В отношениях Украины и Международного валютного фонда наметились первые сложности с того момента, как официальный Киев получил первый транш по программе stand-by в начале мая.
Памятуя о том, что украинские программы 2008 и 2010 годов обрывались после получения пары траншей, на сей раз МВФ решил не выдавать первый и второй транш тандемом, а направлять оценочные (технические) и консультационные миссии перед каждым новым выделением порции кредита. Ближайшая оценочная миссия будет работать в Киеве в конце июня - начале июля и именно по сути ее оценочного доклада совет директоров МВФ и примет решение о выделении второго транша.
Пока же в первой половине июня Украину посетила консультационная миссия фонда, которая пристально изучала не только критерии выполнения программы, но и общий ход экономических реформ в стране. Любопытно, что 11 июня на сайте МВФ был размещен специальный отчет по итогам консультаций с Украиной в 2013 году, когда правительство Азарова вело безрезультатные переговоры о продлении прежней программы. "Короткие программы кредитования экономики Украины являются наиболее приемлемыми, - резюмируется в отчете. - Длительные программы могут быть использованы в случае постановки целей на среднесрочную перспективу, что может оказаться слишком амбициозным для стран с таким послужным списком, как у Украины". Иными словами, фонд считает наиболее приемлемыми в отношении нашей страны краткосрочные программы кредитования с определением четких целей и экономических ориентиров. Такие программы позволяют концентрироваться на наиболее важных целях и предоставлять необходимый объем средств в сжатые сроки.
Насколько известно ZN, камнями преткновения в отношениях Украины и МВФ уже стали несколько вопросов. В первую очередь, это вялый процесс перехода к инфляционному таргетированию. Во-вторых, сохраняющиеся и даже ужесточающиеся ограничения на снятие денег в банках. В-третьих, продолжающийся процесс массового банкротства банков. В-четвертых, попытки решить проблемы заемщиков за счет коммерческих банков.
Должен - прощаю
Последнее грозит переродиться в большой скандал, который угрожает всей программе международного финансирования Украины (уже приняты решения о выделении ссуд на сумму свыше 21 млрд долл.). Как известно, одним из последних законов, подписанных Александром Турчиновым как и.о. президента, стал мораторий на изъятие имущества граждан Украины, являющегося обеспечением кредитов в иностранной валюте. Законопроект, принятый 3 июня с подачи одного из ключевых законотворцев "Батьківщины" Сергея Терехина, предусматривает запрет банку на отчуждение квартиры площадью до 140 кв. метров и жилого дома площадью до 250 кв. метров без согласия собственника такой недвижимости. Более того, любое другое имущество заемщика не может быть изъято в счет погашения такой задолженности.
Иными словами, те, кто брал валютный кредит под залог своей единственной квартиры или дома, могут спать спокойно. По крайней мере, до тех пор, пока не выполнен пункт 3 Закона "О моратории на взимание имущества граждан Украины, предоставленного как обеспечение кредитов в иностранной валюте".
Он предусматривает появление особого законодательного акта, который урегулирует "вопросы особенностей погашения основной суммы задолженности, выраженной в иностранной валюте", "порядок погашения (учета) курсовой разницы", а также "порядок списания пени и штрафов, начисляемых на основную сумму задолженности".
По сути, дан зеленый свет текущему необслуживанию валютных кредитов. И в этой ситуации регулятор не оказался на стороне кредиторов. Более того, руководитель Национального банка Степан Кубив во время ряда встреч с протестующими заемщиками предлагал конвертировать валютные депозиты по прежнему курсу 7,99 гривен за доллар. Теперь банкиры, в свою очередь, заговорили о необходимости зеркальной принудительной конвертации валютных депозитов. В случае реализации этого сценария масштабных митингов разгневанных вкладчиков под стенами управлений НБУ не избежать.
