В мае продажи автомобилей в Украине упали до рекордного минимума. В стране было продано всего 3 тыс. авто, хотя бывали времена - до кризиса 2008 г., когда в месяц продавалось в среднем по 50 тыс., сообщают во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров. Цифра эхом разнеслась и по другим секторам. Столкнувшись с затяжным падением продаж, бизнес начал резать свои расходы и с этой целью увольнять работников. К примеру, по данным ZN.UA, только на автопроизводителе АИС планируют сокращение персонала почти на 40%. Другие компании если и не сокращают сотрудников официально, то изобретают другие способы экономить на них.
Хотя пока официально ситуация с безработицей в Украине находится в рамках приличия, проблемы с занятостью затрагивают все больше людей. На фоне официального сокращения безработицы в стране процветает ее рост, не отображенный в цифрах. Компании переводят сотрудников на неполный рабочий день, отправляют в отпуска за свой счет или урезают зарплаты. Каковы масштабы процесса, где главные пострадавшие и чем чреваты проблемы на рынке труда для страны?
Вперед, в прошлое
Под ударом - работники не только автопрома, экономить на персонале пытаются очень многие, причем этот процесс начинает становиться тотальным.
Формально с декабря 2013 г. по апрель 2014-го официальная безработица в Украине не выросла, а даже снизилась - на 2,7%. Но внимательный анализ данных Государственной службы статистики говорит, что это не так. По сравнению с декабрем 2013 г. в апреле 2014-го (последние доступные данные) количество наемных работников в Украине снизилось на 0,6% (с учетом аннексии Крыма). Если сравнивать с апрелем прошлого года, падение составит уже 3%, или почти 300 тыс. человек.
Но даже это - лишь верхушка айсберга, ведь процесс увольнения в Украине долгий и муторный, к тому же немалая часть населения работала без официального трудоустройства.
В консалтинговой компании EY (бывшая Ernst&Young) посчитали, что только в первом квартале 2014 г. 10% опрошенных ею компаний урезали персонал в среднем на 4% (всего опросили более 50 компаний из десяти отраслей). Еще 12% компаний заявили, что готовят сокращения во втором квартале текущего года и урезать будут в среднем 6% рабочих мест.
Председатель Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко говорит, что такого кризиса, как сейчас, его отрасль не испытывала за все годы независимости. Схож в градусе пессимистичности оценок и Сергей Верминский, вице-президент Украинской ассоциации мебельщиков. "Ситуация в отрасли - очень тяжелая, тяжелее, чем во время кризиса шесть лет назад, - считает С.Верминский. - Большинство компаний задерживают зарплату на месяц-два, и если у компании есть заказы лишь, скажем, на три дня из пяти за неделю, то и персонал на работу они выводят только на эти три дня. Оплата, соответственно, также".
Правда, от кризиса 2008–2009 гг. нынешнюю ситуацию на рынке труда кое-что отличает. "Когда кризис разразился в 2008 г., количество вакансий у нас на сайте за три недели обвалилось на 70%, а посещаемость соискателей выросла почти на 50%, - отмечает генеральный директор портала Rabota.ua Николай Михайлов. - Сейчас глубина падения пока гораздо меньше: 25% по вакансиям с ноября 2013 г. Рост числа соискателей также сравнительно небольшой". По данным опроса EY, если в первом квартале 2014 г. о сокращении персонала заявили 10% компаний, то во время кризиса 2008–2009 гг. таких было 38%.
Но дело не столько в том, что сегодня ситуация значительно легче. Просто после кризиса 2008–2009 гг. многие компании пересмотрели свой подход к увольнению персонала. Сейчас они стремятся сокращать расходы, не увольняя людей, а просто уменьшая их "трудодни" и "человеко-часы". "После опыта 2009 г. бизнес стал относиться к сокращениям осторожно. Понимает, что если перегнет палку, может сразу же пострадать", - говорит Н.Михайлов.
К примеру, руководство автодилера "ВиДи Груп" вместо сокращения персонала просто перевело часть сотрудников из бэк-офиса на 4-дневную рабочую неделю. В сети обувных магазинов "Интертоп" персонал "попросили" брать по нескольку дней отпуска за свой счет. А в консалтинговой компании PwC в целях экономии пятницу сделали коротким рабочим днем, говорят собеседники ZN.UA в этих компаниях. "По моим наблюдениям, персонал и зарплату режут практически все компании, - отмечает руководитель аналитического отдела ИК SP Advisors Виталий Ваврищук. - Некоторые консалтинговые фирмы обязательно отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска на две-три недели; в финансовом секторе многим просто заморозили зарплаты в гривнях и не продлевают контракты с теми, у кого они скоро заканчиваются".
Еще часть компаний пересматривают свою зарплатную политику. К примеру, у сотрудников трети компаний фармацевтического сектора оплата труда привязана к курсу доллара, говорит партнер и руководитель практики Human Capital в компании EY Ольга Горбановская. Недавняя глубокая девальвация гривни осложнила ситуацию с выплатой зарплат. Поэтому 15% опрошенных EY бизнес-представителей этого сектора заявили, что либо уйдут от привязки к валюте, либо ограничат курс, по которому будут выплачивать компенсации своим сотрудникам.
