UA / RU
Поддержать ZN.ua

НДС-флейм: крупные планы против важных фактов

Или почему только борьбой со «скрутками» бюджет не наполнить

Автор: Константин Швабий

В экспертной среде на высшем уровне развернулась оживленная дискуссия по поводу того, достаточно ли эффективна работа по наведению порядка с администрированием НДС, что оказывает непосредственное влияние на фактические налоговые поступления государственного бюджета. Ответ однозначный: достаточно эффективна. И, по моему мнению, другого мнения быть не может, ведь свидетельством этого являются даже не тенденции роста показателей фискальной эффективности налога, о которых победно отчитывается ГНС и имеет на это право. Мы видим на протяжении последних пяти месяцев непрерывное наступление на мошеннические схемы с НДС, с использованием всех доступных средств и методов. Ведь раньше запала предшественников хватало максимум на три месяца, когда и все схемщики, и коррумпированные налоговики сидели тихо в ожидании того, что же там будет делать новое руководство на улице Львовской в Киеве. Этого времени хватало, чтобы понять, что руководство или в теме, или дилетанты, и поэтому с новыми силами быстро возвращались к старым делам, поскольку ни в первом, ни во втором случае никому ничего не угрожало. Сложившаяся в этом году ситуация в указанном контексте качественно отличается от всего того, что было раньше. О чем наглядно свидетельствует разоблачение ГНС вместе с СБУ несколько дней назад конвертационного центра с оборотом свыше 15 млрд грн за неполные два года.

Очередных два не менее важных вопроса, логически следующих из первого, состоят в следующем. А следует ли считать дело сделанным, и на какую сумму налоговых поступлений от уплаты НДС можем рассчитывать в этом и последующем годах?

Как отмечалось раньше, у фискальной эффективности НДС есть потенциал для дальнейшего роста. Чтобы доказать это утверждение не понадобятся какие-то особо утонченные расчеты, ведь очевидно, что мы все еще теряем значительные суммы от уплаты этого налога. База налогообложения НДС в виде конечных потребительских расходов сравнима по своим размерам с величиной ВВП Украины. В 2019 году она составляла 93,4% ВВП, а в первом квартале текущего была даже выше! Вместе с тем налоговые поступления в государственный бюджет составляют в среднем всего 10% ВВП при основной нормативной ставке налога 20%. Если вспомнить, что ¾ налоговых поступлений по уплате НДС — это поступления от налогообложения импортных товаров, на которых нулевая ставка экспорта не распространяется, то вполне очевидно, что фискальная эффективность НДС должна быть значительно выше.

С учетом этого уверен: самый интересный вопрос, не имеющий такого однозначного ответа, как предыдущие два, касается ожидаемых поступлений от уплаты этого налога в ближайшее время и в следующем бюджетном году.

Динамика роста налоговых поступлений до конца текущего года и следующего (и, кстати, не только от уплаты НДС) будет зависеть от того, с какими показателями экономика Украины завершит третий квартал 2020-го. С учетом этого, а также для более достоверной оценки прогнозных показателей налоговых поступлений целесообразно было бы дождаться информации о сводных национальных счетах и выполнении государственного бюджета за третий квартал текущего года. Предыдущие данные вселяют оптимизм, но они характеризуют неустойчивую тенденцию, впрочем, как и во всем мире.

Ключевой фактор для отечественной экономики на 2021 год — это конъюнктура на отечественную продукцию на внешних рынках. В одном из последних исследований влияния пандемии на мировую экономику в разрезе стран отмечается, что Китай восстанавливается быстрее от последствий пандемии и локдауна, чем остальные страны мира. Учитывая, что в структуре товарного экспорта Украины удельный вес торговли с КНР составляет почти 16,8% по состоянию на конец второго квартала текущего года, это может быть одним из факторов дальнейшего восстановления экономического роста.

Кроме этого, по данным ГНС об объемах поставок товаров и услуг, которые сейчас являются самой оперативной и достоверной информацией об экономической активности субъектов хозяйствования, в третьем квартале текущего года можно увидеть слабое ее оживление и тенденцию к восстановлению роста. Прирост объемов поставок к предыдущему кварталу составлял 7,3%. Медленно, но и это очень хорошо. Если в четвертом квартале не будет никаких эксцессов (стучим по дереву и желаем всем здоровья) и увидим окончательный слом тренда падения ВВП и его основных агрегатов, то прогноз Министерства финансов по налоговым поступлениям на следующий год можно считать вполне приемлемым по всем налогам, кроме НДС (463 млрд грн)! Эта цифра равна приросту на более чем 20% к предыдущему году, поэтому больше других кажется немного завышенной. Разве что вновь увидим какие-то чудеса детенизации.

Простая закономерность состоит в том, что при других равных обстоятельствах динамика налоговых поступлений должна меняться пропорционально динамике базы налогообложения. А тут видим значительные расхождения. К концу 2020-го эксперты Всемирного банка предполагают падение потребления сектора домохозяйств Украины по результатам текущего года на 7,3%, а в следующем году — незначительный прирост в годовом эквиваленте на 3,2%. Как видим, эта цифра никак не сопоставима с приростом налоговых поступлений на целых 20%. Как показывает опыт кризиса 2009–2010 годов, отечественная экономика от таких глубоких шоков восстанавливается достаточно медленно, и лаги восстановления прироста налоговых поступлений могут быть довольно продолжительными в масштабах такого краткосрочного периода, как один бюджетный год. Упали доходы, сбережения, в первом полугодии 2020-го на 10% по сравнению с предыдущим годом уменьшились объемы денежных переводов в Украину, поэтому достаточных предпосылок для восстановления покупательной способности населения в таких размерах, чтобы обеспечить запланированный уровень поступлений от уплаты НДС в следующем году, на сегодняшний день не наблюдается.

Другие материалы автора читайте по ссылке