На текущей неделе президент подписал закон о внесении изменений в госбюджет-2012, согласно которому доходы и расходы госказны должны увеличиться на 33,3 млрд. грн. Почти одновременно Международный валютный фонд сообщил о снижении прогноза роста украинской экономики до 3%. При таких условиях бюджет может недополучить около 4 млрд. грн. от запланированных объемов (правительство рассчитывало госсмету исходя из прогноза роста ВВП на 3,9% и его номинальных объемов в 1,5 трлн. грн.).
Однако сценарий МВФ - далеко не самый пессимистический. Напомним, что в январе-феврале отечественный ВВП вырос только на 2% (по предварительным оценкам НБУ). А по итогам марта Госстат зафиксировал сокращение промпроизводства на 1,1%. В дальнейшем усложнить ситуацию может нестабильность в мировой экономике. Хотя рынки несколько успокоились после снятия греческого вопроса, поводов как минимум не расслабляться хватает. Прежде всего из-за существующей неопределенности вокруг Испании. Настораживают и не слишком положительные сигналы из Китая. В первом квартале тамошний ВВП увеличился на 8,1%. Вроде бы и немало, но это - самый низкий показатель со второго квартала 2009-го. При этом уже пятый месяц подряд в КНР сокращается приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), что дает основания ожидать дальнейшего охлаждения экономики Поднебесной.
На фоне нестабильности спроса на отечественную продукцию как на внешнем, так и на внутреннем рынке (в том числе из-за невысоких темпов роста доходов населения) одним из ключевых факторов, которые будут определять динамику украинского ВВП в 2012 году, может стать привлечение инвестиций, которые и должны были бы разогреть экономику. Для нынешней властной команды с ее незавидными рейтингами это вопрос фактически выживания. Ведь не будет инвестиций - экономика и в дальнейшем будет спотыкаться. Следовательно, доходы госказны будут сокращаться и усилится угроза невыполнения в том числе распиаренных соцобещаний. А без них власть имущим не видать голосов электората на выборах как своих ушей.
В этом смысле фактор МВФ, на возобновление сотрудничества с которым надеются украинские чиновники, действует как достаточно надежный дополнительный предохранитель эмиссионного финансирования расходов госказны. Поиски же реальных источников поступлений - задача не из простых, учитывая не слишком впечатляющую предпринимательскую активность. Так что если и в дальнейшем не трогать священных теневых коров, то выжимать последние соки из легального бизнеса тоже вряд ли удастся. Потому что выжимать уже на самом деле нечего - он и так обескровлен.
Как бы там ни было, почти две трети (21 млрд. грн. из 33,3 млрд.) дополнительных поступлений власть планирует получить благодаря экономическому росту и детенизации экономики. Заместитель председателя ГНСУ Андрей Игнатов утверждает, что выявлять теневые операции налоговики собираются не во время непосредственных проверок бизнеса, а с помощью анализа их платежей, оборотов в электронной отчетности. «Мы имеем возможность видеть, какую деятельность ведет предприятие - реальную или фиктивную, с помощью аналитической системы контроля над платежами и операциями. Что позволяет налоговой как можно меньше необоснованно вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования», - отмечает г-н Игнатов.
Безусловно, «ненасильственный» способ выведения бизнеса из «тени» можно было бы только приветствовать. Но сколько бизнес проработает после того, как его выведут на «свет»? Как представляется, удержать предприятия в легальных рамках, а также способствовать привлечению инвестиций в экономику в ближайшей перспективе может лишь реальное, а не декларативное улучшение инвестиционного и бизнес-климата.
Инвестклимат в Украине: ледниковый период?
