Фискальные стимулы экономики, которые правительства европейских стран бросили на борьбу с кризисом, к 2014 г. себя исчерпали. Страны Центральной и Восточной Европы продолжают сталкиваться с проблемами внутреннего спроса, дефицита кредитных ресурсов и роста теневой экономики. Это заставляет наших соседей все больше думать над развитием своего экспортного потенциала и снижать давление на фонд оплаты труда для стимулирования потребления.
На этом фоне экспортная ориентированность украинской экономики могла бы из атавизма превратиться в преимущество, а сама страна - стать еще более интересной для Евросоюза как рынок сбыта.
Однако воспользоваться этим преимуществом Украине пока не суждено - отказ от подписания зоны свободной торговли с ЕС ведет к сокращению интереса европейских банков к нашему рынку и отсутствию вливания кредитных ресурсов извне. Внутренний потенциал для агрессивного возобновления кредитования также ограничен. Поэтому правительству следует приложить максимальные усилия для решения структурных проблем финансовой системы, без перезапуска которой экономику не восстановить.
ZN.UA провело опрос-анкетирование авторитетных финансово-экономических экспертов, чтобы определить точки приложения государственных усилий для возобновления кредитования. И хотя проблемы эти давно известны, очередная их систематизация рынку не повредит и, надеемся, в очередной раз позволит обратить внимание на болевые синдромы финансовой системы. Ведь без их преодоления перезапуск экономики невозможен.
Европейский вектор
Очередное заседание Венской инициативы (ВИ), традиционно прошедшее в начале года, в очередной раз назвало сокращение доли заемных средств и отток капитала европейских банковских групп ключевыми проблемами Восточной Европы 2014 г. (как, впрочем, и всех лет с момента запуска этой инициативы).
Участники Венской инициативы заявили об ухудшении настроений на рынке по отношению к развивающимся странам, что может еще больше усилить отток банковского европейского капитала. Решением этой проблемы в Вене видят создание единой системы надзора за банками, подчиненной ЕЦБ, что позволит сократить отток капитала из стран ЦВЕ. Руководящий комитет ВИ отметил новый виток сокращения доли заемных средств в регионе, что произошло из-за дальнейшего сокращения внешнего финансирования от западных банков в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе (CESEE), за исключением России и Турции.
Сокращение евробанковского капитала в Украине глава бизнесагруппы UniСredit в Центральной и Восточной Европе Джанни Франко Папа объясняет в том числе изменившейся политикой правительства относительно ассоциации с Евросоюзом: "Отказ Украины от подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС повлиял на позиции наших клиентов. Мы как банк поддерживаем их инвестиции, если они идут в регион". То есть, если европейский бизнес не собирается активно инвестировать в конкретную страну, то сокращают свои вложения туда и европейские банки.
Эту картину хорошо иллюстрируют данные так называемого deleveraging monitor (мониторинга сокращения доли заемных средств) Венской инициативы, согласно которому в 2003–2008 гг. финансирование Украины от европейских банков приросло более чем на 13% ВВП. А после 2009 г. и по сегодняшний день - сократилось примерно на то же соотношение (с учетом роста ВВП за этот период). Что, впрочем, является достаточно средним показателем для региона, где лидерами изменчивости являются страны Балтии (+30–50%/-22–40%), Венгрия (+26%/-28%) и Болгария (+37%/-17%).
При этом в Европе сегодня сталкиваются с теми же проблемами, что и Украина - главный экономист ЕБРР Эрик Берглоф говорит об исчерпании фискальных стимулов для поддержания экономики. По его словам, во многих странах ЦВЕ перераспределение ВВП через бюджет уже превышает 35% и не дает значимого эффекта для экономического роста, что говорит о низкой эффективности дальнейшего повышения фискальной нагрузки на экономику.
При этом многие страны Евросоюза, такие, как Сербия и Румыния, придерживаются мнения о необходимости повышения корпоративных налогов. Тогда как заместитель директора европейского департамента МВФ Аасим Хуссейн говорит о необходимости снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда для высвобождения ресурсов для стимулирования внутреннего потребления.
