Пока Украина вместе с миром ищет пути, как избежать глобального продовольственного кризиса и голода, с полок отечественных магазинов исчезла соль. Каменная. В сероватых упаковках из хозяйственной бумаги. Да, именно та, обычная, чтобы огурцы солить.
Первое, что приходит в голову, — война. Добавим сюда ажиотажный спрос на вечные «спички, соль, сахар», разбитую инфраструктуру железной дороги. Имеем результат — дефицит. Соль, которая гордо и одиноко стояла на полках на протяжении первого месяца войны и весны во многих супермаркетах вместо круп, молока или воды, сейчас просто растворилась в воздухе.
«Ты соль видел?». «А где соль?». Такое слышишь то здесь, то там, когда в который раз идешь между рядов с продуктами питания.
Государственное предприятие «Артемсіль» не работает. Исполняющий обязанности директора предприятия Виктор Юрин говорит, что производственный процесс на предприятии невозможен, а отгрузка продукции приостановлена еще в апреле, потому что узловую станцию «Соль» тоже постоянно бомбят. (Соледар, Бахмут находятся под постоянными обстрелами.)
Логистика автотранспортом осложнена, потому что добытую соль обычно сразу грузят в вагоны.
Предусмотрительные потребители
Все, что можно было вывезти, ГП «Артемсіль» отправило торговым сетям. В первые дни полномасштабного вторжения потребители выгребали соль упаковками по 40–50 пачек (каждая по 1,5 кг). Настоящие хозяева — рядовые граждане — вместе с солью освобождали розничные сети от запасов лаврового листа, черного перца (горошком), уксуса.
Будем считать, что это был первый этап операции «консервация». Этим летом украинцы массово будут делать заготовки на зиму. Спрос на каменную соль на фоне остановки крупнейшего в Восточной Европе производителя в ближайшие недели будет лишь усиливаться.
Запад в помощь
Таким образом, повышение цен можно даже не вносить в повестку дня. Это очевидно. Руководство госпредприятия говорит, что если бы была возможность продавать соль сейчас, то цены отличались бы от привычных 9–10 грн/пачка (1,5 кг).
Кстати, кое-где в магазинах начала появляться продукция из Польши. Диапазон цен такой: обычная — 14 грн/кг, морская — 20 грн/кг. Есть уже продукция из Турции, Румынии. Есть в розничной сети и гималайская соль, правда, цены кусаются: 25 грн за 250 граммов.
При общемировом производстве на уровне 270 млн тонн в год Украина без соли точно не останется. Выбор широкий — Германия, Франция, Великобритания, Польша, Испания, Италия, Нидерланды, Румыния. Единственный момент — структура производства по странам существенно отличается.
В частности, в Германии более 50% общего объема производства соли — каменная, в Польше лишь 19% производства — каменная. В Италии на соль из растворов и каменную соль приходится более 83% производства. В Португалии и Испании больше 60% произведенной соли — каменная. В Великобритании на долю каменной соли приходится 27% общего производства.
Таможня подтверждает тренд на рост импорта. За четыре месяца текущего года импорт соли (группа 2501) в Украину возрос до 57 тыс. тонн против 40,4 тыс. тонн в январе–апреле 2021 года.
Вместе с тем статистика фиксирует сокращение экспорта, поэтому остановка предприятия в Соледаре, которое в прошлом году добыло, переработало и отгрузило потребителям 1,9 млн тонн соли, затронет весь мир. На внутреннем рынке крупнейший украинский производитель обычно оставлял меньше половины произведенной продукции.
Те самые грабли
Вернемся на внутренний рынок. Это какое-то дежавю. В 2015 году, когда прошел слух, что «Артемсіль» разбомбили, напуганные граждане смели все запасы соли с прилавков. Ситуация повторяется? Хотя несколько раз лично премьер и чиновники из Минагрополитики подчеркивали, что на внутреннем продовольственном рынке все спокойно. Власть создала резервы базовых продуктов питания на несколько лет вперед. Могу только переспросить: а где соль?
Понимаю, что сейчас всем невероятно сложно, жить в оливковых цветах невыносимо.
Предлагаю: давайте параллельно с путями для вывоза украинского зерна контролировать баланс продовольственных рынков и учитывать потребности рядовых граждан.
А обычные ряды каменной на полках магазинов будут более красноречивыми, чем все заявления.
Все статьи Ларисы Гук читайте по ссылке