Согласно часто цитируемому рейтингу Doing Business-2012, составленному Всемирным банком и IFC, Украина сейчас занимает 152-е место из 183 стран мира (Россия - 120-е, Латвия - 21-е, Грузия - 16-е). За прошлый год страна потеряла две позиции, расположившись между довольно экзотическими Либерией и Боливией. По данным же Европейской бизнес-ассоциации, в первом квартале индекс инвестиционной привлекательности Украины снизился до самого низкого за последние три с половиной года уровня - 2,18 балла (по пятибалльной шкале). Среди причин падения респонденты ЕБА называли привычные проблемы с возмещением НДС, непрозрачность судов и т.п. «Если в 2008 году компании платили в форме взяток 6% от выручки, то в 2011 году - уже 10%», - нарекал президент ЕБА Томаш Фиала.
Вместе с тем в Государственной налоговой службе отметили недостаточную репрезентативность подобных инвестиционных рейтингов (скажем, в опросе ЕБА принимали участие 149 руководителей компаний - членов ассоциации). Глава же ГНСУ Александр Клименко в интервью ZN.UA лично рассказывал о планах мытарей создать собственный индекс инвестиционной активности, который якобы должен более адекватно отображать реалии. Наконец намерение было реализовано.
На этой неделе ГНС обнародовала индекс инвестиционной активности, который был рассчитан по результатам опроса 289 руководителей предприятий со всей Украины, проведенного компанией Research&Branding Group (которая, кстати, никогда нелюбовью к властной команде не отличалась). По десятибалльной шкале он составил 4,23, что практически отвечает оценке ЕБА. С одной стороны, приятно, что налоговики не стали морочить голову ни себе, ни бизнес-среде (правда, от возможной манипуляции, наверное, все же не удержались - наибольшей проблемой определено не администрирование налогов, как обычно считается, а их размер). С другой - все получили еще одно официальное доказательство, что с инвестклиматом у нас далеко не все благополучно.
Попробовать опровергнуть это утверждение можно было бы, приводя данные о прошлогоднем приросте капитальных инвестиций в отечественную экономику (на уровне 37,5%). Да, показатель действительно неплохой. Но здесь не следует забывать, что обеспечили его прежде всего госбюджет и госбанки, дружно вкладывавшие средства в инфраструктурные объекты под Евро-2012.
Однако едва ли не самым объективным индикатором неблагополучного состояния дел с отечественным бизнес-климатом, как минимум в глазах международных инвесторов, остается не слишком впечатляющий приток в Украину прямых иностранных инвестиций. В прошлом году он составил 7,2 млрд. долл. (только на 180 млн. больше объема частных денежных переводов из-за рубежа, в основном - от трудовых мигрантов). Причем треть ПИИ обеспечил почти «родной» для Украины Кипр (к слову, главный реципиент иностранных инвестиций из нашей страны; его доля во всеукраинском портфеле превышает 90%).
Зеркальным отображением инвестиционной привлекательности страны можно считать ее финансовый сектор. В случае Украины речь идет прежде всего о банковской системе. Динамика и структура кредитного портфеля банков позволяет инвесторам понять, следует ли иметь дело с местной экономикой, и если да, то куда лучше всего вкладывать.
Кредитная оттепель: пока не время?
Нынешняя ситуация с кредитованием тоже не слишком радует. В январе-феврале кредитный портфель банков сократился на 0,26%. По предварительным данным НБУ, в марте зафиксирован рост на 0,7%. В целом же за первый квартал он составил мизерные 0,4%. В случае сохранения такой динамики даже прогноз роста экономики на уровне 3% выглядит оптимистичным.
Разогреть желание банков рисковать (в частности уже в апреле) может повышение уровня их ликвидности за счет смягчения монетарной политики регулятора. Как известно, из-за уменьшения инфляции в первом квартале до рекордно низких 1,9% Нацбанк планирует в дальнейшем снижать учетную ставку (сегодня она составляет 7,5%), сигнализируя о дальнейшем смягчении своей денежно-кредитной политики. Кроме того, НБУ снизил объем обязательных резервов, которые «блокируются» на его отдельном счету, с 70 до 60%, что должно высвободить для системы около 1 млрд. грн. ликвидности. Это будет означать снижение стоимости фондирования комбанков в НБУ, а значит, усиление надежд на удешевление займов и для конечных заемщиков.
