UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что нужно, чтобы как можно быстрее отстроить жилье

Какой может быть программа компенсационного финансирования восстановления жилищного фонда

Автор: Сергей Волков

С учетом масштабов разрушений жилой недвижимости необходимые средства на ее восстановление во много раз превышают финансовые возможности правительства. Поэтому критическим становится наличие внешнего финансирования.

В США уже подан на рассмотрение законопроект о конфискации в пользу Украины арестованных резервов ЦБ РФ в объеме 300 млрд долл. В других юрисдикциях тоже начался процесс поиска законных способов конфискации в пользу Украины замороженных и арестованных активов РФ и российских олигархов.

Но при отсутствии юридических прецедентов и, вероятно, из-за продолжительных судебных разбирательств восстановление разрушенного жилья и коммунальной инфраструктуры невозможно без привлечения ресурсов из международных инвестиционных и донорских источников уже в ближайшее время.

Читайте также: Восстановление жилья после бомбежек: в Украине много госкомпаний и программ по ипотеке, а люди сами ремонтируют дома – эксперт

Следовательно, особое значение приобретает выбор правильной финансовой стратегии и оптимального инструментария, которые будут восприниматься дружескими странами и мировыми партнерскими институтами.

К сожалению, Украина пока не стала образцом финансовой доброчестности и еще не избавилась от коррупции. Поэтому любая непрозрачность в обращении с целевыми фондами и инвестициями будет провоцировать недоверие и даже задержку финансирования, что очень опасно.

Украине необходимо срочно разработать программу, обеспечивающую комплексный организационно-правовой механизм, согласно которому за пострадавшими от разрушения жилья лицами не только закрепляется право на денежную компенсацию, но и предлагается современный механизм привлечения средств на восстановительное строительство из инвестиционных и донорских источников. Ключевым аспектом программы должны стать абсолютно прозрачные денежные потоки — от собственно источников финансирования до конкретных объектов восстановления разрушенной жилой застройки и инфраструктуры, включая текущий мониторинг и контроль над ведением работ исполнителями, избранными на честных конкурсах.

Виталий Ким/Facebook

Читайте также: Законопроект №7198: власть придумала проблемы, чтобы не выделять средства на восстановление жилья в деоккупированных областях

Страны-доноры справедливо будут настаивать на своем контроле над расходованием предоставленных средств. Также заявлены намерения отдельных стран-доноров финансировать восстановление того или иного разрушенного войной украинского города. Можно ожидать, что к восстановительным работам планируется привлекать проектные и строительные компании происхождением из партнерских юрисдикций, что вполне понятно и справедливо. Поэтому нужно обеспечить механизм привлечения целевого финансирования на условиях, которые полностью удовлетворят доноров и инвесторов.

Такого эффекта можно достичь путем «монетизации» прав пострадавших на компенсацию с помощью компенсационных сертификатов. Но многочисленные требования пострадавших лиц, даже оформленные сертификатами, не могут быть непосредственно задействованы как инструменты привлечения инвестиционного и донорского финансирования. Но группирование сертификатов в пулы позволит вводить выпуски ценных бумаг, обеспеченных этими пулами. Такие структуры называются секъюритизацией.

Сущность секъюритизационных ценных бумаг состоит в передаче будущих денежных поступлений по секъюритизированным активам в пользу владельцев этих бумаг. В таком случае к инвесторам или донорам (которые приобрели бумаги) будет переходить и право требования к РФ в порядке регресса. Уплаченные за бумаги средства будут направлены на счета пострадавших для целевого финансирования восстановления и ремонта жилья. Такая структура является оптимальной с учетом срочной необходимости начать восстановительные работы, не ожидая уплаты репараций. Этот подход должен также способствовать стабилизации экономики в период войны за счет роста объемов платежеспособного спроса на производство строительных материалов и выполнение строительно-монтажных и ремонтных работ.

Читайте также: В ожидании восстановления: пять вопросов, на которые до сих пор нет ответов

Озвученные правительством намерения о путях привлечения финансирования путем создания трастовых фондов вполне согласуются с такой программой, которой как раз и предлагаются удобные инструменты для формирования активов таких фондов в виде ценных бумаг.

Программа должна сочетать компенсационный механизм с механизмом привлечения целевого финансирования на условиях, которые удовлетворят страны-доноров и инвесторов.

Концепция состоит в следующих подходах к решению задачи финансирования восстановления разрушенного жилищного фонда:

Нацполиция

Предлагаемые правительством формы финансирования, которые будут базироваться на привлечении донорского финансирования в трастовый фонд UNITED24, могут успешно использоваться для восстановления транспортной и инженерных сетей, инфраструктуры, но не вполне пригодны для пострадавших частных лиц и могут обострить коррупционные риски на региональном уровне и вызвать недоверие со стороны внешних партнеров.

Читайте также: Послевоенное восстановление: Украина рискует повторить опыт «хрущевок» – архитектор

Наиболее удобным инструментарием для формирования активов трастовыми и донорскими фондами являются эмиссионные ценные бумаги с целевым режимом использования привлеченных от их размещения средств. К таким ценным бумагам относятся инфраструктурные облигации и ценные бумаги, выпущенные на базе консолидированных пулов из компенсационных сертификатов (секъюритизация). Такие формы привлечения финансирования соответствуют требованиям по контролю целевого использования средств, что является требованием со стороны правительств стран-доноров.

В Украине пока не действуют применяемые в Евросоюзе четкие правила, по которым может финансироваться жилищное строительство и которые защищают покупателей жилья от мошенничества путем запрета прямого привлечения средств застройщиками. Но функционал банков, финансирующих проекты по строительству и ремонту, естественно совпадает с функцией банков-агентов, обеспечивающих целевое использование компенсационных средств.

Качество и справедливая стоимость строительно-монтажных работ должны обеспечиваться беспрепятственным доступом иностранных строительных компаний к тендерам и конкурсам по отбору подрядчиков. Этот фактор окажет положительное влияние на объемы донорского и инвестиционного финансирования.

Высокий уровень диджитализации в Украине и ее глубокая инклюзия с помощью портала «Дія» уже начали использоваться для фиксации нанесенного ущерба. Поэтому вполне целесообразно распространение диджитализации на процессы определения объемов разрушения и повреждения жилищного фонда, а также для обсчета компенсации затрат на его восстановление.

По инициативе Комитета по восточноевропейским экономическим отношениям, который действует в Германии с 1952 года и занимается совместными проектами Германии со странами Восточной Европы, пятьдесят экспертов составили досье с детальными предложениями по экономическому развитию Украины. Согласно этим предложениям, каждая страна-донор должна сохранить контроль над собственными проектными средствами для обеспечения прозрачности и подотчетности.

Положительным следствием практической реализации программы станет то, что вдогонку за донорским финансированием вполне возможно привлечение инвестиционного, которое будет базироваться на уже апробированных современных финансовых механизмах.

Больше статей Сергея Волкова читайте по ссылке.