Не исключено, что народные депутаты Терехин и Рудьковский преследовали шкурные интересы. Налогом на недвижимость в Украине не облагаются квартиры общей площадью до 120 "квадратов", а в антиипотечном законе указана предельная площадь в 140 квадратных метров (по жилому дому - те же 250 квадратных метров). Никакой другой версии, кроме той, что попросту у кого-то из знакомых или партнеров по бизнесу народных депутатов подсобрались залоговые квартиры площадью 120–140 "квадратов", встречать не приходилось. Кстати, мораторий не распространяется напрямую на государственных служащих, народных депутатов, судей, военнослужащих (кроме срочников и мобилизованных), аудиторов, нотариусов, оценщиков, арбитражных управляющих, сотрудников международных организаций, а также на имущество, расположенное в Крыму.
Национальный банк уже официально сообщил цену вопроса. Сумма долга по договорам об ипотечных кредитах в иностранной валюте составляет 46,4 млрд гривен (около 52% всех валютных кредитов физлиц). Всего таких договоров 87,1 тыс. В том числе зарегистрировано 64,2 тыс. договоров по ипотечным жилищным кредитам в иностранной валюте на общую сумму 26,4 млрд гривен. По данным регулятора, средняя стоимость одного кредита составляет 45,5 тыс. и 35 тыс. долларов соответственно. В целом долг по валютным кредитам физлиц сокращался на 100 млн долларов ежемесячно. Теперь, очевидно, этот процесс остановится, разве что отдельные банки и заемщики будут достигать каких-то компромиссов в погашении кредитов.
Фонд крайне недоволен принятым законом не только в силу его нерыночной сути. Весомая часть условий МВФ по программе stand-by (см. Что потребовал МВФ?) касается именно вопросов жизнедеятельности банковского сектора.
Сейчас в 35 крупных банках проходит стресс-тестирование, по результатам которого регулятор укажет собственникам таких финучреждений, насколько им нужно нарастить собственный капитал. Кроме того, еще в срок до 15 мая правительство должно было определиться с тем, в каких банках государство будет проводить принудительную рекапитализацию. Процесс затягивается - в этом году временные администрации введены в банки "Даниэль", Реал Банк, Брокбизнесбанк, "Меркурий", "Форум", Интербанк, Промэкономбанк, Южкомбанк, Западинкомбанк, АвтоКрАЗБанк (АКБ Банк). Лишь по считанным банкам из этого списка принято решение о ликвидации. Однако фактически переговоры о спасении ведутся лишь по 25-му по размеру активов банку "Форум". Самый крупный банк из числа проблемных - принадлежавший структурам "семьи Януковича" Брокбизнесбанк - несмотря на усердные попытки НБУ найти инвесторов, никто спасать в итоге не захотел.
Список проблемных банков значительно шире. Достаточно сказать, что по итогам января-апреля активно привлекали рефинансирование ПриватБанк, "Дельта", VAB, "Финансовая инициатива", "Надра", "Киевская Русь", Златобанк, Ощадбанк. Удельный вес каждого в совокупном рефинансировании банковской системы значительно выше, нежели по активам или депозитам. Скажем, принадлежащий нынешнему губернатору Днепропетровщины сотоварищи ПриватБанк получает 35% всего рефинансирования по системе, тогда как доля банка в активах составляет 15% и 24% по депозитам физлиц.
В целом рефинансирование стало доступно большинству банков, однако говорить о том, что этот механизм полностью прозрачен и ко всем финучреждениям применяются одинаковые критерии, нельзя. Так, например, на валютном рынке излюбленным механизмом администрации бывшего коменданта Майдана стало отлучение банков от системы "ВалКли" (доступа на межбанковский рынок). Как говорят дилеры коммерческих банков, "получить бан" можно за что угодно: отдельные сделки на межбанке, завышенные котировки на рынке наличных продаж, наконец, за злобный комментарий в адрес политики регулятора.