Основным тормозом для наращивания кредитных операций банками нынче является нехватка качественных заемщиков. «Вопрос сейчас не столько в нехватке ресурсов, сколько в том, кого кредитовать и на каких условиях. Сегодня этот вопрос весьма актуален», - подчеркивает заместитель председателя правления НБУ Вера Рычаковская. В таких условиях участники рынка, естественно, вкладывают средства в ценные бумаги правительства. И, как подчеркивает директор департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галина Пахачук, правительство не берет столько средств, чтобы не оставалось на кредитование. «Мы получаем в принципе надлежащее», - отмечает она.
По данным Минфина, с начала года правительство привлекло на внутреннем рынке 25 млрд. грн. (23 млрд. грн. - в первом квартале). Причем с помощью валютных ОВГЗ, номинированных в долларах и евро, правительство заняло 900 млн. долл., с помощью индексированных облигаций - 1 млрд. грн. С точки зрения макроэкономической стабильности важно то, что госказна не пополнялась с помощью «печатного станка» НБУ - в этот период портфель ОВГЗ, находящийся в центробанке, увеличился всего на 2 млрд. грн. Основные финансовые доноры правительства - банки и институционные инвесторы.
По логике вещей, такой статус-кво должен усиливать уверенность банковского сектора в стабильности финансовой системы, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Цементировать же ее могло бы устранение старых нормативных рисков, из-за которых финучреждения сидят, как на пороховой бочке. Так, по мнению главы правления «Дочернего банка «Сбербанка России» Игоря Юшко, едва ли не самыми коварными подводными камнями являются действующие регламенты расчетов валютной позиции. Гипотетическое ослабление гривни даже на 5% может привести к потере банком 70% своей прибыли за счет обесценивания резервов, сформированных в гривне под валютные кредиты. Финансист (кстати, экс-министр финансов Украины) не устает повторять, что резервы должны формироваться в валюте актива.
В Национальном же банке заявляют, что полностью осознают существование такого риска и готовы работать в направлении его нейтрализации. А способствует этому сложившееся равновесие на валютном рынке, которое за последние полтора месяца позволило центробанку пополнить свои резервы на полмиллиарда долларов.
По словам В.Рычаковской, уже стартовал пилотный проект по изменению порядка расчетов валютной позиции, предусматривающий возможность включения в нее номинала приобретенных индексированных облигаций Минфина для формирования резервов под валютные кредиты. «Этот вопрос рассматривается, и он неоднократно рассматривался, когда мы работали с миссиями МВФ в прошлом году. НБУ, прекрасно понимая его важность, берет на себя обязательства постепенно переходить (на старые правила расчетов). По мере выхода банковской системы и экономики в целом из глубокого валютирования эта ситуация будет улучшаться», - подчеркивает один из топ-менеджеров Нацбанка.
Актуальным вопросом для банков (как, впрочем, и для других субъектов хозяйствования), влияющим на их финансовую устойчивость, желание и возможность наращивать капитал, остается отнесение к затратам убытков прошлых лет. А.Игнатов из ГНСУ отмечает в этом контексте, что данный вопрос требует более основательного законодательного урегулирования. Налоговик отмечает, что сейчас в судах соответствующие споры выигрывает как ГНСУ, так и налогоплательщики. При этом заместитель председателя налоговой подчеркивает, что многие предприятия (о банках уточнение не прозвучало) сознательно завышают свои убытки, что часто и выявляется в ходе проверок налоговой.
Доверие как первый шаг к взаимопониманию
По мнению старшего советника «Альфа-банка» Романа Шпека, атмосферу недоверия между потенциальными инвесторами и правительством создает неискренность чиновников. В частности, попытки сказать не всю правду о состоянии экономики. По расчетам банкира, реальный дефицит госфинансов в прошлом году составил 4,9% ВВП (с учетом дотаций Пенсионного фонда, пополнения «уставника» «Нафтогаза» и госбанков), что значительно превышает официальные оценки. Кроме того, эксперт ставит под сомнение логичность сохранения прогнозов о стабильности платежного баланса, учитывая потребность пополнения бюджета в том числе за счет таможенных поступлений. «Если детенизация будет происходить за счет увеличения белого импорта, отрицательное сальдо торгового баланса может расширяться. Поэтому инвестиционному сообществу необходимо предоставить дополнительные аргументы по сохранению стабильности курса гривни. Особенно это важно для понимания прогнозов по сальдо финансового счета, которое остается положительным и обеспечивает платежный баланс», - уверен экс-вице-премьер.
