«Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!»
Из советской песни
Как-то осенью Путин сказал, что экономика РФ не упадет более чем на 2,5% в 2022 году, и сразу в данных Росстата начался настоящий строительный бум — все промпроизводство, как и до этого, снижалось, а вот строительство стремительно летело вверх, едва ли не удвоившись в последние месяцы года. Параллельно, правда, сокращались: производство цемента, бетона и других стройматериалов, объемы введенного в эксплуатацию жилья, количество строителей и их зарплаты. Это все, что надо знать об уровне оптимизма в российской статистике. Но даже в этих победных данных уже можно встретить показатели, которые по меньшей мере отрицают тезис российского диктатора, что все финансовые, бюджетные и структурные риски РФ уже прошла, причем достойно. На самом деле наиболее интересное все еще впереди.
«Рекордный» дефицит
Еще осенью российский Минфин ожидал, что дефицит федерального бюджета не превысит 1,3 трлн руб., в декабре грустно признал, что, наверное, все-таки 2,8 трлн, а в январе 2023-го наконец сдался — 3,3 трлн. Напомним, что Россия начинала год с профицита в один триллион, но «незапланированные расходы» внесли свои коррективы.
Выше дефицит был только в ковидном 2020-м — около 4 трлн руб. А нынешний рекорд был бы больше четырех триллионов, если бы РФ не выдоила свою любимую корову. «Газпром» с октября по декабрь тремя равными траншами влил в федеральный бюджет 1,2 трлн руб. в виде дополнительных налогов и еще 600 млрд руб. дивидендов. На этом подарки газового монополиста не закончились, глава правления компании Алексей Миллер заявил, что в 2022 году общие платежи «Газпрома» в бюджеты разных уровней превысили 5 трлн руб. (еще один рекорд), и поблагодарил финансовый блок правительства. А как иначе? Это же Россия.
«Рекордные» расходы
Расходы бюджета РФ за год превысили 31 трлн руб., из которых 2,1 трлн — те самые «незапланированные расходы», целевое назначение которых является секретом Полишинеля. Причем на декабрь 2022 года пришлась пятая часть всех бюджетных расходов года — почти 7 трлн руб. Учитывая, что доходы по итогам 2022-го были 27,7 трлн руб., можно было бы сдержать финансовые аппетиты ради сокращения дефицита и достижения баланса, но с курса на дефицитность никто не сошел, расходы не урезали. Покрывали все деньгами из Фонда национального благосостояния, который только за декабрь похудел на триллион, а в целом за год — на 3 трлн руб., и продавая облигации федерального займа еще на 3,1 трлн руб., причем в декабре — на 1,4 трлн.
В этом году подход «финансировать любой ценой» российский Минфин вряд ли изменит, только гособлигаций хотят продать на 5–6 трлн руб. Вот только расходы 2023 года Минфин РФ снизил до 29 трлн руб. при прогнозируемых доходах в 26 трлн. То есть уже заложив дефицит прошлогодних объемов и надеясь, что «незапланированные расходы» будут ниже, чем в 2022-м. Но, скорее всего, они продолжат рвать на части ФНБ, в котором активов осталось на 6 трлн руб.: фунты и иены закончились вообще, в евро — 10 млрд, еще 500 тонн золота, которое легально не продать из-за санкций, и ключевой ресурс — 310 млрд юаней (3,3 трлн руб.). Вот юани теперь продает российский ЦБ на местном валютном рынке.
При сдержанной бюджетной политике резервов ФНБ с избытком хватило бы на два-три года, но нынешняя политика РФ несдержанна во всем, что подтверждает обновление так называемого бюджетного правила российского Минфина.
Если очень упростить, то работает новое правило следующим образом: если доходы казны выше установленного базового уровня нефтегазовых доходов в месяц, то центробанк на излишек денег покупает валюту и пополняет ФНБ, если же ниже, то продает валюту, а на вырученные рубли пополняет казну. Валюта, как вы понимаете, — юань, а опорные точки — цена и объемы добычи нефти. И продавать Минфину придется чаще, чем покупать. Оптимистичный Минфин РФ уверен, что в 2023-м нефтегазовые доходы страны составят около 8 трлн руб., но это при цене Urals в 70 долл. за баррель и сохранении обычных объемов добычи. В добыче же планируется сокращение с 11 до 9,5 млн баррелей в сутки. В цене — еще один антирекорд.