Всё это мы уже проходили при прежних председателях Нацбанка. В общем, неудивительно, что СМИ тиражируют информацию о первой финансовой инициативе президента Порошенко - на посту председателя НБУ Степана Кубива должна сменить опытный инвестбанкир Валерия Гонтарева. Хотя возможны и другие кандидатуры.
Долгая дорога за депозитом
Постепенное снятие ограничений на валютном рынке - еще один предмет разногласий украинского правительства и МВФ. Как известно, Национальный банк принял решение продлить на все лето меры, предусматривающие ограничение покупки валюты или снятие валютного депозита суммой 15 тыс. гривен (в эквиваленте). Вдобавок НБУ ввел с 1 июня ограничение на выдачу средств с текущих и депозитных счетов клиентов в размере 150 тыс. гривен. А замглавы НБУ Вера Рычаковская уже сообщила о намерениях регулятора вскоре уменьшить предельную сумму для физлиц по наличным расчетам - со 150 тыс. до 100 тыс. гривен. При этом украинское правительство дало обещание отказаться от интенсификации действующих ограничений. Поэтапная отмена таких ограничений (в т.ч. лимита на валютообменные операции и снятие депозитов в иностранной валюте) должна была начаться, согласно меморандуму с МВФ, в конце июля 2014 года.
Приводит это к тому, что население, в целом уже переборовшее желание "выносить" гривневые депозиты из банковской системы, продолжает по-прежнему изымать оттуда валютные вклады. Согласно данным НБУ, в мае банковские вклады физлиц в свободно конвертируемой валюте сократились на
1,1 млрд долларов. В целом с начала года население изъяло из банков 5,1 млрд долларов (каждый четвертый депозит). Как отмечают банкиры, сегодня многие люди желают положить валюту на депозит, благо доходность по срочным долларовым вкладам находится на уникально высоком уровне от 8% до 12,5% годовых. Однако существующие ограничения эту охоту напрочь отбивают: клиенты банков сталкиваются с тем, что положить деньги в банк можно за 15 минут, а вот закрытие депозита (даже плановое) означает регулярные ежедневные походы в банк - сначала, чтобы заказать валюту, а затем ежедневно снимать не более 1250 долл. в день (больше не выдают, ссылаясь на отсутствие долларовых купюр мелкого номинала). При этом частенько в банковских отделениях и вовсе сообщают о том, что, мол, сегодня инкассация подвезла не полный объем. И вместо 15 тыс. гривен в эквиваленте (1280-1285 долл.) можно получить 1000 долларов, а то и вовсе 200. Звонки на "горячую линию" ничего не дают. Там вежливо рекомендуют звонить в департамент банковского надзора НБУ. Одна из сотрудниц этого департамента в сердцах даже воскликнула в ответ на жалобу: "Так, боже мой, радуйтесь, что ваш банк что-то возвращает! Ведь сейчас такая ситуация в стране…"
И напоследок о вербальных интервенциях. Меморандум Украины и МВФ предполагает, что уже с мая 2015 года в нашей стране будет введен режим таргетирования инфляции на уровне 3-5% в год. Знает ли об этом население? Едва ли. Правительство и центральный банк предпочитают о новых критериях эффективной финансовой политики не говорить. А брифинги членов правления Национального банка, где рынку диктуются четкие месседжи, стали большой редкостью.
Немногие специалисты знают, что, согласно договоренностям с МВФ, в составе Нацбанка Украины должно появиться еще одно правление - Комитет монетарной политики. Последний должен заняться осуществлением операций на открытом рынке, тогда как правление НБУ будет выполнять функции текущего управления. Сейчас идет борьба за то, чтобы монетарный комитет был создан в составе Совета НБУ (его члены назначаются по политическим квотам). Борьба подковерная, скрытая от широких глаз.
Тем временем украинская или русская версия Меморандума об экономической и финансовой политике до сих пор не размещена ни на сайте президента, ни Кабинета министров, ни Национального банка, ни Министерства финансов, хотя англоязычная версия документа появилась на сайте МВФ еще 1 мая. Такая вот прозрачность.