Игорь Юшко соглашается со своим коллегой: прозрачность бюджетных процессов в стране недостаточная, что значительно усложняет для бизнеса возможность планировать его развитие и делать четкие прогнозы.
Финансисты жалуются, что титанические усилия, прилагаемые к подготовке и «проталкиванию» через властные кабинеты, парламентский зал жизненно важных для финсектора решений, в конце концов оказываются практически безрезультатными. Так было с усилением защиты прав кредиторов. Этот вопрос у всех на слуху годами, о нем уже даже надоело говорить. В конце концов соответствующий закон все же был принят. Однако, констатирует старший финансовый специалист представительства Всемирного банка в Украине А.Пригожина, законодательные гарантии так и не заработали. А заместитель председателя правления «Эрсте Банка» Светлана Черкай подчеркивает, что они имеют судьбоносное значение для Украины, без них страна в условиях острой глобальной конкуренции за капитал просто обречена на поражение.
Фондовый рынок: навечно замороженный инвестиционный клондайк?
О перспективности фондового рынка в Украине говорят тоже годами, если не десятилетиями. Но воз практически так и не удается сдвинуть с места. Если из его показателей вычесть составляющую рынка государственных ценных бумаг, то останутся только «рожки и ножки». При этом у сектора есть немало проблем, созвучных с теми, с которыми сталкивается банковская система. Та же пресловутая незащищенность прав инвесторов.
По словам председателя совета директоров группы компаний «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Валерии Гонтаревой, дефолты эмитентов корпоративных облигаций на сотни миллионов по принципу «не плачу, потому что не хочу» отталкивают в том числе иностранных инвесторов от отечественного фондового рынка. Но самое страшное то, что с учетом некоторых резонансных дел проблемой в стране остается «святая святых» для рыночной экономики - право собственности. В отечественных реалиях даже официальная регистрация субъектов хозяйствования в странах, где действует английское право, как оказывается, не является гарантией, что собственность свою удастся отстоять и должным образом ею распоряжаться.
Тумана в перспективы фондового рынка добавляют также страхи, что этот рынок, так и не успев встать на ноги, может кануть в Лету из-за фактического поглощения россиянами. Еще больше вопросов возникает после недавних заявлений Счетной палаты о том, что НКЦБФР в 2009-2011 годах «осуществляла регулирование в основном хаотически и бессистемно».
Чтобы узнать о видении этого комплекса вызовов в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, ZN.UA обратилось к первоисточнику - ее главе Дмитрию Тевелеву.
Дмитрий Тевелев, глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку:
- Дмитрий Михайлович, вопрос о невыполнении обязательств эмитентов перед инвесторами. Какие шаги, по вашему мнению, нужно и реально можно предпринять в ближайшей перспективе, чтобы защитить рынок от этого явления?
- Мы осознаем, что для того, чтобы стимулировать приток инвестиций и инвесторов на отечественный фондовый рынок, необходимо обеспечить защиту прав и интересов инвесторов, и направляем свои усилия на решение этого вопроса, так как эта задача является одной из важнейших для комиссии.
В связи с этим мы планируем разработку ряда нормативных и, возможно, и законодательных документов, цель которых - усиление требований к эмитентам и защита прав инвесторов. Из составляющих работы в этом направлении - расширение палитры инструментов для защиты прав собственников облигаций (получение информации, участие в процедуре банкротства и т.д.), внесение изменений в процедуры, связанные с банкротством, минимизация рисков и регламентация процедуры дефолта, усиление контроля над исполнением эмитентами условий выпуска облигаций и пр.
