UA / RU
Поддержать ZN.ua

Валютно-временной зазор

Введя ограничения на валютном рынке, Нацбанк сохранил политикам несколько недель, чтобы урегулировать политический кризис и наконец определиться, у кого и на каких условиях брать кредиты

Автор: Александр Дубинский

Стремительное развитие событий на валютном рынке и корректировки курса кардинально изменили ситуацию в финансовой системе. Девальвировавший почти на 9% официальный курс заставит банкиров считать убытки уже в конце февраля, а коммерческие предприятия - резервировать оборотные средства для приобретения валюты. Бизнес уже обвинил Нацбанк в "радикализме" и остановке расчетов между бизнесом. Однако в Нацбанке принятые меры называют временными и обещают снять ограничения на валютные и расчетные операции после формирования правительства. Рассчитывая, видимо, на возобновление кредитования со стороны России и успокоение валютного рынка.

Ключевыми событиями уходящей недели стали девальвация официального курса гривни почти на 9% и принятие Нацбанком "антиспекулятивных" постановлений №48 и №49, которыми были введены ограничения на ряд валютных операций. В частности, для бизнеса введены требования резервировать средства на покупку иностранной валюты на отдельном аналитическом счете на пять дней (с покупкой валюты на шестой) и проводить расчеты с контрагентами только в рамках остатка на счету на начало операционного дня. Есть и другие ограничения, однако они сегментарные и касаются схем по выводу капитала. Которые, в отличие от 2008-2009 гг., Нацбанк в этот раз действительно серьезно сократил (хотя и с очевидным опозданием).

Бизнесмены уже назвали такие меры дискриминационными. Предприниматели утверждают, что под угрозой срыва оказалось своевременное выполнение контрактов не только в Украине, но и с партнерами в других странах, в том числе из-за новаций с покупкой валюты и блокированием ресурсов компаний на спецсчетах банков. Кроме того, компании не могут разобраться, можно ли им теперь пользоваться овердрафтным кредитованием - постановление не регулирует режимы расчетов за счет овердрафтов, поскольку его сложно классифицировать как доступный остаток на счете.

В Нацбанке обещают отменить ограничения, как только нормализуется политическая и вслед за ней экономическая ситуация. "Мы рассматриваем постановление, которое приняли, как временную меру до момента, когда будет сформировано правительство и наступит какая-то ясность. Она наступит в краткосрочный период", - заверяет директор генерального департамента НБУ по денежно-кредитной политике Елена Щербакова.

Относительно ясности банкиры считают, что многие нормы постановления еще требуют разъяснений и корректировок. "Чрезвычайно важно сейчас принять те решения, в том числе по детализации и разъяснению принятых постановлений, которые бы дали возможность всем участникам рынка: экспортерам, торговцам, производителям осуществлять все свои операции, - говорит глава совета НАБУ Роман Шпек. - При этом нужно отсечь тех недобросовестных участников рынка, которые по разным причинам хотят вывести средства из Украины, а другим дать возможность работать. Без этого все мероприятия могут привести к обострению ситуации и необходимости в новых ограничениях".

Впрочем, если период нестабильности не будет коротким, на ограничениях регулятора могут неплохо заработать банки и сам НБУ, от которого правительство требует перечислять в бюджет все больше средств. "По новым правилам, гривня будет лежать в банках шесть дней до дня конвертации, соответственно, никто не знает, по какому курсу пройдет конвертация в валюту. НБУ сможет контролировать спрос, влиять на него (через претензии к контрактам), изменять заранее курс (в пиковые дни его завышать)", - уверен управляющий партнер инвестиционной компании Capital-Times Эрик Найман.

Одно из экономических последствий такого механизма - рост цен на импортные товары вследствие желания импортеров переложить курсовые риски на потребителей, а также монополизация межбанковского кредитного рынка крупными банками, у которых увеличится ликвидность. Которая также может быть использована для манипуляций на валютном межбанке для накопления валюты и последующей перепродажи субъектам внешнеэкономической деятельности.

Впрочем, переход к плавающему курсу при наличии ограничительных мер на валютном межбанке принесет выгоду только нескольким игрокам. Большинству же банков придется понести убытки, связанные с переоценкой валютной позиции, доформированием резервов и ростом проблемной задолженности. "Мы видим прямую зависимость между девальвацией гривни и уровнем проблемной задолженности в банковских портфелях: девальвация на 5% приведет к увеличению негативно классифицированных кредитов в валюте на те же 5% по отношению к существующему объему портфеля проблемных валютных кредитов", - говорит член наблюдательного совета Platinum Bank Юрий Блащук. Таким образом, если опираться на оценку уровня проблемной задолженности в валютных кредитных портфелях украинских банков (275 млрд в гривневом эквиваленте по состоянию на 1 октября 2013 г., т.е. до девальвации) на уровне 30%, то 10-процентная девальвация гривни приведет к проблемам с кредитами объемом 1 млрд долл.

