UA / RU
Поддержать ZN.ua

Для победы нужны более масштабные санкции против РФ и полное возмещение убытков

Полумеры и дипломатические уговоры не помогут

Автор: Евгений Редзюк

По самым приблизительным подсчетам убытки, причиненные Украине вторжением оккупантов из РФ, уже составили примерно 300–600 млрд долл. США. С учетом потерь, понесенных нами за 2014–2022 годы, РФ должна возместить Украине по меньшей мере 900–1200 млрд долл. Украинские политико-дипломатические институты должны ориентироваться не только на возврат территориальной целостности, но и учесть эти средства как ориентир для компенсации за нанесенные убытки.

Скорее всего, добровольного возмещения средств Россией не будет, поэтому наши евроатлантические партнеры должны продолжать усиливать санкции, с одной стороны, а с другой — активы РФ должны поступать в госбюджет Украины как репарация за нанесенные убытки. Кроме того, в дальнейшем для полной компенсации необходимо вместе с евроатлантическими партнерами внедрить простой и эффективный механизм — доходы от всего, что РФ продает на внешних рынках (нефти, газа, золота, металлов и т.п.), должны поступать на спецсчет, с которого 50% перечисляется Украине, а 50% — на закупку товаров для РФ невоенного и недвойного назначения (обмен ресурсов на продовольствие и лекарства).

К сожалению, не все наши партнеры в ЕС понимают цивилизационную войну между силами демократического мира, свободы, человеческих ценностей и темного, гнетущего, ордынского, диктаторского зла, которое возглавляет В.Путин и его марионетки. Настоящими союзниками Украины в этой войне являются США, Великобритания, Польша, Канада, страны Балтии, Швеция, Чехия, Словакия. Другие европейские страны занимают недостаточно активную, а иногда и выжидательную позицию.

Читайте также: Почему Орбан подыгрывает Путину?

Крупный зарубежный бизнес без стимулов политико-дипломатических институтов своих стран недостаточно активно выходит из РФ. Так, 220 наибольших компаний мира либо уже ушли с российского рынка, либо начали этот процесс, но еще примерно 350 колеблются или отказываются. Поэтому украинским политико-дипломатическим институтам необходимо активно влиять на руководство и владельцев этих компаний (писать письма, инициировать акции и протесты, присылать видео преступлений РФ сотрудникам этих компаний), чтобы ускорить выход всего западного бизнеса из России. В Украине в отношении этих компаний также должны налагаться публичные санкции и проводиться протесты за поддержку агрессии РФ против Украины.

Запрет экспорта авто стоимостью более 50 тыс. евро в РФ или наложенные аресты на активы друзей и сподвижников Путина — это точечные неэффективные санкции. Только полный запрет расчетов SWIFT с Россией, приостановка экспорта и импорта, арест всех активов государства-агрессора и его бизнес-структур за рубежом быстро ударят по ее политическому режиму и социально-экономическому положению. Именно такого уровня санкций надо добиваться от евроатлантических партнеров политико-дипломатическим институтам Украины.

Читайте также: Первые санкции от SWIFT: семь российских банков отключены от системы, РФ запрещено поставлять евро

Отечественный ВВП может упасть на 35–50%, что является серьезным вызовом для Украины. Появились долгосрочные значительные риски блокирования отечественных морских портов, и это в целом приостановит традиционный украинский экспорт и существенно усложнит критически важный для социально-экономической сферы Украины импорт. Нужны новые логистические маршруты, льготы для бизнес-структур и компенсационные механизмы от потерь из бюджета.

С началом войны намного повысились риски выполнения государственного бюджета и защищенных программ. Условия военного положения требуют перераспределения средств бюджета в пользу в первую очередь военно-оборонных расходов, поддержания критически важной инфраструктуры и выполнения социальных платежей государством. Нам необходима и существенная внешнеэкономическая поддержка партнеров (США и ЕС) по предоставлению ликвидности в экономику Украины, обеспечению критическим импортом, поддержанию стабильности золотовалютных резервов и контролируемости инфляционно-девальвационных процессов в нашем государстве. По моему мнению, во время активного конфликта ежемесячно минимальная помощь украинскому бюджету от стран-союзников должна составлять примерно 5–7 млрд долл. США, из которых половина должна идти на поддержку армии, оборонной промышленности и критически важной инфраструктуры.

Читайте также: НАТО выделит Украине дроны, противотанковое оружие и еще больше финансовой помощи - Столтенберг

Отечественные бизнес-структуры столкнулись с колоссальными проблемами для своего функционирования, даже при стремлении продолжать свою деятельность они имеют дело со значительной разбалансировкой цепей поставок сырья и материалов, также есть проблемы со сбытом продукции на территории страны.