В принципе, по тому же пути сегодня движется и Украина. Причем она сталкивается с теми же проблемами во взаимоотношениях с внешними кредиторами, в частности с МВФ, что и "молодые" страны Евросоюза: с требованием сокращать дефицит бюджета для балансирования государственных финансов.
В этом году на ежегодной конференции о будущем европейской финансовой системы Euromoney между заместителем директора европейского департамента МВФ Аасимом Хуссейном и министром бюджета Румынии Ливиу Войнеа развернулась интересная дискуссия. В ответ на заявления представителя МВФ о необходимости сокращать дефицит бюджета румынский чиновник сказал: "Сокращение - это не метод стимулирования экономики". По его словам, сокращать дефицит бюджета можно, предложив другие механизмы стимулирования экономики, которые должны проявиться через ее структурные реформы. Только после их проведения можно ограничивать бюджетные механизмы стимулирования экономической активности.
Все в точности касалось и Украины. Правда, если на Euromoney-2014 в реформы в Румынии верили, то об Украине почти никто не вспоминал.
Украинские реалии
Между тем, с точки зрения сравнительных показателей стран региона ЦВЕ, украинская финансовая система не выглядит слишком плачевно. При прогнозируемом группой Unicredit сокращении ВВП на 1,4% по итогам 2013 г. и нулевых оценках перспектив роста на 2014-й показатели прироста кредитования в Украине остаются одними из самых высоких в регионе - 7,8% (впереди только Турция и Россия). При этом рост кредитного портфеля обеспечен спросом со стороны корпоративного сектора, в то время как рост пассивной базы - за счет депозитов населения.
По словам Кармелины Карлуццо, заместителя главы департамента аналитики по ЦВЕ группы UniСredit, в Украине наблюдается восстановительный рост кредитования, который может дать толчок росту ВВП в случае снижения доли проблемных активов (один из самых высоких показателей в регионе - 30% в 2013-м с прогнозом снижения до 27% в 2014-м) и понижения кредитных ставок. Высокий уровень "проблемки", кстати, является причиной низкой прибыльности активов. В Украине этот показатель один из самых низких в регионе и составляет 0,3%.
По оценкам председателя правленияУМВБ Анатолия Гулея, к проблемной категории сегодня можно отнести 40–45% банковского кредитного портфеля. "Это очень тяжелое бремя. И чтобы его можно было перетянуть через 2–5 лет, нужно, чтобы была здоровой экономика. А так единственный путь получать доходы для банковской системы - потребительские кредиты и операционные доходы", - отмечает финансист.
ZN.UA предложило группе финансово-экономических экспертов (в их число вошли директор Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерий Геец, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований Ярослав Жалило, старший советник "Альфа-банка" Роман Шпек, ректор Международного института бизнеса Александр Савченко, экс-исполнительный директор НБУ Игорь Шумило, председатель правления УМВБ Анатолий Гулей, бывший главный редактор журнала "Эксперт-Украина" Андрей Блинов, начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб) определить перечень ключевых проблем, которые стоят сегодня перед финансовым сектором (помимо низкого качества активов и незащищенности прав кредиторов).
В итоге мы получили следующий перечень основных вызовов:
1. Снижение поступлений в бюджет вследствие рецессии в экономике и невозможность использовать ограниченный бюджетный ресурс для стимулирования экономики.
2. Сокращение кредитования и риск девальвации гривни вследствие падения объемов экспорта и наращивания импорта.
3. Высокая стоимость обслуживания государственного долга, что отвлекает бюджетные ресурсы.
4. Необходимость активизации программы развития экономики (кредитование приоритетных отраслей) с помощью коммерческих банков.
Из обозначенного экспертами перечня следует, что главной проблемой для финансового сектора сегодня является низкая прогнозируемость исполнения государственного бюджета - его высокий дефицит вкупе с завышенными показателями по сбору доходов будет означать активную игру Минфина на рынке внутренних заимствований. Это автоматически увеличит конкуренцию за внутренние ресурсы и будет поддерживать кредитные ставки на высоком уровне.
