформы налоговой службы (сохранение в наследство от ГФС агрессивной идеологии сбора налогов и высокого уровня дискреции, доминирование интересов государства над политикой построения настоящей службы сервиса для налогоплательщиков), так и из-за несовершенства якобы автоматической системы мониторинга, ее особой уязвимости к человеческому фактору.

Система по-прежнему нуждается в глубокой доработке, включающей следующее:

***

В завершение. Украина все еще нуждается в решительном изменении правил игры с самым коррумпированным налогом. В ином случае мы постоянно будем получать очередную замену одних коррумпированных чиновников другими. А со временем нам вообще в который раз придется принимать простое и логичное решение: если есть неработающее и разъеденное коррупцией ведомство, то единственный способ исправить ситуацию — это ликвидировать его и создать новое.

Больше статей Вячеслава Черкашина читайте по ссылке.