UA / RU
Поддержать ZN.ua

Урожай-2023: еще хуже, чем плохо

Возможно, низкий урожай научит нас ценить свой труд и не отдавать за бесценок то, что дается потом и кровью

Автор: Лариса Гук

Украина собрала урожай — уже получили более 40 млн тонн. Не самый низкий за современную историю страны, но наихудший за последние семь лет. Да и цена зерна в этом году слишком высока, чтобы разбазаривать выращенное налево и направо. Особенно на фоне сокращения посевных площадей озимой пшеницы и осознания того, что урожай 2023-го будет непонятно каким.

Читайте также: Из-за войны в Харьковской области собрали вдвое меньше зерновых и зернобобовых культур чем в 2021 году

Еще в поле

Несмотря на то, что уже декабрь, еще собираем. Кукурузу. Все хорошо понимают, что рекордные прошлогодние 42 млн тонн нам только снились. Намолотили 15,5 млн тонн с площади 2,5 млн га. 40% площадей кукурузы ожидают в полях, а мотивации собирать ее нет.

Кукуруза — экспортная культура, активность ее сбора напрямую зависит не только от погоды, работы «зернового коридора» (инициатива ООН, Турции, Украины, позволившая разблокировать экспорт зерна из трех украинских портов), но и от цены.

Почему, спросите вы, аграрии не спешат добавлять миллионы тонн к общему валу за счет царицы полей? Ответ банален — нет заработка у фермера от реализации зерна.

Вспоминается, как лет десять назад в полях Украины зимовали несколько сотен тысяч гектаров, потому что цены не было, а сушить получалось слишком дорого.

В условиях 2022-го, если балансировать между мнениями и настроениями фермеров, то есть все шансы, что около миллиона гектаров, или в перерасчете на тонны — 6 млн тонн кукурузы, будут зимовать в поле в ожидании лучшей судьбы.

Читайте также: Оккупанты собрали и вывезли из Украины урожай пшеницы стоимостью $1 млрд – Bloomberg

Дело №2022

Всего на конец ноября у нас есть немногим более 40 млн тонн зерна. Общий урожай, по оценкам Минагро, сократится до 51 млн тонн против рекордных 86 млн тонн в 2021 году.

Например, собрали уже сакральную гречиху. Более того, в отдельных магазинах цену на крупу показательно немного снизили (скорее всего, ненадолго). В целом на круг гречка дорогая и продолжает лежать на полках. По данным Минагро, есть 156 тыс. тонн. Еще один камень преткновения — рожь. Под урожай-2022 площади озимой ржи, а именно озимая является основой урожая этой культуры, сократили на треть — до 108,5 тыс. га. Но на фоне падения покупательной способности населения и постоянного роста цен на хлеб проблема вроде бы есть, но в условиях войны наличие или отсутствие ржаного хлеба люди точно переживут.

Читайте также: Польский политик предлагает ограничить экспорт продуктов питания из Украины: что стало причиной предложения

Стратегическая пшеница

Основной культуры для производства хлеба собрали 19,4 млн тонн, то есть минус 13 млн тонн пшеницы против прошлого сезона. Часть площадей под ракетами и «градами». По оценкам участников аграрного сообщества, в этом сезоне на карте зарисованы кровавым все сельскохозяйственные угодья Донецкой области, по 70% угодий Луганщины и Херсонщины, а также по 60% сельхозугодий Николаевской и Запорожской областей. Часть территорий заминирована, поэтому земля так и не дождалась комбайнов. Еще часть полей не убрали, потому что мужчины на фронте.

Getty Images

Пшеницы при любых условиях достаточно. В целом, чтобы контролировать ситуацию и быть спокойными во всех смыслах, Украине требуется на сезон миллионов 7–8 тонн пшеницы. Внутренний рынок сократился, ведь часть людей война заставила уехать из страны. Мудрые украинцы, которые держатся вместе дома, запаслись мешком-другим муки (на всякий случай) еще в первые недели марта.

О качестве основной культуры говорить не будем. Несвоевременно. Да и хранить пшеничку отдельные категории хозяйств будут в рукавах. История рукавов не нова, но не очень известна, ведь раньше многие фермеры собирали и сразу же продавали зерно. В этом году продавать не спешили, ведь цены сначала вообще были (как эмоционально в разговорах делились производители) ниже плинтуса. Кто не в курсе, то цены на пшеницу в июле 2022-го составляли менее 5 тыс. грн за тонну против 9 тыс. в январе. Все заработки забирала логистика на фоне войны, блокады портов и наполненных зерном элеваторов.

