UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как приватизация помогает бороться с коррупцией

Чем меньше возможностей украсть, тем меньше украдут

Автор: Андрей Швадчак

Раньше без согласования органов управления нельзя было передать их активы Фонду государственного имущества Украины (ФГИУ). Но в начале сентября правительство внесло существенные изменения в порядок передачи госпредприятий в сферу управления ФГИУ. В соответствии с ними такое согласование больше не обязательно. А также инициировать передачу объектов могут не только органы управления, но и Кабинет министров, Минэкономики и сам Фонд госимущества.

Указанное решение сделало возможной передачу в ФГИУ активов неэффективных госпредприятий, а также фигурантов уголовных дел.

Читайте также: Малая приватизация для начинающих

Авгиевы конюшни академий наук

Едва ли не самый яркий пример — активы Национальной академии аграрных наук (НААН). Согласно аналитической справке ФГИУ, за первое полугодие 2022 года НААН отказала в удовлетворении 90% заявлений потенциальных покупателей, хотевших приватизировать ее имущество. При этом аудит Счетной палаты 2020 года показал, что Академия распоряжается своими активами не очень эффективно:

Вместе с тем, по информации Генпрокуратуры, по состоянию на 2020 год Национальная академия аграрных наук была одним из рекордсменов по количеству производств в отношении ее деятельности — 110 уголовных производств по фактам неправомерного использования имущества НААН.

В управление ФГИУ уже перешли 56 объектов НААН.

Подобная ситуация и с Национальной академией наук Украины (НАНУ). В 2019 году Государственная аудиторская служба проверила выполнение бюджетных программ НАНУ с 2016 года и выявила нарушений на 865 млн грн. Аудиторы заметили, что НАНУ недополучала средства от аренды, имущество разрушалось, а подведомственные учреждения дублировали функции друг друга — государство платило дважды. В конце июля в управление ФГИУ передали более 50 объектов НАНУ. В октябре добавили еще 96.

Читайте также: На продажу выставлены активы первого ликвидированного во время войны банка: что можно приобрести

Государственный монополист с руководителями-коррупционерами

Один из самых привлекательных для инвесторов активов из тех, что оказались в управлении Фонда в октябре, — оператор транспортировки жидкого аммиака ГП «Укрхимтрансаммиак». Предприятие ежегодно транспортирует свыше 2,5 млн тонн аммиака, а его доход за 2020 год составил 1,7 млрд грн. Стоимость активов также немалая — 1,8 млрд грн.

При этом «Укрхимтрансаммиак» регулярно попадает в коррупционные скандалы, а его руководители фигурируют в материалах уголовных производств о должностных злоупотреблениях, присвоении и завладении средствами государственного предприятия.

В 2017 году Национальное антикоррупционное бюро Украины задержало бывшего и.о. директора ГП «Укрхимтрансаммиак» по подозрению в завладении средствами предприятия в сумме более 40 млн грн, предназначенными для переоснащения систем оповещения населения, проживающего рядом с участком аммиакопровода.

Общая сумма убытков, причиненных предприятию по всем эпизодам разворовывания средств, превысила 700 млн грн. Но новые факты злоупотреблений продолжают появляться, — в конце 2021-го Государственное бюро расследований предотвратило вывод 55 млн грн через непрозрачные закупки, а в июле 2022-го прокуратура сообщила экс-директору ГП о подозрении в служебной халатности, которая привела к нанесению ущерба государству на 1,5 млн долл.

Читайте также: Конфискация в Украине активов РФ и Беларуси: о чем не рассказывает власть

Вымирающее «Коневодство Украины»

Земельный банк на десятки тысяч гектаров, десять конных заводов и ипподром в Одессе, — согласно финансовой отчетности за 2020 год стоимость активов ГП «Коневодство Украины» оценивали в 541 млн грн, а доход составлял 396 млн.

При этом на сегодняшний день предприятие фактически борется за свое существование в судах. Его довели до банкротства, заключая убыточные контракты таким образом, что образовалась искусственная задолженность на более чем 150 млн грн. Конечно же, при содействии тогдашнего топ-менеджмента компании, который с подконтрольными юридическими лицами намеревался получить за бесценок привлекательные активы ГП: 13 имущественных комплексов конных заводов и, по разным оценкам, от 43 тыс. до более чем 50 тыс. га земли.

Дело о банкротстве «Коневодства Украины» возбудили еще в 2015-м, но Министерство экономики Украины продолжает оспаривать в суде спорные соглашения ГП. Поэтому надежда, что предприятие восстановит платежеспособность, еще есть.

Со сменой руководства финансовые результаты предприятия улучшились. По результатам работы в первом полугодии 2021 года «Коневодство Украины» получило прибыль в сумме более 65 млн грн. Но Госаудитслужба выявила в деятельности ГП за 2017–2020 годы нарушений и недостатков на сумму почти 3 млрд грн.