При этом какой-либо дополнительной прибыли от девальвации украинские банки (в отличие от российских, где валютные активы больше пассивов) не получат, так как валютные обязательства клиентов практически равны портфелю валютных кредитов.

А вот убытки будут, как гипотетические, так и реальные. Девальвация официального курса приведет к перерасчету и снижению размеров капитала украинских "дочек" в балансах иностранных холдинговых банков. Кроме того, банкам придется доформировать резервы под валютные кредиты - исходя из вышеприведенных расчетов уровня проблемных долгов валютного портфеля - еще на сумму около 1 млрд долл. (10% от объемов негативно классифицированных кредитов в валюте).

По методике Fitch, девальвация в 30% приводит к сокращению капитализации банковской системы на
2 процентных пункта за счет роста стоимости валютных активов и переоценки. Таким образом, 10-процентная девальвация может приводить к уменьшению капитала украинской банковской системы на 0,7%, или на 12,5 млрд грн.

Девальвация, какой бы ожидаемой и прогнозируемой она ни была, изменит цены потребительских товаров. По оценкам президента Международной торговой палаты Владимира Щелкунова, если до изменения курса бизнес закладывал в свои планы курс 8,1–8,5 грн/долл., то теперь заложит 9 грн. Это отразится как на ценах, так и на динамике потребительского спроса.

"Последние два или три года внутреннее потребление было одним из самых важных факторов экономического роста Украины, и именно по нему ослабление гривни ударит сильнее всего. Механизм таков: девальвация скажется на ценах, начнется инфляция. Из-за усиления инфляции рост реальных доходов будет меньше, чем в прошлом году. Более того, вероятно, они начнут даже падать", - считает руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Concorde Capital Александр Паращий.

Вероятнее всего, в связи с падением доходов населения и снижением потребительского спроса банки решат сократить кредитование и юридических, и физических лиц, что, в свою очередь, будет негативно сказываться на показателях потребления внутри страны и динамике инвестиций. Соответственно, помимо девальвационных стимулов, экономика получит и обратное - давление на производство и валовой внутренний продукт.

Переход к режиму плавающего курса, безусловно, позитивен для финансовой системы в долгосрочной перспективе. В первую очередь, благодаря снятию практически перманентных девальвационных ожиданий у населения и бизнеса, которые понемногу начнут привыкать к волатильности курса. Это приведет к снижению депозитных ставок, в размер которых сейчас включены риски девальвации, а также снизит спрос на валютные вклады, что приведет к их удешевлению и последующей дедолларизации банковских пассивов.

Однако нужно осознавать и то, что этот переход Украина пока не осуществила. Изменение Нацбанком официального курса - скорее, вынужденная реакция на сокращение резервов и невозможность глобально влиять на ситуацию. Сокращение валютных резервов на фоне быстрого роста гривневой денежной массы является главной причиной ослабления курса национальной валюты. Сейчас Нацбанк ударил по обеим составляющим этого уравнения - замедлил оборачиваемость гривни, что эквивалентно сокращению денежной массы, а также ограничил и осложнил покупку инвалюты.

На какое-то время это позволит стабилизировать курс и снимет панические настроения. Однако стратегически Украине для возврата к более свободному валютному рынку нужно вернуться к положительному сальдо платежного баланса, и не только за счет краткосрочных кредитов. "В противном случае мягкое (или резкое) снижение курса гривни станет неизбежным", - считает Эрик Найман.

Какие сроки есть у властей? Эксперты считают, что счет идет на недели. "Мы должны понимать, что эффективность мер НБУ - краткосрочная, может быть, неделя, а может быть, две. За этот период Украине нужно договориться о стабильном кредитовании извне", - считает начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб.

По его мнению, базовые решения об источниках и размерах внешней помощи должны быть приняты в течение ближайших четырех-восьми недель. В этот период Национальный банк может с помощью резервов помогать рынку и балансировать курс. А у властей есть время договориться с оппозицией о формировании правительства и принять окончательное стратегическое решение, куда все-таки движется Украина.

И хочется надеяться, что это движение не предопределено в сторону России. Слишком уж короткой и непредсказуемой оказалась "рука помощи" Кремля.