Вопрос цены хлеба в широком смысле — болезненный и до конца не решенный, но об этом в другой раз.

Неоднозначно и с урожаем ячменя. У нас есть 5,6 млн тонн против 9,4 млн тонн в 2021 году. То есть на экспорте ячменя мы не заработаем. Сейчас на внешние рынки отправили 1,3 млн тонн против почти 8 млн на конец ноября 2021-го.

Читайте также: Прогноз урожая зерновых и масличных значительно улучшился

Чем торгуем

Торговля ячменем не в приоритете. Сейчас две культуры определяют экспортно-валютный потенциал страны — пшеница и кукуруза.

Продали на внешние рынки за несколько месяцев сезона 2022/2023 немногим более 17 млн тонн зерна. В частности, кукурузы — 9 млн тонн, пшеницы — 6,6 млн. По оценкам USDA, Украина может экспортировать 11 млн тонн пшеницы в текущем сезоне. Минэкономики настроено более оптимистично и верит в 13 млн тонн.

В ноябре «зерновой коридор» продлили еще на 120 дней. Минагро уверенно заявляет о том, что объемы экспорта вышли на довоенный уровень (до начала полномасштабного вторжения в феврале) и составляют около 7 млн тонн в месяц. И что теперь следует сосредоточиться на пролонгации «зерновой инициативы» на год минимум. Но будет ли чем торговать?

Читайте также: В Минэкономики посчитали, как война изменила структуру украинского экспорта

Зерновые перспективы

Тут возникает больше всего вопросов. Украина, где идет война, собрала в 2022 году урожай благодаря тому, что осенью 2021-го смогли более или менее посеять и заложить основы производства хлеба. Озимых — пшеницы как основы урожая 2023-го — посеяли 3,8 млн га, или минус 3 млн га. Озимого ячменя посеяли 613 тыс. га (под урожай-2022 — 969 тыс.), ржи — 79,2 тыс. га (под урожай-2022 — 108,5 тыс.).

Неизвестно, как перезимуют озимые и что будет весной.

Не хотелось бы вспоминать, но в истории современной Украины есть глава, когда из зимы не вышло более 60% озимой пшеницы (таких масштабов повреждения площадей посевов озимых зерновых не наблюдалось на протяжении последних 50 лет). Пересеять не удалось. Урожай пшеницы в 2003 году упал до 3,6 млн тонн. Именно в 2003-м, после успешного сезона экспорта, пришлось в срочном порядке импортировать пшеницу. Через 20 лет история может повториться?

Сейчас неизвестно, будут ли сеять аграрии яровую пшеницу, с которой, в отличие, например, от канадских фермеров, практически никогда не работали. Не понятна до конца история с кукурузой.

Желание сеять будет непосредственно зависеть от стоимости ресурсов на посевную и цен на основные зерновые.

Пока мотивации нет. На зерне зарабатывают все, кроме украинского фермера: трейдер, владелец судна, который возит зерно по зерновому коридору, страховые компании, железная дорога.

Без вариантов, аграрии выйдут в поле следующей весной, потому что с деда-прадеда в сердце каждого заложена любовь к труду. Да и нельзя, чтобы земля гуляла.

А вот вопрос рационального использования выращенного… Разбазарить или продать за бесценок проще всего. В условиях войны и неизвестного завтра надо продумывать каждое соглашение по продаже пшеницы/кукурузы/ржи. Желание экспортировать и кормить мир должно открывать возможности развития отечественного фермера, обеспечивать реальные заработки производителю, чтобы он каждое утро просыпался, потому что поле зовет.

Мы умеем выращивать, можем кормить мир.

Нам бы еще научиться ценить собственную землю, свой труд и не отдавать за бесценок то, что дается потом и кровью.

Нам бы научиться распоряжаться тем, что вырастили как настоящие хозяева, чтобы не говорить, как в том анекдоте: «Хватит, отец, торговать, потому что нечем сдачу давать».

Больше статей Ларисы Гук читайте по ссылке.