Предприятие хотели приватизировать еще с 2016 года. Но провести его отчуждение было невозможно, поскольку его филиалы (конные заводы) входили в перечень объектов, не подлежащих приватизации. В 2019 году закон, определяющий этот перечень, утратил силу.

Читайте также: Фонд госимущества похвастался абсолютным рекордом за 30 лет по аренде госимущества

«Аграрный фонд», сливший свои активы

ПАО «Аграрный фонд» создали в 2013 году, чтобы поддерживать сельхозпроизводителей и обезопасить страну от продовольственных кризисов. Оно покупает зерно по минимальным ценам, а потом реализует его или уже переработанную муку потребителям, когда цены вырастают до максимума. Таким образом обеспечивают баланс на рынке в неурожайные годы. На сегодняшний день «Аграрный фонд» занимает 20% внутреннего рынка продовольственного зерна, а его активы в 2020 году оценивали в 1,6 млрд грн с доходом в 2,2 млрд.

С момента создания деятельность «Аграрного фонда» щедро обеспечивали за счет госбюджета — общество получило свыше 7 млрд грн только в 2013 году. И, как известно, где появляются большие деньги (особенно бюджетные), там следует искать схемы их разворовывания.

В феврале 2014-го «Аграрный фонд», несмотря на устав и без разрешения Минагрополитики, разместил чуть более 2 млрд грн на депозитных счетах Брокбизнесбанка, принадлежащего печально известному Сергею Курченко. Через несколько недель после этого банк обанкротился. По версии следствия, полученные 2 млрд грн должностные лица Брокбизнесбанка потратили на то, чтобы погасить фиктивные долги. Так ПАО потеряло активы, поскольку банк якобы не мог их вернуть.

Проведенный аудит общества за 2018–2019 годы показал и другие финансовые нарушения, а 2020-й оно завершило с убытками в 197 млн грн.

Читайте также: Фонд госимущества опроверг обвинения инвестора в обмане по спиртзаводу

Непрозрачные закупки угледобывающих ГП

По данным НАБУ, самая масштабная коррупция среди всех сфер государственной экономики — на предприятиях топливно-энергетического комплекса. В частности, из-за количества задействованных в коррупционных схемах лиц и размера убытков.

В апреле прошлого года НАБУ и САП завершили досудебное расследование по факту злоупотребления служебным положением работниками ГП «Первомайскуголь». Одна из его шахт на Луганщине оказалась на грани техногенной катастрофы. Кабмин в 2018 году выделил средства, чтобы профинансировать работы на шахте. Но руководители государственного предприятия и его подразделения, сговорившись, провели закупку без тендера и выбрали подрядчика по самостоятельно определенным критериям. Однако победитель и компания-субподрядчик, вместо того, чтобы выполнить работы, обратились к сотрудникам шахты, и те собственными силами провели все необходимые работы. В результате за посредничество переплатили более 14 млн грн. Бывшего и.о. руководителя ГП взяли под стражу, а в июне этого года САП направила дело в Высший антикоррупционный суд.

В 2020 году была разоблачена схема по нанесению убытков на 51 млн грн угледобывающим государственным предприятиям, среди которых оказалось и ГП «Селидовуголь». В течение 2016–2018 годов группа должностных лиц фактически установила контроль над государственными закупками этих предприятий. Они каждый раз признавали победителем одну и ту же частную компанию и не допускали с помощью специально созданных препятствий других участников. За почти три года они закупили по завышенным ценам разное оборудование, материалы и другие товары на общую сумму около 174,5 млн грн, при этом незаконно переплатив свыше 51,17 млн. В конце 2021 года дело направили в суд.

Оба этих ГП перешли в управление ФГИУ.

***

Масштабные злоупотребления превратили государственные предприятия в центры коррупции, истощающие экономику страны. Это подтверждает статистика. Только за 2021–2022 годы НАБУ возместило ГП более 2,6 млрд грн нанесенных убытков. А за весь период деятельности Бюро более чем 100 руководителям предприятий, в которых доля государственной или коммунальной собственности превышает 50%, было сообщено о подозрении в совершении коррупционных правонарушений — это четверть всех врученных подозрений. По состоянию на конец прошлого года каждое шестое дело, направленное НАБУ и САП в суд, касалось коррупции на этих предприятиях. И каким бы тщательным ни был контроль правоохранительных органов над злоупотреблениями на предприятиях, они останутся лакомыми кусками для коррупционеров.

В отношении таких активов приватизация — правильное решение при наличии конкуренции и прозрачности. С одной стороны, приватизация пополняет бюджет. С другой — позволяет государству сосредоточиться на управлении только стратегически важными предприятиями и активами. И не распылять ресурсы на тысячи различных объектов, эффективно контролировать и развивать которые просто невозможно одновременно. При этом уменьшение количества государственных предприятий банально снизит возможности украсть.