Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие — эти пять стадий примирения с неизбежным иллюстрируют эволюцию отношения наших международных партнеров и украинских либералов к законопроекту о локализации.
Он предполагает требование местной составляющей в товарах при госзакупках продукции машиностроения — железнодорожной техники, городского транспорта, коммунальной техники, энергетического машиностроения и аэроспейса. Хочешь продать трамвай, турбину или локомотив украинскому государству? Открой производство в Украине, купи комплектующие у украинских предприятий, создай совместное предприятие. Плати тут налоги, создавай рабочие места, любым удобным образом обеспечь хотя бы частичную локализацию.
Подобная практика госзакупок действует во всех развитых странах, в том числе в ЕС и США. Вследствие такой политики доля проникновения импорта в госзакупки там составляет 5–8%. В Украине — почти 40%. Это означает, что из 600 млрд грн госзакупок мы около 250 млрд грн тратим на стимулирование занятости и экономического роста в других странах.
Даже при ограниченном перечне товаров эффект от законопроекта для украинской экономики существенный, так как это товары с высокой добавленной стоимостью и большим мультипликатором на другие отрасли. В течение пяти лет — около 4% роста ВВП, сохранение 200 тысяч существующих и создание 60 тысяч новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений на 8%.
Очевидно, что нормы этого законопроекта выгодны для Украины не только с точки зрения развития отдельных отраслей, таких как машиностроение, но и ради имплементации опыта успешных стран в построении сильных несырьевых экономик.
И если позицию иностранцев «против» понять можно, — они защищают свои экономические интересы в нашей экономике, то позиция украинских экономистов — противников локализации вызывает недоумение.
Но процесс принятия обществом законопроекта о локализации идет уже больше года. И даже в корне несогласные начинают соглашаться с тем, что локализация — это нормально.
Первая стадия — отрицание — началась одновременно в нескольких плоскостях сразу после регистрации и принятия законопроекта в первом чтении. Украинские либеральные экономисты объявили локализацию одной из красных линий, увидев в ней угрозу свободному доступу иностранных товаров в госзакупки. Антикоррупционеры бросились искать коррупцию. Либеральные политики подали около двух тысяч поправок. Представитель ЕС написал письмо главе украинского парламента со строгими предостережениями.
Тем временем Киев продолжил покупать МАЗы, Харьков — турецкие автобусы. «Укрзалізниця» объявила тендер объемом 31 млрд грн на пассажирские поезда без письменного требования локализации. Компания «Штадлер» с заводом в Беларуси борется за трамваи для Кривого Рога и Днепра, где на «Южмаше» производят свои трамваи «Татра-Юг».
Поразительное единство в борьбе за защиту интересов других стран. А за ним с грустью наблюдают сотни тысяч украинских рабочих и инженеров — сотрудников машиностроительных предприятий.
Удивительно, но к украинским экспертам почему-то не прислушался президент США Джозеф Байден. Всего через неделю после избрания он подписал приказ, ужесточающий требования законодательства Buy American. А недавно подписал большой инфраструктурный закон с финансированием на 1,2 трлн долл., который предполагает локализацию.
Да и Евросоюз не отстает. Сейчас там ведется дискуссия о том, не много ли импорта в госзакупках. И это, напомню, при 8% проникновения импорта. Для этого даже стали использовать такой термин, как «открытая стратегическая автономия», что бы этот оксюморон ни значил.
Прав был норвежский экономист Эрик Райнерт, сказав, что бедные страны должны следовать не советам богатых стран, а изучать действия, которые те предпринимали для того, чтобы стать успешными.
Гнев. Эту эмоцию, которая в пиксаровском мультике изображена колоритным красным существом, допустил посол ЕС в Украине Матти Маасикас. В интервью РБК от 23 сентября 2020 года он заявил, что «Украина должна забыть о законопроекте о локализации».
Как дипломатично сказал один из украинских топ-чиновников, эти слова принесли больше проблем, чем пользы. Ну а я скажу прямее. Подобные высказывания, вероятно, мог себе позволить 200 лет назад представитель метрополии в адрес колонии, но едва ли они допустимы для посла ЕС в XXI веке. Среди парламентариев это заявление вызвало острое отвращение.
Тем не менее, кроме заявлений, партнеры задействовали широкий арсенал средств для блокирования этой инициативы промышленного развития Украины.
Торг последовал за гневом. Представители ЕС признали, что у Украины есть право применять локализацию даже к ним — в рамках лимитов. И это, пожалуй, наиболее поучительный момент с точки зрения того, как нужно строить диалог с иностранными партнерами. И вот почему.
Осознав, что нет стеснения в методах блокирования нашей инициативы, мы обратились к тому, на что они так усиленно напирали в своих аргументах. На текст Соглашения об ассоциации, которое мы якобы нарушаем. В нем нашлись статьи 148 и 149, в которых черным по белому написано, что у Украины есть обязательства перед ЕС в рамках определенных лимитов. То есть у Украины есть право применять ограничения по госзакупкам даже к ЕС, но ниже определенных сумм.
И когда украинская сторона сообщила европейской об этих статьях, в ЕС без лишних сантиментов сказали что-то вроде: ну хорошо, у вас действительно есть такое право, мы просто ждали, пока вы сами его там найдете. Иными словами, не применяйте к нам требования сверх лимитов и будете юридически правы.
Мораль этого этапа — надо внимательно читать документы. Даже в невыгодных для Украины соглашениях, каким без сомнения является экономическая часть Соглашения об ассоциации, можно найти нужные зацепки.
Депрессия чувствуется в цикле статей об угрожающем нам кризисе в отношениях с Евросоюзом. Что не отрицает согласия с тем, что покупка городами белорусских автобусов — не так уж и хорошо, как казалось на первый взгляд.
Сейчас мы здесь.
Наступит ли у противников промышленного развития Украины после депрессии принятие, не могу судить. Но принятие законопроекта о локализации состоится.
Нам давно пора понять, что букетно-конфетный период в отношениях с ЕС закончился. Здоровый прагматизм, в котором каждая сторона защищает свои интересы, будет более понятен и европейцам, и украинцам, нежели поездки украинских чиновников в ЕС ради отчетов о проделанной работе и получения новых заданий.
И в этой совместной жизни нам важно доносить до наших партнеров, что их стратегическим интересам отвечает сильная богатая Украина, способная обеспечить и защитить себя, а заодно и ЕС на его восточных границах. А бедная проблемная Украина — это проблема для Евросоюза.
Путь к экономической независимости трудный. На нем есть много препятствий, часть из которых — внешние, часть — внутренние. Но, кроме нас самих, защищать наши экономические интересы никто не будет.
Больше статей Дмитрия Кисилевского читайте по ссылке.