При этом из-за потребности активной мобилизации средств в бюджет перед выборами бизнесу придется столкнуться с высоким фискальным давлением, что также будет отвлекать оборотные средства из производства и сферы услуг, снижая потенциальный взнос бизнеса в рост ВВП и возможность обслуживать кредиты. Уже наблюдается снижение внутренних инвестиций - начиная с середины прошлого года. "В третьем квартале - 20-процентное падение внутренних инвестиций, чего ранее никогда не было", - говорит экс-исполнительный директор НБУ Игорь Шумило.
По мнению же первого заместителя директора Национального института стратегических исследований Ярослава Жалило, именно несформированность и слабость институционального поля в Украине не позволили экономике в полной мере воспользоваться в 2013 г. рядом положительных изменений в законодательстве и улучшением некоторых макроэкономических параметров (в банковском секторе активный рост депозитов не вылился в адекватное увеличение кредитования, удержание низкой инфляции также не привело к активизации экономического роста и т.д.).
"Это, собственно, то, что воспрепятствовало возобновлению роста в 2013 г. и навредило снижению зависимости от внешнего спроса украинской экономики. Есть риск того, что в 2014 г. это тоже может существенно снизить эффект для роста экономики", - предупреждает эксперт.
Начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб уверен в том, что без эффективной борьбы с коррупцией даже институциональные реформы в государстве не принесут ощутимого результата. "Например, можно провести реформу и улучшить банковский надзор. Но если из 183 банков за несколькими десятками или даже сотней стоят политические интересы, кто-то уверен, что банковский надзор будет работать?" - задает риторический вопрос аналитик.
Базовым сценарием для экономики Украины на 2014 г. Д.Сологуб считает нулевой рост ВВП. "Пессимистический сценарий - падение экономики. Нынешний год будет проходить под знаком экономической и политической неопределенности", - резюмирует он.
На необходимости активизации борьбы с коррупцией акцентирует внимание и ректор Международного института бизнеса Александр Савченко. По его оценкам, только в сфере ЖКХ из-за субсидируемых из бюджета тарифов для энергопотребителей уровень коррупционных потерь превышает 20 млрд грн ежегодно. Как минимум, в 5–10 раз больше злоупотреблений в сфере госзакупок - чем не ресурс для стимулирования экономики?
Очевидным вызовом для правительства в текущих условиях будет реальный, а не только на бумаге, запуск программы активизации экономики, деньги на реализацию которой в бюджет можно привлечь либо за счет сокращения вышеупомянутой коррупции в бюджетной сфере, либо за счет детенизации экономики, чем активно пытаются заниматься в правительстве. Кроме того, для активизации предпринимательской и инвестиционной активности не обязательно изобретать велосипед. Стимулы могут быть созданы в том числе в виде более привлекательных кредитных ставок или активизации потребления со стороны населения, чему могло бы поспособствовать, например, снижение нагрузки на фонд оплаты труда.
Еще одним способом стимулирования экономики, по мнению директора Института экономики и прогнозирования НАНУ Валерия Гееца, является инфляция и сокращение непродуктивного (направленного на увеличение соцстандартов) дефицита бюджета. "Нужна политика количественного ослабления. И надо привыкнуть к тому, что если мы не можем увеличить налоговые поступления, особенно в части 40%, как называли, теневого сектора, нужно создать инфляционный налог, который может составлять и 5, и 6, и 8%, что позволит экономике получить необходимый финансовый ресурс, - считает В.Геец. - Кроме того, нужно сокращать дефицит бюджета. По нашей оценке, если ничего не менять, финансировать плановый дефицит бюджета и гасить текущие долги, то в следующем году нужно привлечь 130 млрд грн соответствующих заимствований. Это достаточно большая цифра".
Но дело в том, что скрытый дефицит бюджета настолько высок, что правительство просто не может дожидаться поступлений от бизнеса в плановом порядке. Деньги нужны сегодня. И пока такая гонка ожиданий и обещаний будет продолжаться, разговоры о финансировании реального сектора экономики останутся только разговорами.