Нефтегазовый «рекорд»
Средняя цена нефти Urals в январе 2023 года — 49,5 долл. за баррель, что в 1,7 раза ниже, чем в январе 2022-го. Это минимум с декабря 2020 года. Средняя цена Brent в январе составляла 84 долл. за баррель, то есть скидка на Urals — 41%. Российские аналитики сдержанно надеются, что в ходе адаптации участников рынка к санкциям разница в цене Urals и Brent будет сокращаться. Но даже они считают, что выше 60 долл. за баррель цену Urals не поднять.
Поставки в Китай и Индию по морю как таковые дороже, а санкции еще и повышают затраты на страхование и услуги трейдеров — без хорошей скидки покупатели кривят лицо, тем более что выбор рынков сбыта у РФ узок как никогда. Уже при цене 50 долл. за баррель Минфин РФ недосчитается 2 трлн руб. нефтегазовых доходов, а дефицит федерального бюджета может разрастись до 5 трлн.
Экспорт газа тоже идет на «рекорд». Согласно прогнозу BCS Global Markets, объемы поставок только в ЕС и Турцию в 2023 году сократятся до 65 млрд кубометров — показателя начала 80-х годов прошлого века. И цена не будет расти, — аномально теплая зима этого года оставила в европейских газохранилищах достаточные запасы, так что спрос на топливо в 2023-м не будет ажиотажным.
Инфляционный «рекорд»
Рост цен в РФ представляется весьма сдержанным — по итогам прошлого года 11,9%, но и это рекорд последних семи лет. При этом наметился тренд, который не могут игнорировать даже кремлевские оптимисты: стабильно дорожают 70% товаров и услуг, по которым оценивается инфляционный индекс, то есть практически все, кроме топлива и гречихи. Как при таком старте выйти на запланированную инфляцию в 5% в 2023 году? Теоретически импортозамещение, сдержанные расходы бюджета и прочный рубль могли бы помочь. Но если продажа юаней еще как-то поддержит рубль, то два других фактора недостижимы в условиях войны и санкций.
В итоге, вероятнее всего, уже 10 февраля центробанк РФ будет вынужден повысить учетную ставку. Интрига лишь в том, как сильно Набиуллина и компания закрутят гайки. Последствия политики «дорогих денег» все мы знаем: сокращение кредитования и замедление экономического роста — реальному сектору станет хуже, а он уже болен.
Производственный «рекорд»
В декабре 2022 года индекс промышленного производства в РФ снизился на 4,3% год к году, в добывающих отраслях — на 2,6% (газ и нефть — на 2,1%, металлы — на 8,6%), в переработке падение на 5,7%, в водоснабжении и утилизации — на 8,2%. Не просело только обеспечение электроэнергией и газом, правда, и не возросло — показатель около нуля. Все вместе показатели и каждый отдельно — это максимальный провал с «ковидных» времен. Даже там, где должен был бы вытягивать оборонительный госзаказ, нет оптимизма: транспорт и прицепы — минус 47,4% в год, лекарства — минус 30,7%, текстиль — минус 14%. Самое время просить Путина, чтобы он сказал что-то вроде «падения в промышленности в этом году не будет».
***
Так что, даже несмотря на то, что экономика РФ постепенно адаптируется к санкциям, делает она это точно медленнее, чем получает новые пакеты. Надеемся, задержек с ними не будет. Чем тоньше российская финансовая подушка безопасности, тем очевиднее негативное влияние раздутых войной расходов. И тренды этого бюджетного года в РФ о многом говорят. С одной стороны, «непредвиденные расходы» остаются, и (это важно) их сознательно занижают. Говорить о реальных суммах некомфортно, чтобы как минимум не нарваться на вопрос: а не слишком ли высокая цена платится? С другой — сокращение нефтегазовых доходов неизбежно, а после санкций на нефтепродукты, которых мы ждем со дня на день, ситуация точно не улучшится. С третьей — неоправданно оптимистичное бюджетное планирование и откровенная ложь в части данных, которые обязательно приведут и к гарантированному невыполнению бюджета, и к подмене действительного желаемым у кремлевских экономических визионеров. Вероятно, этот год и в дальнейшем будет щедрым на антирекорды в РФ.
Больше статей Юлии Самаевой читайте по ссылке.