UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кабмин рискует провалить свою налоговую реформу в Раде

Из-за прописанных в проекте одиозных нововведений, таких как спецсчета по НДС, утвердить правительственный проект изменений в Налоговый кодекс депутаты согласятся, разве что им будут "выкручивать руки" через руководителей фракций.

"То, что делает налоговая и Министерство финансов, пахнет очень серьезной авантюрой, которая в военное время недопустима, поскольку может стать вредоносной для украинской экономики в нынешних условиях", - заявил в комментарии ZN.UA член комитета по налоговой и таможенной политике народный депутат от "Народного фронта" Александр Кирш.

В первую очередь, это касается введения спецсчетов по НДС. Если будет реализована эта идея, предупреждает А.Кирш, то есть угроза, что предприятиям таким образом "омертвят" огромный объем оборотных средств, в среднем 1/12, что недопустимо.

"Все предприятия будут требовать предоплату. Потому что отгрузка товара без предоплаты будет означать, что предприятие, которое отгрузило, но еще не получило своих денег, вынуждено дополнительно доплатить за это 20% со своего счета на счет казначейства. А если предприятие не сделает это своевременно, то ему грозит штраф в 40% с этих 20% НДС, - поясняет депутат. - Получается, что те, кто поставил без предоплаты, должны, не получив денег, еще и заплатить за это. Естественно, на этом фоне будет резко замедляться оборот, уменьшаться оборачиваемость и будет консервация уже наработанных хозяйственных связей".

Особенно показательно это будет в ситуации с компаниями-монополистами - им нет смысла резервировать свои деньги только ради того, чтобы получить право подписывать налоговую накладную. В результате у тех, кто работает с компаниями-монополистами, НДС будет постепенно превращаться в налог с оборота по ставке 20%, так как они останутся без налогового кредита.

"Вариант, который вводится по спецсчетам НДС, даже хуже, чем в свое время предлагали Азаров и Игнатов" - считает А.Кирш. Особенно это скажется на тех, кто претендует на возмещение налога, то есть на экспортерах.

"Что примечательно, в Коалиционном соглашении было закреплено, что спецсчетов по НДС не будет. После этого профильный комитет ВР отклонял эти спецсчета дважды. И даже после этого данная норма все равно осталась в проекте правительственного законопроекта", - удивляется депутат.

Кирш подчеркивает, что позиция профильного комитета относительно данного проекта изменений в НК единая. Представители всех фракций единодушно высказались против спецсчетов по НДС и других одиозных положений Налогового кодекса.

Среди других одиозных моментов - спорные новации по единому налогу. Взамен на снижение ставки ЕН на 1% (которого никто не просил), во-первых, вводят для всех, кроме рынков, регистраторы расчетных операций (кассовые аппараты. - Ред.). А во-вторых, ограничивают затраты всем, кто заплатил единоналожникам.

"То есть предприятие, заплатившее единоналожнику, не сможет относить на затраты всю сумму, а только 70%. В результате из единоналожников у нас могут остаться только сапожники, а те, кто работает с предприятиями, лишатся заказчиков", - поясняет депутат.

Эта норма, считает он, может стать очень серьезным ударом по малому бизнесу: "Поскольку единый налог - это и дешевые товары, и повышение уровня жизни, та же занятость. То есть такое предложение уничтожает тех, кто обеспечивает формирование среднего класса".

Еще одна непродуманная норма - о том, чтобы Налоговый кодекс в части налога на прибыль не применялся, а фактически для этого налога действовал бухгалтерский (финансовый) учет при том, что "им не владеет даже сама налоговая".

"При действующем НК объявить, что эта его часть по налогу на прибыль не работает, а налог берется по финансовым стандартам, которые для Украины и так не приспособлены, - это большая катастрофа", - отмечает депутат.

Также сомнительной нормой член налогового комитета считает введение дифференцированного налога на доходы физических лиц в 15–17–20–25%.

Кроме того, возмущен Кирш, ГФС "умудрилась" внести в проект "прерывность" проверок. "Получается, что максимальный срок проверки - 10–15 дней сможет использоваться налоговой по частям: день сегодня, день через неделю, потом еще через полгода. То есть эта проверка может длиться год, что, конечно же, недопустимо", - подчеркивает он.

Есть также вопросы и к предлагаемому введению налога в 30% на сумму превышения расходов над доходами - непонятно, как быть с "нулевым" декларированием, поскольку в проекте этот момент детально не прописан.

Еще один "анахронизм" 90-х - норма о том, что налоговая может без суда взыскивать деньги со счета.

"В формировании правительственного проекта изменений в НК парламент практически не участвовал, - говорит Александр Кирш. - Все, что можно было отклонить, мы отклонили, но, тем не менее, Кабмин все равно это продвигает, и в проекте эти нормы по-прежнему остаются".

"Я не только сам буду голосовать против, но и буду просить всех депутатов голосовать против, поскольку рано или поздно за принятие этого обновленного Налогового кодекса нам будет так же стыдно, как теперь многие депутаты не могут "замолить грехи" после голосования за законы от 16 января. Разрушать Украину можно по-разному: можно "диктаторскими" законами, а можно налоговым непрофессионализмом, - говорит депутат. - Это может стать тестом на зрелость для парламента восьмого созыва".

"Принят этот кодекс может быть только в том случае, если депутатам будут "выкручивать руки" через руководителей фракций", - прогнозирует Кирш.