Так что официальная и реальная оценки тенденций на рынке труда в Украине расходятся очень серьезно. В Международной организации труда прогнозируют, что в 2014 г. уровень безработицы в нашей стране не превысит 8%. Это на 0,8% выше, чем годом ранее, но на 0,8% ниже, чем в период кризиса 2008–2009 гг. Но на деле последствия кризиса в экономике и политической жизни ощутят на себе куда больше, чем эти 0,8% трудоспособных сограждан.
Совпало
Сейчас на рынке рабочей силы Украины - настоящий "идеальный шторм", стечение всех возможных неблагоприятных факторов, которые, наверное, можно себе представить.
Во-первых, снижать экономическую активность предпринимателей давно подталкивала рецессия в экономике. "Ситуация в отрасли ухудшалась все последние годы, достигнув своего дна в 2013 г. и сейчас. В крупных компаниях отрасли, в которых до кризиса работало до 400 человек, сегодня трудится 60–70. Выживает только эконом-сегмент и производители luxury-мебели", - говорит С.Верминский из Украинской ассоциации мебели.
Точно так же отсутствие спроса - на внутреннем ли, на внешнем ли рынке - давно давит и на многие другие сектора. "Украинские вагоны, к примеру, попросту некуда продавать - внутренний рынок мал, российский уже пресыщен, - рассказывает руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. - Поэтому многие отечественные заводы - Стахановский, Крюковский, Днепровагонмаш - давно сокращают свое производство, а вместе с ним и свой персонал".
"Даже в условиях рецессии многие компании научились работать эффективно, а вот в условиях военных действий в стране - пока нет", - говорит Андрей Кривокорытов, глава компании по поиску персонала Brain Source International в Украине. Проблем бизнесу добавили стремительная девальвация, аннексия Крыма и военные действия на Востоке страны, констатирует он. По данным компании GfK Ukraine, в апреле индекс потребительских настроений украинцев в очередной раз ухудшился на 5,5 пункта - до 61,0 пункта. Это минимум за несколько последних лет; еще в апреле 2013 г. настроения были на уровне 86,2 пункта.
Но если население не покупает, то бизнес просто не продает. "Потенциальные покупатели откладывают приобретение авто из-за девальвации гривни и нестабильности на Востоке страны, - говорит, к примеру, О.Назаренко из ВААИД. - Украинцы предпочитают пока не тратить свои сбережения, которые изначально планировали израсходовать на покупку автомобиля, так как не уверены, что завтра ситуация еще не ухудшится, и их сбережения понадобятся "на черный день".
Нестабильность в стране коснулась почти всех отраслей экономики, рассказывает Ольга Горбановская из EY. По ее словам, персонал сокращали или планируют сокращать в FMCG, банковском, телекоммуникационном, страховом и других секторах.
Есть, конечно, и исключения, но их немного. "IT-сектор, особенно IT-аутсорсинг, сельское хозяйство по-прежнему нанимают сотрудников. Основная причина в том, что они завязаны не только на внутренний, но и на внешний рынок", - считает А.Кривокорытов. Но все, что касается внутреннего потребления, - под ударом. И особенно ощутим он, конечно же, на Востоке страны. Например, по данным Rabota.ua, в мае 2014 г. число вакансий в Донецкой области упало на 75% по сравнению с январем, в Луганской - на 90%, в то время как в части западных областей количество объявлений о поиске персонала за этот период, напротив, серьезно выросло.
Но проблема в том, что такой удар по занятости населения будет иметь для Украины эффект самосбывающегося предсказания. Последние несколько лет отечественную экономику поддерживал на плаву, главным образом, рост расходов населения. Частное потребление занимает около 70% в ВВП и в прошлом году выросло на 7,8%. Как следует из данных GfK Ukraine, ухудшение ситуации в экономике и нестабильность в политической жизни страны уже привели к падению потребительских настроений среди населения, а значит, и расходов обычных граждан. Но сокращение персонала еще больше подорвет покупательский дух украинцев.
"Конечно, влияние безработицы на потребление не так заметно, как, к примеру, влияние девальвации. Но в целом логика такова, что сокращение занятости приводит к падению доходов граждан, а нет денег - нет потребления, и как результат, экономике становится еще хуже", - отмечает директор исследовательской компании "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.
По прогнозам SP Advisors, по итогам 2014 г. частное потребление в Украине не вырастет, а напротив, упадет на 6,1%. Как итог, снизится и ВВП с соответствующими негативными последствиями для занятости. По прогнозам МВФ, в 2014 г. украинский ВВП сократится на 5%, по прогнозам ЕБРР - на 7%.
Как долго продлится коматозное затишье на украинском рынке труда? Спрогнозировать развитие политической ситуации и конфликта на Востоке страны сейчас очень сложно. А значит, сложно говорить и о перспективах ее экономики. В Rabota.ua отмечают, что некоторые признаки улучшения уже налицо: "В марте-апреле компании были просто в шоковом состоянии. Но, кажется, все понимают, что бизнесу нужно учиться жить в новых условиях. Уже в мае и начале июня рынок труда слегка оживился". Правда, до стабилизации ситуации в стране рассчитывать на серьезное оживление рынка труда по-прежнему не приходится, считает контент-эксперт Rabota.ua Татьяна Пашкина. Так что ожидание светлого будущего пока лучше отложить на следующий год.