Все эти меры призваны создать условия для защиты прав и интересов инвесторов, но считаю важным отметить, что какими бы ни были эти условия, пока инвесторы не научатся самостоятельно защищать свои права, мы еще долго будем ждать решения вопроса защиты прав инвесторов. Таким образом, создание условий для защиты прав инвесторов - обязательное, но не достаточное условие для решения существующих задач.
- Достаточно ли полномочий имеет сегодня НКЦБФР для стимулирования более активного развития фондового рынка? Чего именно не хватает? Как вы можете прокомментировать недавнее заявление Счетной палаты о качестве работы комиссии?
- Активное развитие фондового рынка не лежит исключительно в плоскости полномочий комиссии, и, разумеется, на состояние рынка ценных бумаг влияют не только аспекты регулирования рынка, но и целый ряд экономических составляющих. Что касается непосредственно полномочий регулятора, то на сегодняшний день в чем-то их можно назвать достаточными, в чем-то они нуждаются в дополнении и расширении. И это комплексный вопрос, над которым мы сейчас активно работаем. В целом этот вопрос требует дополнительного обсуждения и освещения, ведь расширение полномочий НКЦБФР влечет за собой серьезные инфраструктурные, финансовые, кадровые и процедурные изменения.
Если говорить о заявлении Счетной палаты, то, в первую очередь, важно подчеркнуть избирательный подход коллег к трактовке и освещению данных. Да, безусловно, проблематика фондового рынка, раскрытая Счетной палатой, не является новостью. В комиссии не только знают о существующих трудностях, но и концентрируют свои усилия на их преодолении. Что касается отношения капитализации листинговых компаний к ВВП, то думаем, что не совсем корректно сравнивать этот показатель с аналогичными показателями российского или казахстанского рынка. Фондовый рынок не живет отдельной жизнью, а является отражением всех экономических процессов в государстве, поэтому мы и имеем на сегодня такие значения.
Что касается доли биржевых операций в общем объеме операций с ценными бумагами, то действительно этот показатель пока не такой значительный, как хотелось бы, но мы наблюдаем его перманентный рост. Если в 2009 году доля таких операций составляла около 5%, то в 2010-м - уже более 10%, а в 2011-м - около 15%. И согласно Программе развития фондового рынка, в 2014 году этот показатель должен преодолеть значение в 20%.
Относительно участия населения важно отметить, что, наверное, многим известно о разработке комиссией совместно с Агентством по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины Программы повышения финансовой грамотности украинских граждан, и у нас уже есть первые шаги в ее реализации. К слову, о динамике увеличения участия украинцев в фондовом рынке ярко свидетельствует прирост отечественных интернет-трейдеров. Если в 2009 году их было чуть более 1,5 тыс. человек, в 2010 году - 6,5 тыс., то сегодня уже 10 тыс. человек. Конечно, важным, но пока не полностью решенным остается вопрос централизации депозитарной системы, и комиссия приложила много усилий к его решению. Так, в прошлом году, после длительных обсуждений с общественностью и со всеми участниками процесса, мы разработали соответствующий законопроект. На данном этапе он прошел первое чтение в парламенте и, надеюсь, уже в ближайшее время будет принят.
- Видите ли вы угрозы в усилении влияния российских бирж на отечественный фондовый рынок? В чем они состоят?
- Не думаю, что при объединении украинских организаторов торговли с частью российского акционерного капитала стоит говорить о каких бы то ни было угрозах влияния на отечественный фондовый рынок российских бирж. Если рассуждать таким образом, то мы можем в таком случае говорить и о влиянии польских бирж на украинский рынок ценных бумаг - с учетом того, что большинство публичных размещений наших компаний проходит на Варшавской фондовой бирже. Мы неоднократно становились свидетелями международных слияний бирж, к примеру, Nasdaq и OMX, Nasdaq и NYSE, и никаких угроз эти сделки не несли. По моему мнению, это вполне рыночные процессы.