Спрос на абсолютное большинство продукции упал и, наоборот, вырос дефицит определенных продуктов самого необходимого потребления (хлеба, круп, воды, лекарств, бензина и т.п.). Уровень оборотных средств значительно уменьшился. По данным Федерации работодателей Украины, почти половина отечественных бизнес-структур закрылись. А в городах и поселках, где продолжаются активные боевые действия, экономическая активность снизилась на 75%.

На остальной территорий Украины работает лишь каждый второй бизнес. Это потеря 50% экономической активности в государстве. Поэтому необходимо сделать все, чтобы сохранить коллективы, рабочие места, бизнес-процессы, логистические сети. Актуальна и проблема релокации и перезапуска под новые требования времени производств (со спецификой в военно-промышленной сфере, экспортных поставках, обрабатывающей отрасли и т.п.).

Читайте также: Как работать предпринимателю, если вокруг война?

В связи с этим нужно срочно создать благоприятные условия для оперативной реанимации бизнес-активности в регионах Украины, где военных действий нет. Целесообразно перейти к модели экономики, которая заключается в отказе от продолжительных и сложных процедур, в частности налоговых, таможенных, тендерных, и в оперативном управлении, макроменеджменте, решении таким образом многих важных для экономики и бизнеса вопросов. Учитывая колоссальный уровень поддержки Украины почти всеми странами мира, необходимо активировать торгово-дипломатические каналы поставок украинской продукции для новых и традиционных партнеров на внешних рынках, особенно это актуально для перемещенных предприятий, новообразованных фирм, а также компаний, которые в значительной мере привлекают к своему производству перемещенных лиц.

Во время войны нужно осмыслить и будущее Украины, а значит, сконструировать новую актуальную целостную, комплексную программу стратегического уровня по восстановлению социально-экономического потенциала Украины и возврату населения на места постоянного проживания. На мой взгляд, это одна из наиболее значимых для перспективы долгосрочного развития проблем — возможная потеря Украиной значительной части наиболее продуктивного человеческого капитала. Потоки беженцев из Украины за рубеж только за три недели войны составили уже примерно 3 миллиона человек, внутренне перемещенными являются еще около 12 миллионов. Чем быстрее закончится война, тем скорее можно будет нормализовать социально-экономическую среду и вернуть человеческий капитал. Если же военные действия продолжатся значительный период времени, то существует угроза потерять людей навсегда. Поэтому нужно усиливать дипломатическое и санкционно-экономическое давление, а также одновременно проводить эффективные и болезненные военные операции против РФ.

Комплексно эти меры могут помочь быстро одержать победу и закончить войну в Украине. Кроме того, оперативно запущенная программа восстановления жилья и инфраструктуры будет способствовать возвращению человеческого капитала в Украину. Для этого требуются консенсус с международными партнерами, все более активное вовлечение их в сферу безопасности, к дипломатическим и социально-экономическим вопросам в этом конфликте, а также сплоченность государственных служащих, бизнес-сообщества и населения Украины вокруг четких прагматичных мер и быстрого их осуществления.

Президент Украины правильно расширяет фокус медийной активности в евроатлантическом сообществе и обращается уже не столько к конкретным высоким должностным лицам-политикам Запада (они показали себя в значительной степени пассивными, а иногда и трусами или циниками), а к парламентам, депутатам, народам демократических стран. Такой подход раскручивает маховик помощи Украине, он действует и заставляет помогать более активно даже западных политиков-скептиков и политиков-трусов, а на перспективу следующие избранные политики Запада будут еще более проукраинскими. Нам также понадобится серьезная поддержка сплоченного евроатлантического сообщества и после окончания войны, при восстановлении Украины и получении репараций от агрессора.

Влияние войны в Украине на ее население, имущество, инфраструктуру, социально-экономическую среду и финансы носит значительный и разрушительный характер.

На сегодняшний день наблюдается недостаточный уровень задействованных против России санкций, — это грозит дальнейшей эскалацией, перерастанием международного военного конфликта в более масштабный, что почти однозначно приведет к миграционному кризису в Европе, экологическим катастрофам, дестабилизации мировой экономики и даже к голоду в некоторых странах мира.

Война в Украине — это вызов мирового масштаба, который должен решаться масштабными военными, санкционными и дипломатическими мерами. Полумеры с давлением и дипломатическими уговорами не влияют на политическое руководство РФ и ее экономику, санкционные меры от 2014 года — подтверждение этого. Политико-дипломатические институты Украины должны системно подчеркивать это и побуждать партнеров усиливать международное давление на страну-агрессора и желающих вести бизнес с ней. В ином случае точечные санкции могут вывести этот конфликт на новый более непредсказуемый уровень со значительными рисками для всей человеческой цивилизации.

Больше статей Евгения Редзюка читайте по ссылке.